место в рейтинге
  • 148036
  • 808
  • 59
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Пилот для Д.А.Кунаева

7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации, учрежденный ICAO (Международной организацией гражданской авиации (ГА).

Есть повод рассказать о замечательном человеке, который свою жизнь посвятил ГА и продолжает по сей день трудится в отрасли. Знакомтесь - Александр Корнеевич СМЕРЕЧАСКИЙ.

Кстати, в его трудовой книжке указано, что общий трудовой стаж составляет 110 лет... Это связано с большим налетом часов.


Совершенно секретно

...октябрь 1965 года. Космодром Байконур. Разговор первых секретарей ЦК Компартии Узбекистана и Казахстана возле своих лайнеров...

- Димаш, неужели этой твой пилот?! - узбекский лидер Шараф Рашидов изумленно смотрел на молодого летчика, докладывавшего Кунаеву о готовности к полету.

- Он не просто пилот, а командир моего экипажа и настоящий профессионал! – ответил Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев и обратился к симпатичному, кудрявому парню, в летной форме, - Саша, летим домой! Заводи!…

Александр Смеречанский выглядел моложе своих 30 лет. Тем, кто не знал его, было невдомек, что это заместитель командира Алматинского летного авиаотряда, пилот 1 класса, который уже 10 лет за штурвалом самолетов.

Именно  А.Смеречанского выбрали в ЦК Компартии Казахстана, когда возникла необходимость срочно доставить самолетом главу республики на Байконур. В те годы, персонального экипажа у Д.Кунаева еще не было.

На космодроме  в обстановке повышенной секретности,для руководства СССР во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, проводились показательные пуски межконтинентальных баллистических ракет. На Байконур были приглашены лидеры и министры обороны  всех стран-участниц социалистического содружества.

Александр Корнеевич, до сих пор поражен даже не тем, что в один день увидел на аэродроме 43 правительственных лимузина «Чайка» ГАЗ-13. Его поразил маршал, который с флажками в руках, лично заводил на стоянки самолеты с высокими гостями.  То был  главком ракетных войск стратегического назначения Минобороны СССР Н.Крылов. Своим вниманием маршал удостоил и Кунаевский Ил-14.

Главы  Казахстана и Узбекистана  улетали из Байконура последними. А.Смеречанский вспоминает, что на обратном пути Кунаев хотел посетить целинные области и посмотреть за ходом уборки. Но метеоусловия не позволяли взять курс на север Казахстана. В полете Д.Кунаев много расспрашивал своего пилота о положении дел в ГА и новой авиационной технике...

После того рейса встал вопрос о постоянном экипаже для Первого секретаря Компартии Казахстана. Должность командира была предложена А. Смеречанскому. Но Александр Корнеевич отказался, объяснив это, с присущей ему откровенностью: хочу летать в напряженном графике пассажирских  авиарейсов, а не сидеть и ждать, когда начальство надумает лететь в командировку.

В ЦК на Смеречанского не обиделись и даже поощрили, дав ему возможность приобрести, почти недосягаемый  для рядовых граждан, автомобиль «Волга» ГАЗ-21. Это всего лишь один эпизод из трудовых будней Александра Корнеевича Смеречанского.

Внезапный пассажир

В 1955 году, когда он только начал работать в авиации, ему поручили на самолете По-2 доставить из села в город роженицу вместе с фельдшером. На подлете к г.Павлодар(а дело было зимой) у пассажирки внезапно начались роды. Смеречанский снял с себя меховую куртку и передал ее назад, чтобы медик смог укутать появляющегося младенца. А сам, коченея от холода, старался как можно ровнее держать машину на курсе: у фанерно-брезентового По-2 кабина была открытая. На аэродром приземлились с новым пассажиром...

Жизнь как полет

Потом были лайнеры Ил-14, Ан-24, Ил-18. Интересно, что на Ил-14 рейс Алма-Ата-Москва длился 24 часа и проходил с шестью посадками.

Затем работа в аппарате Казахского Управления гражданской авиации пилотом-инспектором, ст.пилотом-инспектором, начальником летно-штурманского отдела, начальником инспекции КУГА... И снова полеты командиром на Ту-154, Ил-86. По окончанию летной работы возглавлял центральную производственно-диспетчерскую службу компании «Казахстан ауе жолы». Позже Александр Корнеевич стоял у истоков образования нескольких частных авиакомпании.

За безупречную и добросовестную работу в авиации А. Смеречанский награжден медалями «За трудовую доблесть», «За освоение целинных и залежных земель», «Ветеран Труда», удостоен почетных званий «Отличник Аэрофлота» и «Заслуженный работник авиации РК». Ему неоднократно вручались  Почетные грамоты министерства гражданской авиации и министерства обороны  СССР,  Правительства Казахстана, КУГА.

Александр Корнеевич Смеречанский  имеет сертификаты специалиста по расследованию авиапроисшествий и руководителя Службы авиационной безопасности.

Сегодня Александру Смеречанскому 75 лет  и он по прежнему в строю. У руководителя авиационной безопасности авиакомпании много дел и забот: работа с летным составом, документацией, всевозможные согласования, проверки, инструктажи... Сын и внук Алесандра Корнеевича пошли по его стопам - трудятся пилотами. Все идет своим чередом!

С праздником вас, уважаемые авиаторы!

 
7 декабря 2011, 10:03
2626

Загрузка...
Loading...

Комментарии

С праздником! ;)
toke
0
0
Благодарю! И всех нас, авиапассажиров (прошлых, нынешних и будущих) с праздником!
iPasha
0
0
Интересно, спасибо!
А какое отношение к авиации в имеете? Не первый раз пишите про то что летает :)
toke
0
0
Паша! Спасибо!
Я, как и ты, люблю горы, небо и хороших людей!
svant
0
0
благодарю за пост. очень интересная история. Человек с большой буквы. про таких говорят человек-эпоха. долгих ему лет здоровья. а где нибудь можно узнать о нем больше?
toke
0
0
Благодарю!
Более подробно я о нем написал в журнале "Авиация.KZ" №4
От Алматы до Москвы с 6 посадками-24 часа обалдеть! Неужели в то время партийные боссы из Казахстана так долго летели в Москву?
toke
0
0
Это были нормальные пассажирские авиарейсы. Да, Александр Корнеевич мне так и рассказывал. Первая посадка в Балхаше и т.д.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 12150
  • 178
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
21 авг. 2017 / 16:25
  • 6528
  • 34
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3538
  • 52
Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Его отцом был Мырзагул, матерью Жания, оба глубоко верующие. По рассказам, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах.
theYakov
21 авг. 2017 / 17:21
  • 3151
  • 3
«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

Я всегда теряюсь, когда слышу этот вопрос, потому что я так и не сумел выразить причину одной фразой. Давайте рассмотрим популярные варианты, и я объясню, что именно мне в них не нравится.
convoluted
21 авг. 2017 / 12:29
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2582
  • 67
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2193
  • 1
Байбек замахнулся на то, о чём давным-давно писали и говорили – «город для людей»

Байбек замахнулся на то, о чём давным-давно писали и говорили – «город для людей»

Какой «золотой квадрат»? Вам действительно это место кажется лучшим?! Вот когда Байбеку удастся воплотить в реальность скверы и парки, тогда я буду согласен называть старый центр золотым квадратом.
openqazaqstan
сегодня / 16:53
  • 1702
  • 13
Как я перестала верить в бога: «Религия показалась мне фарсом, а бог – выдумкой»

Как я перестала верить в бога: «Религия показалась мне фарсом, а бог – выдумкой»

Первое, что зародило во мне сомнения – это стэндап-выступление Джорджа Карлина. Его монолог о религии показался мне смешным, но его было недостаточно, чтобы пошатнуть годы моей веры в бога.
DominaOmnium
18 авг. 2017 / 22:17