Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
12
16:49, 02 декабря 2011

Казахстан Алтын Жолы-2: Дорога перемен

Второй раз в этом году обращаю внимание читателей на казахстанские железные дороги. Причем, если первый пост "Казахстан Алтын Жолы" возник после подслушанного диалога в поезде, в котором я был обычным пассажиром, то в этот раз мне повезло в составе группы блогеров почувствовать себя пионером и посетить только что возведённые и строящиеся объекты железной дороги на границей с Китаем. За время поездки на объекты железнодорожной линии "Жетыген - Коргас" и в Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) "Хоргос" мне удалось стать одним из первых "гражданских лиц", посетивших станцию Алтынколь, почувствовать себя "нарушителем" казахстанско-китайской границы, оценить масштабы строительства на МЦПС "Хоргос", прокатиться "с ветерком" в кортеже вице-премьер-министра, искупаться в радоновых ваннах и многое другое.

Blog post image

Начать повествование о железнодорожной лини "Жетыген - Коргас", пожалуй, стоит непосредственно с ответа на вопрос "Оно нам надо?" Проект осуществляется в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного рразвития (ГП ФИИР) по поручению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, и главным его назначением является сократить сроки и дальность транспортировки грузов из Казахстана в Китая и vice versa. Казахстанская сторона называет неформально этот проект "Ворота в Китай", в то время как китайцы рассматривают его как "Окно в Европу", так как по прогнозам на 2020 год доля трансказахстанских маршрутов в перевозках Китай - Европейский Союз должны достигнуть 8%. Уже в 2012 году планируемый годовой грузооборот линии составит 5,5 млн тонн, в 2015 году - 10,5 млн тонн, а в 2020 году - 25 млн тонн. При этом значительно сокращается и время перевозки товаров. Допустим, если сейчас перевозка товаров по морю из восточных китайских портов через Суэцкий канал до европейских городов занимает 45-60 суток (расстояние 24 тыс. км), то перевозка тех же грузов железной дорогой уменьшит время перевозки до 16 суток (10,5 тыс. км). Себестоимость перевозки также уменьшится. Так, если вам нужно сейчас жизненно необходимо (ну мало ли) перевезти груз из Чунцина в Дуйсбург, то придётся выложить 11 900 долларов, а уже в следующем году благодаря железной дороге вы отдадите лишь 10 700 у. е. Благодаря этого ожидается, что доля доходов Казахстана от транспортно-логистических услуг вырастет с 5 до 50%.

Впрочем, на время оторвемся от сухих математических прогнозов, коим мы пожелаем превратиться в реальные экономические показатели.

Для того, чтобы своими глазами убедиться, что для реализации вышеуказанного плана создается качественная инфраструктура, мы прибыли на станцию Алтынколь.

Blog post image

Эта приграничная станция будет выполнять роль "стыковочной" - именно здесь будет производиться перестановка вагонов с непривычной для нас "китайской" 1435-миллиметровой колеи на 1520 мм, действующей на всей территории СНГ. Именно эта станция стала первой точкой, которую в рамках рабочего визита 2 декабря посетил вице-премьер-министр Казахстана Асет Исекешев.

Blog post image

Строительство станции Алтынколь было начато в начале 2011 года, и уже на 2012 год планируется полное завершение строительства. Сейчас на объекте уже проложены все инженерные сети и готовы к вводу в эксплуатацию:

  • здание вокзала площадью 2566 кв. м,
  • столовая на 90 посадочных мест,
  • в процессе строительство двух пунктов технического обслуживания дистанции пути площадью 660 кв. м,
  • контора дистанции пути площадью 390 кв. м,
  • служебное здание военизированной железнодорожной охраны площадью 330 кв. м.

Кроме того, почти завершена работа по благоустройству привокзальной площади, готовы к запуску мобильные котельные, идёт строительство дома гостиничного типа площадью 6625 кв. м, дома отдыха локомотивных бригад, стоянки и гаражей для авто, постов маневрового оператора, эксплуатационно-ремонтного пункта вагонов, складов ГСМ, пожарного депо. Единственное, что огорчило на станции и вообще в районе объектов - это плохое качество связи, а зачастую и полное её отсутствие, из-за чего было нереально вести прямую трансляцию в Твиттере и просто вести коммуникации с "миром". Макет станции:

Blog post image

На пути к станции Алтынколь мы промчались мимо строящегося посёлка Нуркент, который создаётся специально для железнодорожников. К сожалению, время не позволяло нам остановиться, заехать в посёлок и посмотреть уже готовые коттеджи, но знающие люди уверили нас, что там есть всё, необходимое для жизни работников и их семей от техники до ковров.

Blog post image

 

Естественно, что помимо зданий и инфраструктуры для нормального функционирования дороги нужны кадры.

Blog post image

Blog post image

Локомотив на станции.

Blog post image

После Алтынколя вице-премьер-министр Асет Исекешев поехал на Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос." Мы же ехали в автобусе для прессы в составе его кортежа. Перед непосредственным рассказом о самом Хоргосе, хотелось бы поделиться цифрами, которые относятся к эффективности казахстанских логистических систем. В настоящее время по индексу LPI эффективности логистических систем Мирового Банка наша страна занимает 62 место, при этом по эффективности таможни мы вообще стоим на 79 месте (для сравнения, Китай - на 39-м). Ясное дело, что такая ситуация не может нас устраивать, а посему поставлена достаточно чёткая цель - повысить место Казахстана в рейтинге по индексу эффективности логистики до 40-го. И одним из важных моментов здесь как раз и является эффективное приграничное сотрудничество с нашим восточным соседом. Для этого и создан МЦПС "Хоргос", казахстанская территория которого составляет 185 га, китайская 343 га. Важной фишкой "Хоргоса" является то, что граждане Казахстана и Китая смогут пребывать на территории МЦПС на обеих сторонах без оформления виз сроком до 30 суток, а также приобретать на его территории товары по (будем надеяться) приятным для глаза ценам. В дальнейшем планируется, что на МЦПС "Хоргос" будет ходить электричка с Алматы для удобства населения. О компонентах проекта можно прочитать здесь.

Blog post image

В пресс-центре МЦПС "Хоргос".

Blog post image

Всё в ожидании первых посетителей.

Blog post image

Паспортный контроль.

Blog post image

"Кульминацией" дня стала официальная презентация МЦПС "Хоргос", которая прошла на казахстанско-китайской границе с участием вице-премьер-министра Казахстана Асета Исекешева и вице-премьера Госсовета Китая Чжан Дзэцзяна.

Чжан Дэцзян: «МЦПС «Хоргос», стыковка китайско-казахстанского участка железнодорожной линии - это проекты стратегического измерения, которым оказали личное содействие Председатель КНР Ху Цзиньтао и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Это является   подтверждением серьезного внимания руководителей двух стран стратегическому партнерству Китая и Казахстана».

Blog post image

Вице-премьер министр Казахстана Асет Исекешев.

Blog post image

По окончании официальной части мы прошлись до границы и в буквальном смысле одной ногой стояли на территории Казахстана, а на другой на территории Китая. Со старшим полковником китайской армии.

Blog post image

На этом закончилась официальная часть первого дня блог-тура ГП ФИИР, но мы решили не ограничиваться только объектами железной дороги и решили осмотреть главную достопримечательность Жаркента (адм. центр Панфиловского района, где и происходило всё действие) - Жаркентскую мечеть. Эта мечеть была построена в 1885 году китайским мастером Хон Пиком и по виду больше напоминает китайскую пагоду. Сама мечеть заслуживает отдельного поста, поэтому пока ограничусь только этой толикой информации.

Главные ворота мечети.

Blog post image

Минарет.

Blog post image

Сама мечеть.

Blog post image

Если рассматривать потенциал Панфиловского района, то, очевидно, что помимо транспортно-логистического здесь велик и рекреационный потенциал. Так, мы остановились в 40 км от города Жаркент в санатории "Жаркент-Арасан", известном тем, что на этом месте в своё время отдыхал и принимал радоновые ванные Чокан Валиханов.

Blog post image

За подробностями блог-тура ГП ФИИР можно сделить в Твиттере по хэштегу #GPFIIR

Я в Твиттере: @YakovFedorov

12