Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
00:22, 30 ноября 2011

Явные симптомы хронической проблемы

В АЗС Шымкента уже более десяти дней не поставляют бензин, передает корреспондент Tengrinews.kz. Из-за отсутствия поставок заправки недополучают половину от обычного объема бензина. С подобной проблемой могут столкнутся и другие города Казахстана. Все предпосылки для этого есть.

Дефицит ГСМ сложился на рынке из-за того, что Шымкентский нефтеперерабатывающий завод не производит бензин уже больше месяца. Предприятие встало на капитальный ремонт на месяц еще в октябре, но до сих пор не вышло на привычную производственную мощность. Шымкентские заправщики получили письмо от компании «ПетроКазахстан Ойл Продактс» о том, что бензина в городе не будет до конца ноября.

Следствием топливного кризиса стали сбои в работе общественного транспорта: на городские маршруты выезжает едва ли половина машин автобусного парка. На заправках нет солярки - ни зимней, ни летней.

Накануне глава правительства РК Карим Масимов поручил Министерству нефти и газа составить план по обеспечению горюче-смазочными материалами внутреннего рынка на 2012 год.

«Подбейте все балансы, которые вам необходимы, (уточните), какие решения необходимо принять. Я готов их утвердить так, чтобы мы на весь 2012 год вместе с акимами областей расписали всю линейку до конца года: с точки зрения поставок из Российской Федерации толлинга, распределения по месяцам, цен и так далее», – заявил глава правительства.

Это поручение прозвучало именно сейчас не просто так. Ситуация на рынке нефтепродуктов сегодня складывается для Казахстана не самым благоприятным образом.

Во-первых, в декабре остро встанет вопрос обеспечения крупных НПЗ сырьем, поскольку лимит на импорт нефти из Российской Федерации практически исчерпан. По словам министра нефти и газа Мынбаева мы к концу ноября по сути выбрали 6,8 миллионов тонн с лишним. Остался совсем небольшой объем – 170 тысяч тонн, который будет поставлен, и недостающие объемы нужно закрывать за счет увеличения поставок с внутреннего рынка. «Недропользователи оповещены, каждый знает, куда и сколько должен поставить, и, в итоге, по декабрю я думаю, проблем не будет», – считает Мынбаев. Ну, он и раньше был не менее оптимистичен, а очереди на заправках от этого  не уменьшались.

Во-вторых, Министерство нефти и газа РК вынуждено было ограничить в декабре поставки российской нефти в республику по железной дороге. Дело в том, что жд транспортом сырье идет на мини-НПЗ, производящие газойли и дистилляты, которые затем идут на экспорт. Эти поставки «съедали» часть российской квоты, в ущерб крупных НПЗ, производящих бензин для внутреннего рынка. Фактически, государство перекрыло кислород малым производителям, которых не раз обещало поддерживать. А это тоже яркий показатель того, что проблема стоит действительно остро и более эффективных решений, чем «задушить» отечественных предпринимателей у министерства нет.

В-третьих, Россия объявила о сокращении беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан.  Вместо 7 млн тонн, как это было в прошлые годы и в этом году, лимит поставок на следующий год составит 6 млн тонн. Это означает, что необходимо внедрять жесткую систему планирования и экономии. А с этим в нашей стране всегда были большие проблемы. В период посевной могут потребоваться толлинговые схемы для загрузки Павлодарского НПЗ, который спроектирован под переработку легкой сибирской нефти и не приспособлен для переработки тяжелой казахстанской. Это тоже ведет к созданию бюрократических схем (системы заявок, квот и отчетности), в которых наши специалисты не сильны.

Итог неутешителен. Дефицит ГСМ в Казахстане был, есть и будет. 

1
318
7