Вчера в Алматы прошел первый день PR-марафона в рамках 9го Евразийского PR-Event.
Эксперты из Казахстана и России обсудили особенности работы PRщиков во время участия их компаний в программах IPO.
И если в обычных условиях PRщику приходится маневрировать между акционерами, руководством, дочерними предприятиями (если есть) и журналистами, то во время IPO к первому списку прибавляются дополнительные игроки в лице советников, множества консультантов, банков и проч. И мнение каждого из них должно быть учтено до того, как пойдет коммуникация с масс-медиа. А журналистам, как правило, информация нужна "еще вчера".
Как вести себя PRщику в этот период? Что делать и что делать нельзя? Об этом, а также о последних новостях с фронта реализации программы народного IPO в Казахстане читайте в этом посте.
Предыстория вопроса
Программа "Народное IPO" в Казахстане была разработана во исполнение поручений Главы государства, данных в ходе XIII Съезда НДП "Нур-Отан" 11 февраля 2011 года. Приоритетное право на участие в программе было закреплено за гражданами страны. Как было отмечено экспертами в ходе PR Event'11, программа народного ipo стала первым шагом государства по тому, чтобы в Казахстане появились розничные инвесторы.
Согласно исследованиям АРД РФЦА 2010 года, ценные бумаги когда-либо в своей жизни использовали лишь 1% опрошенных. О рынке ценных бумаг в разрезе регионов слышали от 20 до 70% опрошенных. При этом только 4-8% населения в 2010 году выражали намерение использовать инструменты рынка ценных бумаг в ближайшей перспективе.
На фото - Светлана Крутских, Управляющий Партнёр Группы Компаний «Ренессанс»; Сакен Балбаев, управляющий партнер, заместитель генерального директора Promo Group Communications и Асель Нургазина, PR-консультант по Программе Народного IPO - спикеры первой части PR-мастерской "PR и IR сопровождение IPO".
По словам Сакена Балбаева, уже разработан драфт комплексной PR-программы программы (уж простите за тавтологию) народного ipo. Рекламная кампании для населения будет запущена в следующем году.
Напомним, что по планам в 1-й эшелон компаний, планируемых к выводу на IPO (во 2-3 кварталах 2012 года), входят АО "КазТрансОйл", АО "KEGOC" и АО "Air Astana".
2-й эшелон компаний (2013 год): АО "КазТрансГаз", АО "НМСК "Казмортрансфлот", АО "Самрук-Энерго"
3-й эшелон компаний (2014-2015 годы): АО "НК Қазақстан темір жолы" и АО "Қазтеміртранс".
Компании с высоким риском волатильности акций (после 2015 года): АО "НК "КазМунайГаз", АО "НАК "Казатомпром", другие добывающие компании.
И пока PRщики этих казахстанских компаний только готовятся к работе в условиях IPO, российские специалисты уже имеют определенный опыт подобной работы. Делимся советами экспертов PR Event 2011 - Александра Дмитриева (НОМОС-БАНК) и Андрея Быкасова ("Михайлов и Партнеры") (на фото ниже слева "в телевизоре" LG - нашего партнера, к слову):
Итак, советы "бывалых":
Будьте готовы!
–Знайте планы своего руководства заранее
–Используйте время эффективно: стройте доверительные отношения с ключевыми журналистами, общайтесь активно, уделяйте внимание общерыночным вопросам
–Обновите историческую картину информационного поля вашей компании: слабые места и точки роста.
Во время IPO PRщику важно принимать максимально активное участие в информационных потоках компании, всего, что касается ее акций, присутствия на биржах и проч.сделок.
Практически у каждой компании, принимающей участие в программах IPO, есть иностранные (как правило) консультанты. По словам российских экспертов, одна из главных задач PRщика - превратить этого консультанта в адвоката своего мнения. И в связи с этим сл.советы:
Выбирайте своего PR-консультанта!
§Не ждите, пока вам его назначат – участвуйте в выборе!
§Оцените опыт в IPO-проектах
§English-based or Russia-based?
§С кем будет работать консультант: с вами или с организаторами?
§Смотрите на конкретную команду. CEO из Лондона – это не ваш исполнитель
§Опыт работы и отношения со СМИ вашего сектора
Чем поможет PR-консультант
§Имейте адекватные ожидания, чудес не будет
§Специализированный опыт
§Экспертный взгляд снаружи
§«Единое окно» к организаторам
§Адвокат вашего мнения §Ваши «руки» в проекте
Рекомендации:
– Структурируйте процесс работы
– Сосредоточьтесь на стратегии
– Делегируйте трудоемкие задачи
- Обеспечьте двухсторонний обмен информацией
Российские специалисты советуют учитывать, что:
- Аудитория PRщика в период участия его компании в IPO – это прохожие на улицах. Это не профессиональные инвесторы.
- 42% участников народных IPO - это пенсионеры, 73% не имеют профессионального отношения к деньгам
- «Народное IPO» - возможность получить «народное недовольство»
- IPO происходит 1 раз, репутация остается навсегда
Перечень типичных ошибок, которые могут быть допущены PRщиками во время IPO, и которые можно все-таки попробовать избежать:
- Забыть согласовать с руководством свой функционал и права в рамках сделки;
- Не владеть информацией о сделке;
- Думать, что консультанты «пришли за вами», воевать с ними
- Не использовать опыт консультанта, не формулировать сотрудникам и консультантам задачу и проблематику, не контролировать работу
И напоследок совет - не пытайтесь использовать в своей практике любую из этих видов PR-стратегии в период IPO:
§Антистратегия 1: Вообще ничего не говорить
§Антистратегия 2: Поднимать много шума
Советы и рекомендации других PR-специалистов по темам, обозначенным в программе pr-марафона, читайте в наших следующих записках.
Надеемся, что они покажутся вам интересными и полезными,
ваш "Ренессанс".