Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
01:35, 20 октября 2011

Жизнь не по средствам

Довольствоваться малым – удел неудачников. Мы сегодня именно так и живем, используя лишь малую толику тех ресурсов, которые у нас есть. Казахстан стремится войти в десятку ведущих нефтедобывающих стран в мире. И, тем не менее, в стране дефицит качественного высокооктанового бензина. Он есть, но его мало. И он, в основном, импортный. А почему не отечественный?

Министерство энергетики России доложило правительству о том, что российские нефтеперерабатывающие заводы загружены далеко не полностью, причем по большей части установки работают неэффективно без особых видимых причин. В сентябре ведомство проверило 32 крупнейших нефте- и газоперерабатывающих предприятия на предмет эффективности использования оборудования. В среднем загрузка была на уровне 89%, рассказал «Известиям» источник в Минэнерго. Загрузка оборудования, которое обеспечивает вторичную переработку (установки риформинга, крекинга и изомеризации), была на уровне 73–87%, выяснили чиновники.

Уровень загрузки ниже 90% можно считать неудовлетворительным, полагают в Минэнерго и РФ и бьют тревогу. В США, например, НПЗ последнее время работают с загрузкой 94% и это для них нетипично. Обычно этот показатель выше.

У нас тревогу бить некому.

АНПЗ при проектной мощности 5 млн. тонн в год в лучшие времена был загружен не больше чем на 4,3 млн. тонн, то есть на 86%. Примерно такие же показатели у ПНХЗ и ПКОП (Шымкент).

Из-за технической отсталости и сильной изношенности фондов основную долю в продукции отечественных НПЗ составляют продукты с низкой глубиной переработки. Например, если глубина переработки в США в среднем составляет 93–95%, то в Казахстане не достигает и 65%. Соответственно, если из тонны сырой нефти на отечественных НПЗ получают около 140 литров бензина, то в США втрое больше.

По данным исследования «Развитие рынка нефтепродуктов Казахстана в условиях Таможенного союза», «…на Павлодарском заводе уровень выхода высокооктанового бензина в 2009 году составлял 21,37%, на Шымкентском заводе – 11,45%, на Атырауском НПЗ выход АИ-92 составлял всего 3,88%». Производственные мощности составляют 18,6 млн тонн в год, при этом средняя загрузка мощностей НПЗ составляет около 40%, пишет «Курсивъ».

Высокооктановый бензин в нужных стране объемах заводы обещают начать производить только после завершения многоэтапной модернизации, которая завершится только через 4 года. В планах правительства Казахстана реконструкция всех трех нефтеперерабатывающих заводов. Стоимость реконструкции, по оценкам КМГ, около $4 млрд.

Новый завод по словам министра нефти и газа Сауата Мынбаева стране раньше чем в 2015 году не понадобится. А в стране не смотря на слова министра, из года в год, начиная чуть ли не с 1991, наблюдается сезонный топливный кризис. Для сравнения: за 20 лет в Китае построено 90 (!) новых нефтеперерабатывающих заводов. Китайцы строят НПЗ и за пределами своей страны. Китайская государственная инженерно-строительная корпорация и Национальная нефтяная компания Нигерии подписали соглашение о строительстве завода, 80% всех необходимых финансовых затрат понесет китайская сторона. НПЗ мощностью переработки 300 тыс. баррелей нефти в сутки, планируется запустить в 2014 году. Кроме того, Китай поможет Нигерии построить три НПЗ суммарной мощностью переработки 885 тыс. баррелей нефти в сутки. При этом общий объем инвестиций в строительство всех НПЗ составляет $25 млрд.

0
181
0