Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
04:48, 30 сентября 2011

Государственно-конфессиональные отношения: переформатирование Бога

Руслан Жангазы

прикладные исследования в сфере межконфессиональных отношений

 

На современном этапе вопросы государственно-конфессиональных отношений находятся под пристальным вниманием средств массовой информации, экспертного сообщества, и, конечно же, самих верующих Казахстана.

Мониторинг и контент-анализ СМИ за последние месяцы текущего года свидетельствуют о возросшей религиозности населения. Эта тенденция имеет предпосылки стать долгосрочным фактором в общественно-политической жизни.

Именно поэтому сфера государственно-конфессиональных отношений выходит на передний план среди всех прочих актуальных вопросов взаимодействия между властью и гражданским обществом.

Накопленные за годы независимости проблемные аспекты в этой сфере усугубились под воздействием «внешних факторов» и выплеснулись в форме силовых акций с элементами религиозного экстремизма и терроризма.

Следует признать, религия впервые продемонстрировала свой дестабилизирующий потенциал, который достиг действительно угрожающего значения.

Остается констатировать – религия посягнула на весьма «чувствительные» аспекты национальной безопасности.

Речь идет не только о безопасности государства. Известные события на Западе нашей страны обнажили и заставили обратить внимание на комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасности личности и безопасности общества.

Другими словами, система обеспечения национальной безопасности впервые столкнулась с угрозой, которая способна оказать негативное воздействие сразу во всех трех измерениях национальной безопасности – безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства.

Соответственно, государство должно выработать систему мер/мероприятий, направленных на эффективную нейтрализацию угроз по указанным направлениям.

Верующие и представители религиозных конфессий Казахстана должны понимать, что государство вынуждено принять симметричные меры в ответ на ситуацию чрезвычайного характера.

При этом, все фундаментальные права и свободы человека сохраняются, в том числе, свобода совести и вероисповедания.

Необходимо особо подчеркнуть, что Казахстан придерживается всех взятых на себя международных обязательств.

Однако это не означает, что государство должно избрать позицию стороннего наблюдателя в этих сложных социальных процессах.  Когда это касается здоровья, прав и свобод наших граждан, их законных интересов, вступают в силу механизмы государственной правовой защиты.

К сожалению, в религиозной сфере отсутствует так называемая «невидимая рука», которая сама все отрегулирует, соответственно, государство не может позволит себе позицию «ночного сторожа».

Государство, прежде всего, обязано обеспечить восстановление законности и правопорядка на всей территории страны, придать цивилизованный и правовой характер режиму функционирования религиозных объединений.

Нужно поставить мощный институциональный правовой заслон проникновению в страну чуждых нашему народу идеологий и псевдорелигиозных учений.

Одним из мощных трендов, который ярко проявился недавно во внутриполитической жизни нашей страны, можно назвать возросшую политическую субъектность религиозных организаций.

Тревожным сигналом можно считать то, что некоторые силы внутри страны и за ее пределами пытаются придать политический окрас предпринимаемым уполномоченным органом мерам, направленным на упорядочение государственно-конфессиональных отношений.

В этой связи следует отметить опасную тенденцию инфильтрации адептов различных нетрадиционных религиозных течений в органы государственной власти, СМИ и правозащитные организации.

Это позволяет им оказывать определенное влияние на процесс выработки и принятия решения, а также формировать общественное мнение.

Как следствие, относительно высокая степень политизации религии и религиозности. Все попытки Агентства по делам религий цивилизованно регламентировать отношения между государством и конфессиями воспринимаются в штыки.

Но, несмотря на акции противодействия, государство обязано активно использовать весь спектр государственных полномочий в том объеме, в котором позволит эффективно защищать национальные интересы в религиозной сфере, в том числе, применять в установленном порядке запретительные и ограничительные функции.

Дальнейшее поддержание достаточно либерального режима функционирования религиозных объединений, среди которых развелось немало одиозных и неоднозначных течений, не представляется возможным.

Появились так называемые «новые боги», доселе никому неизвестные, это, соответственно, породило различного рода самопровозглашенных «пророков».

Новые религиозные течения становятся весьма прибыльным бизнесом. Эксплуатируя религиозные чувства верующих, руководители ряда новых религиозных течений откровенно говоря превратили свою деятельность в средство наживы и личного обогащения.

Как представляется, подобные псевдорелигиозные течения ничего общего с верой не имеют и преследуют свои корыстные цели.

«Красной нитью» всего сказанного явлется защита нашего главного итога двадцатилетия государственной независимости Республики Казахстан – национального единства.

Национальное единство, важной составляющей которого является межконфессиональное согласие – это высшая ценность нашей государственности.

В целом, предлагаемые меры, направленные на дальнейшее совершенствование государственно-конфессиональных отношений можно объединить в три группы:

- меры, направленные на обеспечение безопасности государства;

- меры, направленные на обеспечение безопасности общества;

- меры, направленные на обеспечение безопасности личности.

Первое. Меры, направленные на обеспечение безопасности государства. В рамках совершенствования понятийного аппарата обсуждаемого проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» прошу рассмотреть возможность введения понятия «религиозная безопасность».

Предлагаемая формулировка:

«Религиозная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов в сфере государственно-конфессиональных, межконфессиональных и конфессионально-личностных отношений».

Защита национальных интересов в указанных сферах должна преследовать следующие задачи:

- стабильное функционирование, воспроизводство и самобытное развитие традиционных для народа Казахстана конфессий (Ислам суннитского толка ханафитского мазхаба и православное Христианство);

- сохранение конфессиональной идентичности, базирующейся на устойчивой системе морально-нравственных ценностных предпочтениях;

- недопущение чрезмерного возрастания роли религиозных организаций в идеологическом пространстве Казахстана.

Государство должно предусмотреть возможность правового воздействия на религиозное объединение на любой стадии – регистрации, функционирования или смены организационно-правовой формы.

Понятие «религиозная безопасность» целесообразно также включить в содержание концептуальных программных документов в сфере национальной безопасности.

Второе. Меры, направленные на обеспечение безопасности общества. В рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» прошу рассмотреть возможность введения норм, запрещающих или ограничивающих учреждать СМИ религиозной направленности.

По нашему глубокому убеждению, уровень религиозности нашего населения достиг оптимального значения.

Дальнейшая пропаганда религиозных идеологий через СМИ представляется нецелесообразной.

Всю религиозно-просветительскую и информационно-разъяснительскую работу через СМИ должно возглавить государство.

Необходимо через эту работу способствовать формированию у населения духовных ценностей и мировоззрения, не противоречащих нашему национальному наследию.

Кроме того, хочу поддержать позицию Агентства по делам религии относительно религиозных обрядов и церемоний – они должны проводиться в специально отведенных для этого местах, мечетях, церквях, молитвенных комнатах.

Религиозные обряды и церемонии не должны «выходить» на улицу и ни в коем случае не должны «заходить» в здания органов государственной власти и силовых структур.

Это подрывает фундаментальные основы светского характера нашей государственности.

Третье. Меры, направленные на обеспечение безопасности личности. В рамках проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» прошу рассмотреть возможность введения норм, защищающих права граждан в случае втягивания их в деятельность  деструктивных сект, угрожающих им нанесением какого-либо ущерба.

Первостепенная обязанность государства защищать своих граждан от посягательств на его свободу, здоровье, в том числе, психическое здоровье, имущество и другие законные интересы.

В соответствие с передовой международной практикой законодательного регулирования реализации свободы религиозных убеждений, предлагается ввести запрет на создание религиозных объединений, деятельность которых способна создать указанные негативные явления.

0
897
0