Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
23:50, 22 сентября 2011

Про Армана

Blog post image

В то время как Германия, Япония, Европа приняла решение отказаться от  "мирного" атома, заложив основы альтернативной зеленой энергетики. В Нью-Йорке (читайте у Красиенко) с высокой трибуны прозвучало не "Кузькину мать!", а разместите банк ядерного топлива в Казахстане. Родная Семипалатинская область на картах - ВКО, город переименован в Семей, ЖЖ в блокировке. А я все равно читаю kyrocava.livejournal.com

Сегодня хожу туда -сюда сама не своя. Всспомнилось вот...Когда мне было лет 5-6 я жила у дальних родичей всего немного, неделю наверное, родичи мои жили в Семипалатинской области. Той самой области, где ядерный полигон...
Семья у моих дальних была прекрасная, многодетная, шумная, веселая. Мама и папа знали массу игр, историй, разных песен и стихов, легенд. сказок. Вечерами мы жгли костер и слушали расскрыв рты о ханах и султанах, о ведьмах, и колдунах, о бесах и жезтырнаках (это такие нелюди с медными когтями, которые нападают на одиноких путников), о разного рода нечисти и святых, о дервишах и прочее, прочее, прочее.

Я очень любила эту семью, она была нищая, жила кое-как, но очень и очень дружная.
Помню, когда соседи угостили Айнур конфетой, шоколадной. она - трехлетний ребенок героически не расжимала ладошку, хотя была жара, и ладонь уже вся сама стала шоколадной от расстаявшей сладости...Она до тех пор никому не давала конфетки, пока мама и папа не придут с работы. И только когда они пришли, она гордая, мол я кормилица дала торжественно каждому лизнуть со своей ладошки. и сама лизнула последняя. Так и жили в этой семье. Заварку чайную сушили по несколько раз, делали сухари, перешивали одежду, экономили на всем, но при этом дома были краски и бумага, и пианино и гитара и блестящая библиотека, которую цитировали наизусть. мама и папа были учителями в сельской школе. ими гордились, их уважения добивались.
И все бы хорошо, но было в этой семье страшное горе- самый младший сын- Арман умирал от лейкемии. Это были 80-ые годы, как раз перестройка, страна ломалась, хрустели хребты...а в маленьком поселке умирал мальчик. Родители малыша видели, что творится в семье, что все дети страдают вместе с Арманом, и самое страшное, что все чувствуют свое бессилие, беспомощность. Страшно, когда ты ничего не можешь сделать. Смерть пугала всех, и даже трехлетка Айнур чуяла каким-то природным чутьем, что происходит, но не подавала виду.

И тогда мама сказала нам всем, что у казахов есть старинный обычай, мол, если все мы наденем одежду Армана и будем называть друг друга его именем, то болезни и смерть и все неудачи, запутаются, когда придут за ним. они не смогут его узнать в нашей толпе. Они слепые, и отличают людей только по запаху. а тут мы все пахнем как он...и тогда они уйдут ни с чем. Мы обрадовались. Мы снова почувствовали себя сильными, мы снова стали надеяться. У нас появилась радость. Мы были как маленькие воины в битве за Армана.
Арману тоже понравилась затея.
Вскоре в нашем доме началась веселая кутерьма...Стали происходить разные смешные путаницы, когда мама звала кого-то и кричала -Арман! -и ей навстречу бежали все. мы стали путать друг друга, смешные случаи снова стали происходить в доме, и дом опять наполнился смехом и улыбками.

Арман радовался всему этому. Потому что...кто забил гол? Арман! Кто рассказывал истории про то, как Брюс Ли победил Кинг Конга? Арман! Кто больше все натаскал воды? Арман!

- Я как будто проживаю несколько жизней... спасибо вам...

К нашей затее присоединились соседские ребята, они тоже стали называть себя Арманами. среди них были ребята разных национальностей, и всем очень хотелось, чтобы малышу стало легче. и наши победы были его победами.
Арман прыгает выше всех, и это Арман вышивает крестиком, это он научился свистеть и это он и только он плюнул дальше всех. А еще он подрался с Арманом и победил его. Арман быстрее всех заплетает косички и играет на гитаре, а еще Арман умеет красить губы.

Арман смотрел на все это из окна и улыбался нам, своей тающей улыбкой. А мы верили, мы надеялись. мы считали, что почти победили смерть. И вот она расстерянная и запутанная плачет от обиды. Она не может найти настоящего Армана среди нас...

С каждым днем Арманов в поселке становилось все больше. уже не было дома,где не было Армана. И даже взрослые подключились к нам, детям. И я их понимаю, ведь когда малышу больно и страшно, и дни его последние, ты пойдешь на что угодно, чтобы ему стало легче, хоть чуть-чуть...А тем более, если видно, что ему от этой суматохи и суеты только светлее жить...То почему бы не назваться Арманом, хотя бы на несколько дней,и пусть этих дней будет как можно больше.

Смерть смеялась над нами и она все-таки забрала малыша. И врачи разводили руками, они удивлялись и не могли понять, почему мальчик прожил дольше, чем они предполагали...Откуда в нем взялось столько силы?! И как он только смог выдержать?

А один пожилой доктор тихо произнес- Бог конечно же есть, уважаемые коллеги! Конечно же! Ни один врач не может сбрасывать со счетов этот факт!

Я сегодня справочник взяла, по казахским обычаям, мне знакомые прислали, листаю, смотрю, нет такого обычая и все. Нет! НЕТ!!!! НЕТ!

Значит...мама просито всегда мама, даже если...Она придумала, наврала нам, ради этой счастливой шумихи, ради смеха и шуток, чтобы дом снова встал с ног на голову, и суета жизни наполнила его. Чтобы Арман забил гол и научился быстрее всех заплетать косички и плевать дальше всех.

Она была мамой и знала, что нужно сделать, чтобы ее мальчик прожил дольше как можно дольше.

Когда его не стало, мы пришли прощаться с ним, нам было горько, но нам не было стыдно, ведь мы сделали все, что смогли. И это тоже сделала для нас его мама. Она понимала нас, и придумала такую ерунду, которая примирит нас с этой потерей, и научит нас бороться до последнего всегда. Бороться, даже когда заранее ясно, что битва проиграна. есть битвы, от которых нельзя отказываться...

О Семипалатинском полигоне можно прочесть здесь. http://www.poligon.kz/risk.shtml

4
845
1