Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
23:23, 18 сентября 2011

Правда на моей стороне

В сфере отечественного образования появился прецедент. Наверное, впервые за последние годы профессор публично выступил с критикой в отношении руководителя вуза. Руководитель в долгу не остался. И уже через неделю группа преподавателей, не назвавших себя, выступила с критикой профессора. Конфликт из локального перешёл в публичный, и сейчас на наши вопросы отвечает тот самый профессор. Это Айгуль Тулембаева, теперь уже бывший профессор КазНУ им. Аль-Фараби.

Опубликовано в газете Мегаполис за 19.09.2011г.

– Айгуль Нуралиевна, вас действительно уволили из КазНУ?

Да. За то, что я якобы нарушила кодекс корпоративной культуры КазНУ, где прописан запрет на критику руководителя. Причём первым этот кодекс нарушил сам ректор Мутанов, унизив моё достоинство и самоуважение. Но в кодексе прописано, что подчинённый не должен отвечать на некорректное поведение руководителя. А поскольку я позволила себе публично выступить с критикой проводимой политики ректора («Где логика и здравый смысл?» газета «CAMonitor» от 26 августа 2011 г.), то он меня уволил. Я написала заявление ректору, в котором указала, что являюсь единственным профессором Высшей школы экономики и бизнеса (ВШЭиБ), который руководит фундаментальными исследованиями по гранту МОН РК, и должна их в этом году завершить. И он через неделю дал мне 0,25 ставки, чтобы я завершила эти исследования. Я воспринимаю это как ещё большее унижение. Лучше бы оставался верен себе и ничего мне не давал, чем бросать такую кость.

– А действия ректора не противоречат трудовому законодательству?

– Противоречат на все 100%. И не только трудовому законодательству. Получается, что кодекс корпоративной культуры государственного образовательного учреждения выше Конституции, где закреплены мои конституционные права – иметь и высказывать своё мнение. Я, как учёный человек, просто обязана выражать своё мнение по роду своей деятельности. Если я, видя и понимая бессмысленность действий, буду молчать, какой же я профессор? И всё это делается при том, что по правилам кредитной технологии студенты сами выбирают себе предметы и преподавателей, а меня студенты выбрали ещё в мае. То есть помимо моих прав нарушены также и права студентов.

– Ваша публичная критика стала неожиданностью для ректора?

– Абсолютно нет. Я обратилась с открытым письмом к министру образования и науки после не­однократных обращений к ректору. Когда он мне окончательно отказал, я честно сказала ему, что буду обращаться к министру и выступать в СМИ, поскольку твёрдо уверена в логичности своих доводов. Практически два месяца он уговаривал меня этого не делать, обещая прислушаться к моей позиции. Он даже звонил мне на мой мобильный телефон и клятвенно заверял, что сдержит своё слово. Я ему поверила и честно выполняла условия нашей договорённости, то есть нигде его не критиковала. Но через два месяца он публично обвинил меня в шантаже и написании анонимок, нанеся мне оскорбление. И тогда я сказала, что опубликую в прессе своё обращение, причём дала ему предварительно с ним ознакомиться. Поэтому для него это не было неожиданностью.

– А в чём заключается ваша позиция? Если она, по вашим словам, абсолютно логична, почему ректор к вам не прислушался?

– Я отстаиваю интересы качественного экономического образования в КазНУ и пытаюсь защитить свой альма-матер от необдуманных, на мой взгляд, действий руководства университета. Я работаю в стенах КазНУ больше двадцати лет, 7 лет из них – заведующая кафедрой. И никто не убедит меня в том, что объединение двух кафедр, в результате чего на одной объединённой осуществляется подготовка по 6 разнонаправленным специальностям, повысит качество образования. Я уверена, что любой человек, у которого всё в порядке с логикой, согласится со мной. Вдумайтесь. В результате организованной ректором реструктуризации в ВШЭиБ на 3500 студентов сохранилось 4 кафедры, из которых на трёх идёт подготовка по 1 специальности и на четвёртой объединённой кафедре «Менедж­мента и маркетинга» – 6. (Имейте в виду, что речь идёт о бакалавриате, магистратуре и докторантуре PhD, т.е. 4 специальности – в бакалавриате и 6 – в магистратуре и докторантуре). Причём все эти 6 специальностей – это наиболее актуальные и востребованные специальности в свете реализации ФИИР (менеджмент, государственное и местное управление, маркетинг, логистика, управление проектами, инновационный менеджмент). Это однозначно приведёт к ухудшению качества подготовки всех этих шести специальностей. Ни один заведующий не может быть специалистом одновременно в шести направлениях.

Результаты этого объединения уже очевидны. Меня уволили, а мои спецкурсы отдали преподавателям, которые никогда не преподавали ни маркетинг, ни логистику. О каком качестве можно говорить? Причём вместе со мной уволили и других преподавателей. В частности, курс «Брендинг» на английском языке готовился на моей кафедре целый год, а теперь его отдали преподавателю, который и на русском его не изучал.

Я никак не могу понять, из каких логических соображений исходил ректор, и он не предъявил никаких научных обоснований своей политики реструктуризации, кроме громких слов о кластеризации. Я разработала собственный курс по кластерам и очень хорошо знаю, что это такое. Поэтому могу уверенно говорить, что его действия не имеют под собой научной основы. Недавно КазНУ вошёл в мировой рейтинг вузов по итогам 2010 года. Значит, он неплохо работал. Так зачем необдуманно крушить то, что и так даёт положительные результаты? Лучшее часто враг хорошего.

– Ну а другие профессора? Неужели ректор единолично принял это решение?

– К сожалению, нет. Другие профессора (конечно, не все) его поддержали, причём некоторые сначала подписали вместе со мной обращение к ректору с обоснованием против данного объединения, а потом публично отказались от своей подписи. И главный выдвигаемый ими аргумент: «Мы никогда не пойдём против политики ректора». Давление явно было очень сильным. При этом ректор организовал гонения, оклеветав меня на страницах газеты. («Кафедральный разбор» газета «CAMonitor» от 9 сентября 2011 г.).

В этой статье журналисты изложили позицию «солидных», по их словам, учёных КазНУ, но ни одной фамилии не было указано. Я была просто в шоке от клеветы и невежества этих людей. Во-первых, они утверждали, что «специальности «менеджмент» и «маркетинг» имеют один и тот же шифр – 08.00.05», что является совершенной ерундой. Поскольку шифр 08.00.05 – «экономика и управление народным хозяйством» был введён ещё при Советском Союзе и давно отменён. Также они указали, что «укрупнённая кафедра «Менеджмент и маркетинг» включает в себя смежные специальности». Любой мало-мальски сведущий специалист скажет, что менеджмент и маркетинг, государственное управление и логистика никак не являются смежными специальностями. С таким же успехом смежными можно назвать все экономические специальности.

Но что больше всего возмущает, так это то, что эти не назвавшие себя «солидные учёные» заявили, что «шесть специальностей имеются только в магистратуре и докторантуре PhD, но это не сказывается ни на количестве штатных единиц, ни на объёме работы». После таких слов о чём можно говорить? Магистратура и докторантура – это же подготовка самого высокого уровня, это же штучный товар! Как можно смешивать в одну кучу такие разные специальности и при этом утверждать, что объём работы не увеличится?! Мне неприятно, что эти «солидные учёные» бросают тень на весь профессорский состав университета, который всегда был и остаётся флагманом отечественного образования.

Я уже не говорю, что в этой статье меня и мою кафедру полностью оклеветали, но я не хочу занимать ваше внимание подробностями, хотя по всем пунктам могу дать развернутое обличение во лжи.

– Что вы намерены делать дальше? Собираетесь отстаивать права в суде?

– Да. Я проконсультировалась с ведущими юристами, и все утверждают, что правда полностью на моей стороне. Но прежде я хочу обратиться к высшему руководству и спросить: неужели подобное самоуправное поведение первого руководителя вуза допустимо в нашей стране? Неужели на него нет управы и он может открыто попирать достоинство и права людей? Если он так запросто «вышвырнул» меня, профессора, который имеет самый высокий рейтинг Высшей школы экономики и бизнеса (этот рейтинг охватывает научную, учебно-методическую и воспитательную работу), лауреата государственной стипендии «За выдающиеся достижения в развитии науки и техники РК», обладателя гранта «Лучший преподаватель вуза», автора нескольких учебников, рекомендованных МОН РК, в том числе совместного учебника с МГУ им. М. Ломоносова, автора нескольких государственных образовательных стандартов и в конце концов женщину, которая одна воспитывает двоих несовершеннолетних детей, то о каких профессиональных и личностных качествах г-на Мутанова можно говорить?! Если с его подачи меня публично оклеветали и облили грязью, то как можно оценивать его методы управления? Унижая меня, он хочет держать в страхе весь коллектив?

И ведь в своём письме я указала на его нарушения этики в отношении Президента РК. Получается, меня уволили за то, что я отстаиваю честь Лидера нации?

 
3
1000
2