• 396785
  • 4095
  • 531
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Бiржан сал: Степной трубадур

Осенние премьеры казахстанских кинематографистов, за редкими исключениями, не сильно отклоняются от привычных трендов последних лет – бандитской романтики с одной стороны, и экскурсов в номадическое прошлое, с другой. Нетипичной картиной второй категории стала режиссёрская «проба пера» известного актёра театра и кино Досхана Жолжаксынова. Ровно тридцать лет назад дебют в ленте «Погоня в степи» принёс Жолжаксынову известность как актёру. После ухода с должности директора казахского ТЮЗа, артист искал средства и возможности для создания собственного фильма – с самим собой в главной роли, что делает проект «Биржан сал» похожим на личный бенефис Жолжаксынова.

Фильм сняли быстро – на презентации со-режиссёр фильма Рымбек Альпиев жаловался на сжатость сроков и работу по 16 часов в сутки. Неизвестно, что заставило создателей ленты так торопиться, но ощущение спешки не покидает зрителя и при просмотре. Это относится как к операторской работе и местами «заваленному горизонту», так и к довольно резкому монтажу. Режет глаз жалкий вид Кояндинской ярмарки. Лёгкий ступор вызывает сцена с подводными съёмками перехода реки верхом на лошадях. К техническим недочётам можно отнести и «недотянутость» драматических сцен, и весьма приблизительный закадровый перевод, превративший витиеватые казахские эвфемизмы в обмен банальностями.

Общая же эстетика картины больше напоминает жанр советских телеспектаклей, когда игра актёров ещё не «киношная», но уже не театральная. Хотя, к середине фильма это чувство сглаживается – то ли зритель привыкает к этой подаче, то ли её выигрышно оттеняют мощный саундтрек Тулегена Мухамеджанова (правда, и он кое-где подобран с излишне болливудским пафосом) и сама история легендарного казахского певца. А она действительно заслуживает внимания – как и попытка современных деятелей искусства расширить узкие границы энциклопедических штампов, выйти за рамки скупых строчек учебников истории Отечества, и обратиться к теме культурных идолов прошлого.

В фильме показаны последние несколько лет жизни Биржана Кожагулова – признанного акына и «сала» – степного трубадура, окружённого народной любовью и талантливыми учениками, желанного гостя в любом доме и на любом празднике. За кадром осталась история восхождения его звезды – Биржан с детства много общался с акынами, и уже в юности стал известен как виртуозный исполнитель и импровизатор. Кино рассказывает историю появления нескольких самых известных песен Биржана, большинство которых были – где-то прямой, где-то образной – реакцией поэта на вещи, происходившие с ним и с народом, который «сгорбился, стал нищим и убогим».

Тем не менее, «Биржан сал» не пытается представить акына как борца против бесправия и байского беспредела, каким его привыкли описывать историки. И правильно делает. Ведь главными темами самых красивых произведений по-настоящему народного артиста были радости вольной жизни и человеческие чувства, дух свободного певца и любовная лирика – именно эти песни, обогатив художественные традиции этноса, сделали Биржана одним из самых любимых казахских поэтов-акынов. И конфликт, который привёл к личной драме певца, был вызван не репрессиями властей, а экспрессией страстей, обуревавших вольного странника – конфликт мятежного духа и условностей, гордости и предубеждений.

Наверное, поэтому биографическая лента о последних годах жизни и последней любви степного акына очень сильно напоминает временами западные байопики о жизни рок-звезд – гастроли, фанаты, поклонницы, семейные драмы, творческие взлеты и падения, депрессии. Хотя с первых минут фильм балансирует на грани превращения истории в очередную музыкальную кинооткрытку с нарезкой альбомных кадров на тему «Природа Казахстана» и «Быт кочевников», его безусловным плюсом остаётся отсутствие ярлыков.

Биржану не навязывается ни гражданские функции, ни сверхспособности. Жизнь поэта показана через всю противоречивость характера и неоспоримость его художественного дара, словно декларация права гения на особый путь вне стандартов общества – и как трагедия таланта, объявленного безумцем, вольнолюбивого бунтаря, умирающего связанным, в одиночестве, как герой Маркеса полковник Аурелиано Буэндиа.

Опубликовано в Vox Populi

25 сентября 2009, 18:44
1593

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Известный казахстанский бизнесмен становится первопроходцем и создает школу, о которой можно только мечтать. То, что мы, как взрослые, делаем в бизнесе, дети будут делать в этой школе.
Zhumanova
24 апр. 2017 / 16:29
  • 21296
  • 5
Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Всё ли так хорошо у жителей Казахстана? Почему-то наша страна сохраняет твёрдые позиции в первых строчках мировых рейтингов по числу самоубийств.
openqazaqstan
24 апр. 2017 / 16:54
  • 4051
  • 20
«Казпочта» отжигает. Редкий шанс вспомнить агрессивные советские очереди

«Казпочта» отжигает. Редкий шанс вспомнить агрессивные советские очереди

Люди старшего и среднего поколений помнят шумные, недобрые, грубо ругающиеся очереди советских лет. Увидеть, как это было, можно теперь разве что в каком-нибудь фильме. Хотя не только.
openqazaqstan
26 апр. 2017 / 16:14
  • 2761
  • 30
Президент велел делиться. Почему бы казахстанским миллиардерам не послушаться?

Президент велел делиться. Почему бы казахстанским миллиардерам не послушаться?

Президент Назарбаев призвал крупных бизнесменов делиться с народом, следуя примеру своих коллег из развитых стран. В Казахстане, действительно, сегодня много богатых людей.
openqazaqstan
27 апр. 2017 / 14:09
  • 2252
  • 26
Юный алматинец покорил Первый канал на шоу Максима Галкина

Юный алматинец покорил Первый канал на шоу Максима Галкина

Житель Алматы по имени Марк Усачев недавно оказался на телепрограмме "Лучше всех", с успехом идущей на Первом канале России. 9-летний алматинец покорил публику своими недюжинными знаниями.
Seattle
24 апр. 2017 / 16:59
  • 2267
  • 2
Инстаграм – это «рынок девушек» и он круче любой базы данных

Инстаграм – это «рынок девушек» и он круче любой базы данных

Для меня Инстаграм – это рынок. Почему? Ничего не изменилось, девушки все так же бьются в попытках наиболее выгодно себя продать, посредством привлечения внимания.
Annette_Scherer
24 апр. 2017 / 22:35
  • 2220
  • 5
Преподаватели и ЭКСПО: «Пока газеты пишут одно, нас заставляют покупать билеты на выставку»

Преподаватели и ЭКСПО: «Пока газеты пишут одно, нас заставляют покупать билеты на выставку»

Чтобы вы знали, чем занимаются в сфере образования - педагоги являются основой массовок. Какое отношение к учителям со стороны государства, такого же уровня и качество образования.
SaukovV
26 апр. 2017 / 16:05
  • 2151
  • 15
Жуткие истории о рабстве – такие вещи творятся в стране, принимающей «ЭКСПО»

Жуткие истории о рабстве – такие вещи творятся в стране, принимающей «ЭКСПО»

Мы живём, возможно, уже совсем в другом обществе, а не в том, к которому привыкли. Не первый год Казахстан периодически потрясают жуткие истории о рабстве.
openqazaqstan
26 апр. 2017 / 9:39
  • 1977
  • 19
15 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно по версии проекта Popcorn

15 фильмов, которые можно пересматривать бесконечно по версии проекта Popcorn

Команда проекта Popcorn решила вспомнить и поделиться рядом картин, которые можно смотреть хоть до бесконечности, не теряя к ним интереса!
Seattle
27 апр. 2017 / 15:05
  • 1964
  • 47