• 402008
  • 4095
  • 531
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Бiржан сал: Степной трубадур

Осенние премьеры казахстанских кинематографистов, за редкими исключениями, не сильно отклоняются от привычных трендов последних лет – бандитской романтики с одной стороны, и экскурсов в номадическое прошлое, с другой. Нетипичной картиной второй категории стала режиссёрская «проба пера» известного актёра театра и кино Досхана Жолжаксынова. Ровно тридцать лет назад дебют в ленте «Погоня в степи» принёс Жолжаксынову известность как актёру. После ухода с должности директора казахского ТЮЗа, артист искал средства и возможности для создания собственного фильма – с самим собой в главной роли, что делает проект «Биржан сал» похожим на личный бенефис Жолжаксынова.

Фильм сняли быстро – на презентации со-режиссёр фильма Рымбек Альпиев жаловался на сжатость сроков и работу по 16 часов в сутки. Неизвестно, что заставило создателей ленты так торопиться, но ощущение спешки не покидает зрителя и при просмотре. Это относится как к операторской работе и местами «заваленному горизонту», так и к довольно резкому монтажу. Режет глаз жалкий вид Кояндинской ярмарки. Лёгкий ступор вызывает сцена с подводными съёмками перехода реки верхом на лошадях. К техническим недочётам можно отнести и «недотянутость» драматических сцен, и весьма приблизительный закадровый перевод, превративший витиеватые казахские эвфемизмы в обмен банальностями.

Общая же эстетика картины больше напоминает жанр советских телеспектаклей, когда игра актёров ещё не «киношная», но уже не театральная. Хотя, к середине фильма это чувство сглаживается – то ли зритель привыкает к этой подаче, то ли её выигрышно оттеняют мощный саундтрек Тулегена Мухамеджанова (правда, и он кое-где подобран с излишне болливудским пафосом) и сама история легендарного казахского певца. А она действительно заслуживает внимания – как и попытка современных деятелей искусства расширить узкие границы энциклопедических штампов, выйти за рамки скупых строчек учебников истории Отечества, и обратиться к теме культурных идолов прошлого.

В фильме показаны последние несколько лет жизни Биржана Кожагулова – признанного акына и «сала» – степного трубадура, окружённого народной любовью и талантливыми учениками, желанного гостя в любом доме и на любом празднике. За кадром осталась история восхождения его звезды – Биржан с детства много общался с акынами, и уже в юности стал известен как виртуозный исполнитель и импровизатор. Кино рассказывает историю появления нескольких самых известных песен Биржана, большинство которых были – где-то прямой, где-то образной – реакцией поэта на вещи, происходившие с ним и с народом, который «сгорбился, стал нищим и убогим».

Тем не менее, «Биржан сал» не пытается представить акына как борца против бесправия и байского беспредела, каким его привыкли описывать историки. И правильно делает. Ведь главными темами самых красивых произведений по-настоящему народного артиста были радости вольной жизни и человеческие чувства, дух свободного певца и любовная лирика – именно эти песни, обогатив художественные традиции этноса, сделали Биржана одним из самых любимых казахских поэтов-акынов. И конфликт, который привёл к личной драме певца, был вызван не репрессиями властей, а экспрессией страстей, обуревавших вольного странника – конфликт мятежного духа и условностей, гордости и предубеждений.

Наверное, поэтому биографическая лента о последних годах жизни и последней любви степного акына очень сильно напоминает временами западные байопики о жизни рок-звезд – гастроли, фанаты, поклонницы, семейные драмы, творческие взлеты и падения, депрессии. Хотя с первых минут фильм балансирует на грани превращения истории в очередную музыкальную кинооткрытку с нарезкой альбомных кадров на тему «Природа Казахстана» и «Быт кочевников», его безусловным плюсом остаётся отсутствие ярлыков.

Биржану не навязывается ни гражданские функции, ни сверхспособности. Жизнь поэта показана через всю противоречивость характера и неоспоримость его художественного дара, словно декларация права гения на особый путь вне стандартов общества – и как трагедия таланта, объявленного безумцем, вольнолюбивого бунтаря, умирающего связанным, в одиночестве, как герой Маркеса полковник Аурелиано Буэндиа.

Опубликовано в Vox Populi

25 сентября 2009, 18:44
1603

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор Уполномоченный по правам ребенка, как институт во всем мире стоящий на страже жизни и прав детей, в нашей стране будет выполнять представительские функции?
AliyaSadyrbaeva
вчера / 18:27
  • 5009
  • 5
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3874
  • 58
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
24 июля 2017 / 10:18
  • 3037
  • 12
Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Некоторые мои знакомые, мечтают уехать в Россию и побыстрее получить гражданство. Кому мы там сдались? Есть замечательная поговорка: "Где родился - там и пригодился".
Washington
вчера / 12:15
  • 3144
  • 88
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2902
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2405
  • 20
Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Что касается парней, так это вообще отдельная тема. Они для меня загадка. Уже год пытаюсь понять ход их мыслей. Для нас, казахов, немного сложно понять, почему человек в 35-36 лет, до сих пор не нашел смысла жизни.
AASh
24 июля 2017 / 15:19
  • 1936
  • 18
Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Минувшие выходные для казахстанских туристов, рвущихся от алматинской жары к иссык-кульской прохладе, снова обернулись настоящим кошмаром.
caravan_kz
19 июля 2017 / 18:39
  • 1927
  • 4
Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Решили сделать топ-5 красивых актрис Казахстана. Очень долго спорили о первых трех местах и даже чуть не подрались. Было очень тяжело выбирать.
asdbqwe
20 июля 2017 / 14:24
  • 1948
  • 41