• 295870
  • 5564
  • 46
Нравится блог?
Подписывайтесь!

"Народ никогда не понимал искусство"

Интервью известного режиссера, обладателя приза "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля Дарежана Омирбаева газете "Время"

Дарежан ОМИРБАЕВ, кинорежиссер: Народ никогда не понимал искусствоОн первым в Казахстане экранизировал “Анну Каренину”, но по старой доброй традиции этот фильм видела только немногочисленная группа товарищей. Однако один из самых ярких представителей казахской “новой волны” двигается дальше: ведь русская классика одним Толстым не исчерпывается.

- Дарежан, согласно общепринятой в нашей стране легенде, Жан-Люк ГОДАР сказал, что может умирать спокойно, потому что у кино есть вы.
- В моем возрасте - а мне уже за 50 - не очень-то солидно опираться на мнение других. Боюсь, что скоро мне самому нужно будет говорить такие вещи. К тому же я ничего подобного не слышал. Говорить о режиссере должны в первую очередь не другие режиссеры, а его фильмы. Но в том-то и дело, что мои фильмы не доходят до своего зрителя даже в формате DVD. Сегодня в магазинах легко можно купить любые фильмы, кроме казахстанских!

- То есть успех у зрителей - более объективный показатель?
- Не всегда. Мы почему-то думаем, что народ во всем разберется и последнее слово всегда за ним. Но последнее слово только за временем. И если принимать за народ большинство населения, то можно укатиться непонятно куда: массы никогда не понимали высокое искусство. У них просто своих дел полно. Можно сейчас выйти на улицу и спросить у русских, сколько из них читают, понимают и любят ДОСТОЕВСКОГО, который настоящий русский писатель. Уверен, что наберется один процент. И так было всегда. Один процент казахов разбирается в поэзии АБАЯ, один процент евреев интересуется КАФКОЙ. Это и есть те “инстинктивные аристократы вкуса”, о которых писал ОРТЕГА-и-ГАССЕТ. Это как музыкальный слух - если его нет, то с этим ничего не поделаешь.
Но если этот небольшой процент будет сохраняться и выдержит проверку временем, мы можем сказать, что произведение искусства состоялось. И стало народным. В том смысле, что какое-то - пусть малое - количество населения продолжает им интересоваться годы и десятилетия спустя. 
Кино, как и всякий вид искусства, делится на две части. Основная часть - зрительские, жанровые фильмы. Вторая - так называемый арт-хаусный кинематограф, который и нуждается в господдержке. Арт-хаус не приносит деньги, но он нужен для развития кино и мозгов. Это как в науке: существует прикладная наука и фундаментальная, которая не дает сиюминутной выгоды, но откликается в будущем.


- Но так называемые “авторские” режиссеры очень часто прячут творческую
импотенцию за длинными планами и дрожанием камеры. Кто им судья?

- Хлестаковы, подобные СОКУРОВУ, есть и в авторском кино. Тут все упирается в уровень культуры зрителя, в его вкус. За него надо биться, ибо на пустом месте вкус не появляется. Как молодые люди могут разбираться в кино, если в школе нет ни одного предмета, с ним связанного? Детей учат литературе - восприятию текста, но не изображения. Это странно, потому что современный человек гораздо больше времени проводит перед экраном, чем где-либо еще.
Уроки рисования в наших школах идут по остаточному принципу.
У казахов есть поговорка: “Өнер алды қызыл тіл”, то есть “Самое важное из искусств - искусство слова”. Эта норма давно устарела и сейчас мешает развитию нашей культуры. Как было в Европе? Во Франции, например, импрессионисты в конце XIX века отодвинули литературу на второй план. Анна АХМАТОВА сокрушалась по этому поводу: “Французская живопись убила французскую поэзию”. Потом появилась фотография, затем кино... Сейчас над умами властвует ТВ, с которым уже конкурирует Интернет. Нам, кинематографистам, надо поспевать за этим процессом.

- Кстати, о Франции. Как вы относитесь к тому, что про вас говорят - “французский режиссер казахского происхождения”?
- Все зависит от того, кто это сказал. Если этот человек разбирается в кино, то это плохо. Если нет, то мне все равно.
“Национальность” в кино - это следствие, результат, а не первопричина творчества. Снимаешь тот или иной фильм, потому что это интересно.
Например, я разочарован фильмом Сергея ДВОРЦЕВОГО “Тюльпан”. Когда я увидел его документалку “Счастье” - по правде говоря, думал, что он показывает казахов некрасивыми, потому что он сам русский. Потом увидел его “Хлебный день”, снятый в России, про русских. Но там опять то же самое: алкоголики, чудики - и ничего теплого, светлого. А в Узбекистане он снимал детей и показывал, как у них текут сопли из носа. У всех детей во всем мире есть сопли. Но зачем их показывать? Мне кажется, это уже проблемы на уровне психики автора.


- Между тем “Тюльпан” взял приз “Особый взгляд” в Каннах.

- Это ни о чем не говорит. Мой “Киллер” получил такой же приз в 1998 году - ну и что? Впрочем, верно и обратное: если фильм получил приз на фестивале, это не доказательство того, что он никудышный, если не получил - это не делает его шедевром. Как это ни трудно, нужно самому решать - нужен тебе этот фильм или нет. “Тюльпан” интересен по методу съемок, но абсурден по содержанию. У казахов нет имени Тюльпан, и китайские люстры на сватовство они никогда не носили.
У нас есть очень много талантливых ребят, которые могли бы снимать отличные фильмы. Но никто о них не знает. Мне, например, понравился киносборник “В городе А”. Я видел видеофильм Мухамеда МАМЫРБЕКОВА “Зимние бабочки”, и это интересно. Но кто его увидит? А комедии Максата ОСПАНОВА? Сейчас многое решает умелая реклама, а не сам фильм. Считается, что Тимур БЕКМАМБЕТОВ - хороший режиссер, но он, по-моему, талантливый продюсер - ничего творческого в нем нет. Он просто хорошо умеет рекламировать и прокатывать свои фильмы. То же самое касается и Ермека ТУРСУНОВА. О “Келiн” много говорят, но, по сути, это просто немой театр в горах, а не кино. А сними “Келiн” первый его режиссер Актан АБДЫКАЛЫКОВ - какой интересный мог бы получиться фильм.

- Вы преподаете в Академии искусств имени Жургенова. Знакомый выпускник вуза отзывался о вас как об одном из редких мастеров, кто разбирается в кино. Что вы скажете о студентах?

- Они приходят к нам чистыми и открытыми. Не могу сказать, что все способные, но один-два человека в группе могут стать интересными режиссерами, критиками, операторами. Другое дело, что в академии с каждым годом становится все больше бумажной работы, и это мне не нравится. Все эти отчеты - ужас для творческого вуза.
Кстати, советская система образования, от которой мы отходим, была очень даже неплохой.

- Была. Но время-то другое на дворе.
- Да, жизнь изменилась. Как раз об этом мой новый сценарий, в котором я использовал мотивы “Преступления и наказания” Достоевского. Эта проблема не могла появиться в социалистическом обществе. Идея фикс Раскольникова - это в первую очередь психологическая реакция на имущественное неравенство людей в капиталистическом мире. Мы вроде бы все граждане одной страны. Но человек, получающий 300 долларов в месяц, и его соплеменник с доходом 300 тысяч долларов - это представители двух разных рас, если не планет. Разница не большая, а колоссальная, оскорбительная для психики любого человека, тем более юного. Вот об этом я и хочу сделать следующий фильм.

- А почему вы берете в качестве основы произведения русских писателей?
- У многих казахских писателей богатый, прекрасный язык, но мало современных идей. У Достоевского язык скудный, а идей валом. Конечно, повальная русификация, европеизация - это наша беда, трагедия, но я не склонен винить в этом кого-то, кроме истории. Посмотри на евреев - сколько трагедий, гонений, но в результате они заимели очень много преимуществ. Так что я надеюсь, что и в нашем случае сработает принцип “нет худа без добра”.

Источник здесь

Ben Hudai Hudai
Интеллектуальный, образованный эстет.
19 июля 2011, 17:33
3410

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Наверное, надо было указать, что интервью брал я ))
И кроме того, заметить небоьльшую объяву внизу сайта time.kz а то могут быть неприятности )
Hudai
0
0
Я же внизу написал источник.
rrv
0
0
в кот. раз убеждаюсь что "люди культуры" весьма часто сами являются не в полном смысле людьми культурными. это я про интервьюируемого.)
Hudai
0
0
Но извольте спросить почему?
"У Достоевского язык скудный" - весьма спорное утверждение. Вот почитайте немного о языке Достоевского: slovarfilologa.ru

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор Уполномоченный по правам ребенка, как институт во всем мире стоящий на страже жизни и прав детей, в нашей стране будет выполнять представительские функции?
AliyaSadyrbaeva
25 июля 2017 / 18:27
  • 9868
  • 6
Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Некоторые мои знакомые, мечтают уехать в Россию и побыстрее получить гражданство. Кому мы там сдались? Есть замечательная поговорка: "Где родился - там и пригодился".
Washington
25 июля 2017 / 12:15
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
24 июля 2017 / 10:18
  • 3310
  • 12
Если вам отвечают на казахском языке – ситуация с точки зрения законодательства

Если вам отвечают на казахском языке – ситуация с точки зрения законодательства

Я своим постом не собираюсь критиковать кого-либо, что люди знают или не знают казахский или русский язык. Я выражаю своё мнение с точки зрения законодательства о языках.
Advokot
25 июля 2017 / 13:50
  • 2775
  • 31
Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Что касается парней, так это вообще отдельная тема. Они для меня загадка. Уже год пытаюсь понять ход их мыслей. Для нас, казахов, немного сложно понять, почему человек в 35-36 лет, до сих пор не нашел смысла жизни.
AASh
24 июля 2017 / 15:19
  • 2214
  • 22
Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Решили сделать топ-5 красивых актрис Казахстана. Очень долго спорили о первых трех местах и даже чуть не подрались. Было очень тяжело выбирать.
asdbqwe
20 июля 2017 / 14:24
  • 2081
  • 41
Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Самое грустное, что, как и всегда в таких случаях, скоро на Честера начнут изливаться потоки грязи - что он был наркоманом, или что-то подобное (как в случае со многими знаменитостями).
demonica
21 июля 2017 / 15:13
  • 1985
  • 51
Алматы глазами астанчанки: «У вас жара за 30! Вы не то, что южные – вы Африка!»

Алматы глазами астанчанки: «У вас жара за 30! Вы не то, что южные – вы Африка!»

Все дороги ведут в Алматы. Хотелось бы поспорить, учитывая, как я насмешливо провожала друзей или коллег, которые покидали родную Астанушечку и переезжали «на юг».
SogdiK
21 июля 2017 / 18:25
  • 1834
  • 34
Лечиться нельзя умереть. Страшно, когда запятая поставлена якобы «законом бога»

Лечиться нельзя умереть. Страшно, когда запятая поставлена якобы «законом бога»

Стало известно о смерти четырехлетней Виктории Сусаевой. Отец девочки намерен подать на бывшую супругу в суд, так как уверен, что в смерти дочери виноваты ее религиозные воззрения.
lyalusha
21 июля 2017 / 14:35
  • 1522
  • 16