• 3466799
  • 4670
  • 290
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Казахский той в лучших традициях

Прихода лета ждут все, но казахи по-особенному, ведь именно летом открывается сезон свадеб. Вообще-то этот сезон у нашего народа никогда не закрывается, но летом он как будто бы достигает своего апогея. В эту горячую пору казахи каждую субботу, а то и пятницу идут на очередной той своих родственников, друзей, коллег, реже сами женят или женятся. Порой им приходится выбирать между несколькими приглашениями или совершать марафоны по ресторанам, поздравляя новобрачных по очереди, дабы не обидеть виновников торжества.

Именно из-за обилия свадеб в этот период бронировать рестораны приходится за полгода (а то и за год) вперед, иначе не будете же вы женить сына у черта на куличках и непонятно где – гости не поймут. Но как говорят казахи: «Тойдың болғанынан, боладысы қызық», – что в переводе означает: «подготовка к торжеству интересней, чем само торжество».

Так и есть, перед самой свадьбой нужно совершить несколько очень важных обрядов, без которых той не может произойти. Я не буду перечислять все, так как большинство из них уже забыты или не соблюдаются. И чаще всего не потому, что нам наплевать на свои традиции, а потому, что так практичней и экономней. Если вы хотя бы один раз были на казахской свадьбе, то могли заметить сколько бывает затрат у родителей жениха и невесты, а это только свадебные расходы.

Хотя наши предки задолго до свадьбы наносили друг другу по несколько важных визитов, обязательным атрибутом таких встреч были многочисленные подарки, а подогревалось все песнями, плясками и играми. Чтобы не быть голословной, перечислю несколько традиций, связанных с женитьбой/замужеством, и подробней остановлюсь на тех, которые до сих пор не утратили ценности.

Қыз айттыру – родители жениха высматривали будущую невесту раньше, чем сын достигал совершеннолетия, если дети были маленькими или еще не родились, то семьи договаривались в будущем стать сватами. Это значило, что они хорошо знают друг друга или давно дружат. Назывался такой договор – «атастыру». Если договор заключался до рождения детей, то будущие сваты назывались «бел құда», если сватали с колыбели – «бесік құда». Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдавал дочь за сына своего свата, в таком случае их называли «қарсы құда» – «взаимный сват».

Қамшы қайтару – отец, выбирающий невесту для сына, оповещал аксакалов аула и родственников о планах, а они в свою очередь рассказывали, где и у кого есть девушка на выданье. Отец вместе с уважаемыми людьми прибывал к родителям девушки, а после трапезы вывешивал камчу на кереге (деревянную решетку, образующую круглые стены юрты) и только после этого уезжал. Отец девушки после знакомства с гостями, поняв намек, должен был дать соответствующий ответ. Если девушка помолвлена ранее или родители не желали выдавать дочь, то он возвращал камчу хозяину.

Қыз алып қашу – по традиции молодым людям подбирали пару родители, но некоторые джигиты вопреки родительской воле крали своих возлюбленных. Кража невесты обычно заканчивалась распрями, так как в то время практически не было «свободных» девушек: их засватывали ранее. Так Қалқаман выкрал Мамыр и женился на ней (поэма «Қалқаман-Мамыр»), так и Кебек воссоединился с любимой Еңлік (поэма «Еңлік-Кебек»), но эти истории имеют несчастливый конец. Тем не менее, справедливо было бы отметить, что «қыз алып қашу» было обоюдным решением молодых.

Сегодня эта традиция не забыта нашим народом, правда поводом возвращаться к истокам чаще служит «интересное» положение невесты или отсутствие финансовых возможностей у родителей девушки. Ведь ее нужно будет как полагается проводить и устроить очередной той («қыз ұзату» – о нем позже). Обычно девушки, перед тем как сбежать из дома, оставляют письмо, в котором пишут, что сбегают с женихом по собственному желанию и оставляют адрес будущих родственников, чтобы «қуғыншылар» (в лице ее родных и близких) примчались за ней в след – тоже такая вот традиция.

К сожалению, в нашей блогосфере очень часто приходится видеть различные дискуссии(будем их так называть) и комментарии о том, что мол, это дикий обычай нецивилизованного народа. Таким товарищам хочется сказать одно: глупо путать самобытные традиции с уголовно наказуемыми деяниями.

Что касается этих самых деяний, то свои «подвиги» герои оправдывают приверженностью к национальным обычаям. А жертвы таких вот «хранителей традиций» часто смиряются со своей участью из-за того, что если похищенная вернется домой, то будет опозорена и проклята, ну и после всей этой «байги» вряд ли кто-нибудь еще захочет взять ее в жены. Как ни прискорбно, многие девушки именно по этой причине остаются и выходят замуж за нелюбимого или даже незнакомого человека. К счастью, и времена, и нравы теперь другие…

Шеге шапан – особый подарок. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны жениха – это «қарғы бау» (қарғы – уздечка, бау - поводья), на деле скакун или иноходец. А отец девушки на плечи доверенному посланцу жениха (жаушы) накидывает праздничный шапан – «шеге шапан».

Құда түсу – сватовство. Незабытая, обязательная традиция казахского народа. Отец юноши с близкими родственниками едут сватать девушку. Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают, а после всех договоренностей обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: құда аттанар, құда тарту, ат байлар, құйрық-бауыр и т.д.

Ну, а сегодня во время сватовства родители жениха и невесты знакомятся, назначают день свадьбы, и обмениваются-таки подарками. К счастью, современные казахи стали практичнее, и в сватовство теперь входят еще несколько ритуалов, один из них – сырға салу – своеобразное «окольцовывание» невесты. Мать жениха надевает серьги на будущую невестку и тем самым закрепляет ее новый статус. Ко всему прочему, сторона жениха одаривает близких родстенников невесты золотом: обычно это кольца, серьги, броши, колье, часы.

В зависимости от зажиточности семьи, подарки могут быть самыми разнообразными, для будущих родственников казахи не скупятся на них, тем самым стараясь показать свое финансовое положение и успокоить родителей невесты, что их дочь завтра будет жить в достатке. Жаль, что зачастую это превращается в какую-то ярмарку тщеславия – сваты откровенно начинают мериться … кошельками и связями. Чтобы достойно предстать перед будущей родней многие залезают в долги, берут кредиты, а ведь всего навсего-то и надо было – отдать дань уважения традициям предков. Видно символизм у нас не в чести.

Еще один вид раздачи подарков – это қоржын или қалта. Қоржын – это квадратная сумка, расшитая орнаментом. В нее кладут сладости, спиртное, фрукты, украшения. Заглянув в современный қоржын, можно найти спиртное, начиная от Nemiroff и заканчивая Jack Daniels, элитный шоколад и брендовую косметику. Презенты из қоржына раздают участникам торжества.

Бата аяқ – окончательный договор между сватами. Получив согласие стать сватом, отец жениха ехал в аул девушки и окончательно обговаривал дату свадьбы, количество калыма, кәде-жора (подарок). Эта часть сватовства называлась «бата аяқ», а в некоторых местах «сырға тағар» или «баталасу».

Қалың мал – калым. После официальной части сватовства, по обычаю, сторона жениха должна была уплатить «қалың мал», который выплачивался в основном скотом. Его размеры зависели от достатка и состояния сватающихся.

В казахской художественной литературе очень подробно написано об этом обычае, а точнее о том, какую роль играл в браке калым. Например, романы «Қалың мал» Спандияра Көбеева, «Қамар сұлу» Сұлтанмахмұта Торайғырова или «Бақытсыз Жамал» Міржақыпа Дулатова. А вспомните красивую песню Ақана Сері «Балқадиша»?

Иными словами, во всех этих произведениях рассказывается о несчастных девушках, которых выдали по расчету. С другой стороны, еще Оскар Уайльд писал: «Помолвка для молодой девушки должна быть сюрпризом, а приятным или неприятным – это уже как получится», ну или те же романы Джейн Остин, в которых родители спят и видят, как бы выгодней выдать дочерей. А по сему, стоит ли осуждать наших предков, времена были другие.

Киіт – перед отъездом сватов отец девушки наделял их по традиции «киітами» – подарками. Самый ценный «киіт» получал отец жениха, другие сваты получали «киіт» по степени родства. В богатых семьях «киіт» отцу жениха – это целый табун лошадей, большое количество чапанов и в обязательном порядке верховая лошадь. В наше время «қалың мал» не платится, но обычай давать «киіт» сохранился. Излишне вам рассказывать, что сегодняшним «киітом» могут быть норковые шубы и итальянские костюмы.

Қыз ұзату – проводы невесты. Сваты в количестве 5-7 (нечетное число), а то и больше, приезжают за девушкой. Среди них «бас құда», «құдалар» и друзья жениха. Гости веселятся, празднуют, а после торжества девушка прощается и уезжает с новой семьей в новый дом.

Современный «қыз ұзату» мало чем отличается от свадьбы: многочисленные гости, тамада, тосты, подарки, песни и пляски. Под конец вечера для невесты стелят белую дорожку и она ступает по ней, осыпанная лепестками роз (наверное, модернизация традиций). При этом все плачут, очень уж трогательное зрелище. После ее сразу увозят, а оборачиваться, говорят, нельзя – плохая примета.

Неке қияр – обряд бракосочетания. Для совершения обряда призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой, накрытую платком. Собираются родные и близкие невесты и жениха. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. По шариату, если невеста беременна, обряд бракосочетания откладывается, и проводится только после рождения ребенка.

Обычно «неке қияр» происходит в тот же день, что и свадьба, то есть молодожены сначала едут в мечеть, а потом в ЗАГС или наоборот.

Жасау – приданное невесты. Казахи уделяли большое внимание подготовке приданого. В него входили ювелирные украшения, ковры, текеметы, сәукеле (головной убор невесты), одежда, посуда, если у родителей была возможность, то в приданое входила и новая юрта. «Жасау» нередко превышало по стоимости «қалың мал».

Сегодня приданое для казахской девушки все так же остается важным атрибутом свадебного переполоха. Правда, вместо юрты родители покупают спальный гарнитур, а после свадьбы родные невесты привозят многочисленные баулы с подушками, одеялами, постельным бельем и т.д. Закупаются обычно в местных магазинах турецкого текстиля, некоторые из них так и называются – «Жасау».

Келін түсіру – приезд невесты в дом жениха. Девушки и молодые женщины не открывая лица невесты, вводят ее в дом и сажают за шымылдық (ширмой). Порог надо переступить правой ногой. Гости собираются и после «беташара» открывают ее лицо.

Беташар – обряд открывания лица невесты, обязательно сопровождается традиционной песней – жыр. Обычно это делает тамада или певец с домброй, в виде песенных куплетов он восхваляет и представляет невесте родителей, родственников и близких жениха, которые, в свою очередь, дают вознаграждение – «көрімдік», а невеста в знак уважения делает им поклон – «сәлем беру». В конце песни тамада открывает лицо невесты и начинается той.

Конечно, это не все обычаи и ритуалы, связанные со свадьбой, а о некоторых из них уже никто и не вспоминает. Так же хотелось бы отметить, что в каждой части Казахстана может существовать свой обряд или традиция, ну или западный обычай может немного отличаться от северного.

Перепост с ''Новой Евразии''

Алия Arsik
1 июня 2011, 13:57
37638

Загрузка...
Loading...

Комментарии

В этом году рестораны будут забиты осенью. :))
наверное в 11 месяце...
11.11.11
Ура! Ура! Ура!!!!!!!!!!!! :)
Мне почему-то кажется, что ты не так меня поняла. :))
Нет! Я хочу чтобы я тебя правильно поняла)))))
loco
0
0
Интересно было почитать! недавно женился,!
эх когда-нить и у меня будет свадьба!
DyuzEr
1
0
а я за скромную свадьбу на человек 20-30. Чтобы там были только друзья и ВСЕ!!! На фига нужен родственник, которого ты никогда не видел в глаза и дальше бы не видел и жил бы не тужил. Но нет! его обязательно надо пригласить! А то видите ли обидется он!!! И набирается потом 200-300 человек. А то и больше.
А еще против кредитов на свадьбы. Простой пример: Мой друг женился. Для свадебных расходов взял кредит на 3 года. Через год развелся потому что жена шкнила что не хватает денег, а он всю ЗП отдавал в банк. И в чем здесь смысл?!!!.
ну ведь только в казахстане приглашают на свадьбу 400 человек 80% которых приглашены по принципу "Уят болады")
Akuji
0
0
Ага :( ну ничё, полюбому отсеивать буду.
Имхо, еси канеш средства позволяют делать свадьбу на 300-400 человек, а так ничего хорошего. в большинстве случаев, молодые и родители молодых грузяться на бабки, чтоб перед родственниками в грязь лицом не ударить, а по факту, просто понты. куда лучше было бы свадьбу делать, как выше написано на 20 челов, а потом валить молодым куданить и там устроить себе настоящую свадьбу.
каждый выбирает сам, в общем. я пригласил только 200 человек. по шымкентским меркам это немного. пришли только близкие родственники и друзья )
откуда такие интересные иллюстрации?
Arsik
0
6
энциклопедия о традициях на трех языках, точное название и издательство не помню(
drum-e
0
0
интересно было бы узнать происхождение авторов этой энциклопедии...
Книга о традициях казахского народа, переплет зеленого цвета. Алматы кiтап, кажется. хорошая книга, на каз,рус. и англ. языках
спасибо, очень интересно-таки, некоторых не знал)))
Жирный плюс! :)
Arsik
0
6
Рахмет, Айгуля) но если что, вон теее пригласительные на свадьбу подружки))
Очень интересно, освежил знания + узнал новое.
Хочу отметить одно "Для совершения обряда призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой, накрытую платком..." - потом все должны пить из этой чаши, если честно то малоприятное событие - пить из чашки, после того как из нее глотнуло человек 10-15
Arsik
0
5
из нее пьют только брачующиеся))
А это не обязательно, ты же не араб,
Қызы едің, Ыбырайдың Балқадиша
Бұралған белің нәзік, уа-шіркін, тал Қадиша
Обязательно когда в клипах молоко или қымыз пьют надо проливать :)
Akaz
0
0
кто нибудь может поделится шаблонами фотошопа Қыз ұзату?
О! Полезная инфа. Рахмет, Алия. Часто бывает нужно, просят объяснить значение той или иной традиции. Буду отправлять сюда ;)
Спасибо за пост! Еще по моему есть такая традиция. Когда приходит новая невеста все родственники обязательно должны придти на "келын-шай" и попить чай из рук невесты. А вот че это значит я сам не могу понять, но вечно у нас после свадьбы дома дофига родственников которые пришли просто чтобы попить чай)
казахам только повод дай)
Что за "приход лета"??? Может быть, все-таки, "наступление", а? :) Да лан шутю сиибки за классный пост.
Maladets xoro6aya informatsya
a 4ego priderjivatsa eto uje delo kajdogo po vozmojnosty
sakhmets! kstaty chay popit u kelina /snoxi/ eto xoroshaya traditsya
vse dumayut shto toko u kytaitsev i y yaposhek chaynaya tserominia na samom dele net ravnix kazaxsakoy
ona nachinaetsa imenno s kelin shay

zdes je otsenit kak umeet nalivat chay
ne govorya o vajnosty obshenya za stolom
мне всегда жалко молодых келин, особенно вредные ажейки за чай садятся
я сама в детстве по десять раз за дастархан садилась чтобы у женгей чай попить было очень любопытно только я попала из Запада на Восток, а здесь такого нет
сейчас мне предстоит познакомится с будущей келин
Что делать если девушка отказалось выйти замуж после СЫРГА САЛУ И СВАТОВСТВО?

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

Досталось и Скриптониту, который ранее опубликовал запись, о том, что больше не будет сниматься в клипе Гуфа и Тимати. "Я тебя ни о чем больше не попрошу, казах ты мой дорогой" - высказался рэпер.
tala03
вчера / 15:48
  • 3102
  • 10
Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Алматинский учитель поставил диагноз системе, частью которой является образование. Будучи успешным юристом, имевший степень МВА, он вдруг развернул траекторию своей карьеры, став обычным школьным...
Zhumanova
сегодня / 16:26
  • 2218
  • 4
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 2551
  • 64
«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

По данным статистики 2017 года Казахстан занимает 4 место по самоубийствам. Говорить об этом - социальное табу. Мы игнорируем разговоры о депрессиях. Потому что нам страшно.
goribaldi
18 сент. 2017 / 15:45
  • 2479
  • 83
«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

Мужчины спокойно подчиняются логичным правилам, большинство женщин пытаются выторговать себе особые условия. Я убеждалась в этом много раз.
ValentinaVladimirska
18 сент. 2017 / 14:25
  • 2004
  • 34
Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Бесплатное проживание и завтрак в Испании, как прокачать иностранный язык и где поймать бесплатные ништяки в Европе. Если вы backpacker, который пересекает границу разных стран каждую неделю -...
dianaobyrne
18 сент. 2017 / 12:16
  • 2518
  • 1
Бой Головкина и Альвареса завершился ничьей

Бой Головкина и Альвареса завершился ничьей

Канело согласен на реванш, что неудивительно, Гена тоже "за". Все это было немного ожидаемо - эксперты отмечали, что промоутеры надавят на поединок, и захотят растянуть его на трилогию.
Trequartista
17 сент. 2017 / 0:15
  • 2323
  • 17
Мой опыт вегетарианства: «Я ела овощи, и сама стала как овощ»

Мой опыт вегетарианства: «Я ела овощи, и сама стала как овощ»

Три года назад начитавшись-наслушавшись кое-каких знаменитых людей, я решила завязать  с абсолютно любым мясом. Как же возмущались все мои близкие, это надо было видеть, но я была непреклонна.
Bonittta
18 сент. 2017 / 14:33
  • 1874
  • 30
Путешественник был шокирован полицейским беспределом в Казахстане

Путешественник был шокирован полицейским беспределом в Казахстане

Полицейский беспредел в Казахстане осудил российский блогер и путешественник Евгений Золотухин. На своей странице он рассказал, как встретился с казахстанскими полицейскими, и как они оставили не...
tala03
18 сент. 2017 / 16:58
  • 1625
  • 13