Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
07:41, 16 мая 2011

Руки из карманов

Blog post imageПонятия «экспортоориентированность» и «импортозамещение» имеют ключевое стратегическое значение для развития национальной экономики с момента обретения независимости, и до сих пор не утратили своей актуальности, обретя новое звучание в связи с вступлением Казахстана в Таможенный союз. Достижимы ли данные критерии или они так и останутся стратегией еще на 20 лет? В этом пытались разобраться участники NBF-2011.

Круглый стол на тему «Защита и увеличение рынков сбыта» задался целью провести качественную сессию, посвященную выработке целостного концептуального подхода к увеличению сбыта отечественных товаров и определения механизмов претворения его в жизнь.

Согласно совместному заявлению Правительства РК, Нацбанка и АФН об основных направлениях экономической политики страны на 2011 год, формирование единой таможенной территории позволит увеличить рынок сбыта с 16 млн до 168 млн потребителей. По их мнению, вкупе с принимаемыми мерами по улучшению бизнес-климата, это обстоятельство призвано стать стимулом для иностранных и внутренних инвесторов  с целью вложения средств в обрабатывающие сектора экономики, позволяя ей таким образом диверсифицироваться.

Однако обоснованность этого заявления не очевидна, поскольку простое приплюсовывание численности населения соседней страны далеко не означает автоматического роста реальных показателей. Понятно, что в основе расширения рынков сбыта правительство подразумевает продвижение прежде всего на российский рынок. Но вместе с тем следует принимать во внимание сдерживающие факторы, такие как усиление давления со стороны российских конкурентов и появление новых барьеров на пути продвижения наших товаров, что и происходит в последнее время.

Самыми острообсуждаемыми отечественными экспортерами вопросами сейчас являются введение дополнительных технических барьеров при экспорте в Россию, обусловленное сохранившимся суверенным нормотворчеством в области технического регулирования, неясность ситуации по скоропортящимся грузам и другие подобные проблемы. В настоящее время наши экспортеры не видят положительных сдвигов от вступления в Таможенный союз (ТС). Более того, они сталкиваются, быть может, даже с еще большими барьерами, чем до него – административные проволочки, бюрократическая волокита, технические препятствия. Об этом, в частности, говорил президент АО «Азия-Авто» Ержан Мандиев.

Blog post imageЕржан Мандиев:

«Простой пример: после вступления в ТС россияне перестали признавать поставку через РФ как транзитную и стали начислять НДС на стоимость транспортировки, чего прежде не было. Для нашей компании доставка контейнера из Европы стала дороже на $1000. Мы этот вопрос постоянно поднимаем, надо отдать должное нашим чиновникам, они его пытаются решить, но от российской стороны пока встречного движения нет. Здесь нужно иначе ставить вопрос – возможно, стоило бы принять аналогичные встречные меры по отношению к российским поставщикам, может, тогда они стали бы более внимательны к подобным вещам?»

 

Начав обсуждение с этих насущных проблем, а затем периодически возвращаясь к ним в качестве реальных примеров и моделей на четвертом National Business Forum, эксперты пытались разобраться в том, какой должна быть концепция защиты и увеличения рынков сбыта и чего нам недостает для воплощения этой модели в жизнь.

Один из самых больших блоков вопросов был поднят при обсуждении проблемы развития непосредственно торговых сетей и налаживания экономических связей, которые после распада Советского Союза оказались разрушены. Уровень обсуждения этой проблемы задал председатель Пправления АО «Инвестиционный фонд Казахстана» Тимур Жаксылыков, плавно переведя дебаты в данную плоскость. Из целого комплекса сложностей, встречающихся сейчас у отечественных экспортеров, он особо выделил изначальное бремя, связанное с уникальной замкнутостью страны.

Blog post imageТимур Жаксылыков:

 

«Удаленность морских портов, неразвитость инфраструктуры и несовершенство логистических схем суммарно характеризуются индикатором «Международная торговля» в методологии рейтинга Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса». Казахстан в данном рейтинге занимает одно из последних мест в мире, опережая только Центрально-Африканскую Республику и Афганистан (181-е место из 183-х)».

По его мнению, сегодня целесообразнее поднимать вопросы не просто защиты национальных производителей, а формирования национальной товаропроводящей цепи, которой, по сути, нет ни на внутреннем рынке, ни для продвижения товаров на экспорт.  Все текущие проблемы – инфляция, отсутствие доступа производителей к торговым сетям, разница в ценах между регионами, – сводятся к тому, что товаропроводящая цепь за годы независимости так и не создана и пребывает в зачаточном состоянии.

Другой проблемой, остро стоящей перед национальными производителями, является ограниченность источников финансирования. Г-н Мандиев отметил, что его бизнесу выгоднее кредитоваться в Чехии, где процентная ставка с учетом всех страховых и прочих платежей выходит менее 6% годовых, что для Казахстана невозможно даже представить. В то же время нельзя не отметить слова заместителя председателя правления KazExportGarant Гулнар Хасеновой, которая, согласившись с наличием проблемы в целом, подчеркнула, что инструменты экспортного финансирования, успешно практикуемые развитыми странами, постепенно становятся более доступными на сопоставимых условиях и для казахстанских экспортеров.

Blog post imageГулнар Хасенова:


«Согласно программе экспортного торгового финансирования в 2010 году нашей компании в рамках ГПФИИР было выделено 1,5 млрд тенге с целью поддержки именно несырьевого экспорта путем страхования/перестрахования. А с этого года мы начали предоставление экспортного торгового финансирования, предполагающего фондирование кредита покупателю казахстанской продукции по адекватным ставкам».

Достигаться это будет благодаря  статусу экспортного кредитного агентства, которое может кредитовать покупателя в данных операциях по так называемой ставке CIRR, устанавливаемой ОЭСР на ежемесячной основе (сейчас она составляет 2,03%, и за всю историю не превышала 3%) и работающей в совокупности со ставкой страхования. По утверждению г-жи Хасеновой, в результате покупатель продукции получает отсрочку платежа и кредит по ставке не выше 9-10% годовых (для Европы она ниже – 5-6%), причем следует отметить, что все внешние риски коммерческого и политического характера покрываются за счет KazExportGarant.

Вторая часть круглого стола была посвящена вопросам защиты внутреннего рынка и казахстанского содержания. Обсуждение началось с развернутого доклада директора департамента местного содержания и анализа проектов МИНТ РК Серика Камели, в котором были отражены результаты работы по формированию нормативно-правовой базы и перечня из 281 товарной позиции, подлежащей импортозамещению. Ведомством созданы два Интернет- портала: «Казахстанское содержание» и «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию». Г-ном Камели была отмечена новая методика расчета казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг, опирающаяся на определение долей задействованных товаров и работ. В результате ее внедрения показатели казсодержания существенно сократились.

По итогам доклада участниками был подчеркнут действительно большой объем работы, проделанный профильными ведомствами за 2010 год по расширению использования потенциала государственных закупок, заключающегося в потребностях национальных компаний. Как отметил г-н Камели, основным инструментом, применяемым МИНТ, являются технические соглашения. Данные соглашения определяют основные направления сотрудничества национальных компаний и крупных потребителей по вопросам освоения новых видов продукции и последующей их поставки предприятиями отечественной промышленности в течение 3-5 лет. На текущий момент подписано 6 соглашений – с АО «НК «КТЖ», АО «КазМунайГаз», корпорацией «Казахмыс», ТОО «КазЦинк», ТОО «Казфосфат» и ТОО «Камкор Менеджмент». На круглом столе был презентован и рассмотрен один из этих кейсов.

Позиция государства в отношении такого инструмента, как государственные закупки, раскрылась и оказалась даже более интересной, чем на первый взгляд, после ответа г-на Камели на вопрос «как будут защищаться интересы Казахстана в части казахстанского содержания при вхождении в ЕЭП». Пояснив, что в соглашении о государственных закупках в рамках вхождения в ЕЭП предусмотрен переходный период до 2014 года, а в рамках вступления в ВТО – до 2017 года, он отметил: «Откровенно говоря, объем госзакупок на самом деле не столь значим и не столь критичен. Говоря о поддержке национального производителя, целесообразнее сконцентрировать усилия на поддержке недропользователей». Также г-н Камели акцентировал внимание на том, что политика защиты национальных товаропроизводителей не может быть бесконечной, им следует учиться быть конкурентоспособными, в том числе и на внешних рынках.

В целом, в мировой практике на уровне государств разработано немало инструментов и технологий увеличения и защиты своих рынков сбыта. И в этом ключе нельзя не отметить независимый взгляд на поднимаемый круг вопросов, коротко, но верно отражающий главные недостатки отечественной практики. Руководитель представительства Евросоюза в Казахстане по вопросам торговли Муштак Хуссаин, по существу, выразил объективное видение нашей действительности: «Сейчас в Казахстане на всех уровнях много и справедливо говорится о необходимости диверсификации экономики и ухода от сырьевой направленности, на что нацелены принимаемые стратегические программные документы, последними из которых являются ПФИИР, ДКБ и прочие. Однако простой анализ структуры экспорта Казахстана за период, положим, с 2002 по 2009 годы заставляет серьезно усомниться в действительной решимости властей достичь реальных результатов. Так, доля минерального сырья в экспорте за этот период выросла с 61,2% до 74%, в то время как доля пищевых продуктов, например, сократилась с 4,9% до 3,8%, продукции отраслей обрабатывающей промышленности – с 1,7% до 1,1%, доля оборудования – с 1,9% до 0,9%».

Сейчас на пути развития рынков сбыта существует целая группа препятствий (табл. 1). Их с определенной степенью условности можно поделить на политико-административные, инфраструктурные и инструментальные. Результаты обсуждения данных проблем дают организаторам – компании Zertteu Group  и нашему журналу – еще больше основания утверждать, что эффективное решение существующих задач возможно только в формате реального государственно-частного партнерства государственных ведомств, отраслевых ассоциаций, экспертного сообщества и бизнеса на консолидированной основе. К сожалению, ГЧП, начавшее зарождаться в период кризиса, но так и не успевшее оформиться окончательно в связи с восстановлением экономического роста и завершением выборов, скорее всего, перестанет быть жизненно необходимым для власти.

Blog post image

Оценив положение вещей и активно продвигая идею развития института ГЧП, организаторы форума внесли предложение о формировании новой структуры, консолидирующей усилия для разработки решений, анализа процесса развития рынков сбыта и внесения корректировок.

Исследовательская работа компании Zertteu Group, оцененная экспертами Всемирного банка, показывает, что в сферу компетенций подобной структуры должны входить следующие функции (рис. 1):

  • детальное рассмотрение проблематики в разрезе отраслей, детализация и корректировка отраслевых мастер-планов;
  • разработка долгосрочных отраслевых политик по развитию продвижения товаров на внешних рынках совместно с отраслевыми ведомствами;
  • совместная с  АО «KAZNEX INVEST» разработка стратегии развития дистрибуционных торговых компаний и логистических центров, которая способствовала бы продвижению казахстанских брендов и удешевляла логистику;
  • мониторинг проблематики и разработка мер по увеличению казахстанского содержания и вовлечению отечественных производителей в систему госзакупок.

Blog post image

Очевидно, что успех функционирования такой структуры принципиально зависит от четырех ключевых факторов: наличия доступа к необходимой информации; команды экспертов и аналитиков, способной генерировать решения; наличия необходимых полномочий и статуса; наличия качественных коммуникаций и каналов обратной связи с бизнесом.

Утверждение о назревшей необходимости подобной структуры экспертная аудитория разделила полностью, однако было отмечено, что идея давно витает в воздухе, а в настоящее время  на уровне правительства уже есть инициатива по созданию Национального совета по конкурентоспособности, который в случае создания будет дублировать часть обозначенных функций. Говорилось также о том, что часть функций выполняют смежные структуры, в частности, корпорация по продвижению экспорта Kaznex.

Но, исходя из опыта, такая форма и аппаратное, по сути, содержание не позволят реализовать системно качественный подход – реальное ГЧП – к решению стоящих стратегических задач. Успех и эффективность возможны лишь в случае инициативы от бизнеса и экспертного сообщества.

© National Business №83 (2011)

0
890
0