Акустические системы в Рено Логан
Думаю, словосочетание «акустическая подготовка» знакомо каждому, кто хотя бы раз сталкивался с покупкой автомобиля. Почти всегда за этими двумя словами скрывается наличие готовой проводки от штатного места под магнитолу до пустых мест расположения динамиков. По крайней мере, так оказалось в случае с новеньким Renault Logan, купленным братом. И для которого он попросил помочь подобрать “музыку” – благо, когда-то я увлекался аудиотехникой, правда, больше домашней. Пока семейные дела и работа на затянули совсем – но слух-то никуда не подевался.
Впрочем, какие-то представления о “правильной” аудиосистеме для автомобиля были. Нужна приличная, максимально качественная магнитола, то бишь CD-ресивер, компонентные динамики вперед, сзади динамики необязательны, зато по-хорошему, надо добавить хотя бы самый простенький внешний усилитель и сабвуфер. Это если делать все грамотно. Но такой состав встретил самые горячие возражения у брата, по банальной причине нехватки бюджета. Поэтому остановились на простейшем варианте – магнитола и передние динамики. А если окажется, что только передних динамиков будет не хватать, то можно позднее добавить динамики и назад, выбрав подешевле, без особого ущерба для бюджета, и побасовитее.
С источником сигнала все решилось само самой. В бывшей до Логана ВАЗ-овской “пятнашке” еще от предыдущего владельца стоял какой-то древний Clarion, младшей модели, но игравший очень прилично. Еще давно сравнивали его много раз с другими магнитолами – Clarion всегда нравился больше за богатых красок и какой-то особенной певучести. С душой играет. Что было заметно даже с теми неизвестными, но явно – “никакими” динамиками, что стояли в ВАЗ-2115. Соответственно – и сейчас выбор пал на Clarion, только уже старшей модели, раз уж решили на этом не экономить. Ей оказалась CZ500E, которая, к счастью, не только “звучит” как надо, но и хорошенько упакована: мощный встроенный усилитель 4х50 Вт, Bluetooth, эквалайзер и другие настройки для звучания, чтение USB-карточек – досадно только, что нет поддержки FLAC, но ее, вроде, ни у кого из автомагнитол нет, и неактуальная для брата поддержка iPhone. А вот над выбором акустических систем придется хорошенько подумать.
Собственно, обратиться за помощью брат решил после того, как поставил лежавшие у его друзей без дела какие-то динамики, подходившие по размеру – монтажные места у Логана 13-см спереди и сзади. Динамики коаксиальные, встали – точь-в-точь, однако звук оказался “никакой”. Вот тогда стало понятно, что надо делать по грамотному, а не из того, что под рукой оказалось. Прежде всего, определились, что новая покупка будет все-таки компонентными АС, т.е. отдельно – НЧ/СЧ-динамик (мидвуфер), отдельно – “пищалка”, т.е. ВЧ-динамик, он же – твитер. И отдельно – нормальный полноценный кроссовер, от которого много что зависит. А во-вторых, что акустические системы будут полноразмерными, т.е. 16,5-см. Размер не совпадает со штатными дырками в Логане, но это не проблема, решается на раз. Осталось главное – что покупать?
Надо сказать, что и с динамиками вопрос пока решается во многом благодаря сильно давнему опыту встреч с хорошо звучащей техникой. Лет десять назад у близкого знакомого в “Жигулях-классике” оказался CD-ресивер Nakamichi и динамики Hertz – вот и вся аудиосистема. Звучало – просто классно, а главное, совершенно неожиданно для тех скромных денег, которые это стоило. Тем и запомнилось. Но то – десять лет назад… Многое поменялось – Nakamichi и вовсе исчезли давно уже, а с Hertz непонятно – держит ли сейчас планку? В общем, решили так – начнем с Hertz, сравним с чем-нибудь, понравится – берем, не понравится – придется дальше искать. Надеясь уложиться в бюджет до $200, но желательно все-таки поменьше. По деньгам сюда проходят акустические системы Hertz ESK 165 из серии Energy, что вторая снизу.
Пока можно поделиться тем, что можно увидеть из описаний, описаний на сайте Hertz. И по конструкции, и по тех. данным видно, что акустические системы сделаны грамотно, внушают доверие. В общем, с учетом прежнего опыта, предположительно – должно звучать! Особенно понравилось, что чувствительность высокая – хитрые Hertz пишут 93 дБ/2,83 В/м, что на самом деле означает 90 дБ/Вт/м, но 90 – это тоже очень хорошо. Ну а мощности 100 Вт номинала будет “за глаза” не только при работе с магнитолой любой, но и для внешнего усилителя, если когда-нибудь он появится. Главное же, что понравилось – никаких трюков по части опостылевшего маркетинга, что обычно к звучанию никакого отношения не имеет. Цвет только не понравился – оранжевый, как-то несерьезно. Но брату, молодо-зелено-оранжево, как раз очень понравился. К тому же – какая разница, все равно под сетками будут. Еще насторожило, что твитер 20-мм. Это не криминал, конечно, но хотелось бы 25-мм, как у всех более старших по классу АС. Но зато купол твитера – шелковый, да к тому же Hertz – итальянский, а опыт показывает, что итальянцы ненавидят “цыкающие” острые верха – как ненавижу их и я. Верхние частоты должны быть гладкими, “шелковыми” – в прямом и переносном смысле, детальными. Ну и еще из собственных “тараканов в голове” – люблю, чтобы у НЧ/СЧ-динамика была “пуля” (фазовыравнивающий конус) в центре. Просто люблю, а теоретически, для автомобильных динамиков она особенно нужна, поскольку они сбоку и снизу, т.е. – голова оказывается вне оси излучения, а “пуля” позволяет как раз вне оси улучшить поведение на средних частотах. И у тех виденных и очень удививших приятно на прослушивании десяток лет назад Hertz “пуля”, как положено - была! А у ESK 165 “пули нет - даже наоборот, какая-то вогнутость к центру присутствует. Если верить описаниям, такой профиль диффузора называется V-Cone и вроде бы, устраняет необходимость “пули” и вообще хорош и для низов, и для средних частот. В общем, чудеса какие-то – но пока не послушаешь, остается непонятным.
Собственно, пока – все. В ближайшие дни надо найти поблизости магазин, где есть Hertz и есть стенд, чтобы послушать их “живьем” и сравнить с чем-нибудь. Впрочем, через месяц-полтора предстоит поездка в Москву, и если тут не найдется такого места со стендом, можно будет там попробовать – уж там-то точно обнаружится. Об этом – в следующий раз.