начало тут
В результате скрупулезного, почти четырехлетнего сбора сведений о наших мастерах, выяснилось, что:
1. Ни у одного из народных зергеров нет персонального сайта. За исключением легенды казахстанского ювелирного рынка и покорителя западных любителей этники – Ильяса Сулейменова еще парочки гламурных ювелиров. Конечно, это замечательно, что они прославляют страну, но не нравятся мне их вычурные изделия, хоть убейте. Этномодерн. Да и не по карману, что уж там. По душе больше браслеты и кольца, которые носят апашки. Они теплее и роднее. В них чувствуется индивидуальность и самобытность какая-то. И скромное обаяние.
2. Самым крутым дядькой – ценителем и мощным знатоком старинных и антикварных казахских изделий, по моему глубокому убеждению, является Анатолий Яганин из Шымкента, случайно купивший на блошином рынке старинную пару сережек у старушки, после которой приобретение и коллекционирования стало его страстью. Моя мечта идиота – съездить и посмотреть на его огроменную коллекцию.
3. Вверх Навои по дороге на Алмаарасан, где-то не доезжая до Тау-Дастара есть небольшое поселение зергеров где они живут и работают. В скором времени выложу отчет с подробностями. Сразу после того как совершим разбойный набег на мирное поселение на пару с gumichka :)
4. В районе ГРЭС есть пара цехов частников. Зарегистрировано под названием какой-то ТООшки. Организованного сбыта ради. Из изделия можно найти по всему городу. Достаточно только обратить внимание на этикетку с названием и однообразность узоров. Да и по справочникам кучу Ипшек найти можно.
5. В районе Дежнева/Шаляпина есть торговый дом, где выставлено на продажу то, что делают браться Юлдабаевы. Стиль - неоэтника. Цены больно зараза кусаются.
6. Есть еще целая куча магазинчиков в районе ЦУМа, гостиницы Жетысу, которые позиционируют себя как ювелирные студии. Такие «студии» есть даже на золотых рядах барахолки, где у зергеров берут на реализацию серебро и золото.
7. Для несведущих – под видом национальных изделий, на рынках вам могут тупо впарить, неумело и кустарно продырявленный браслет дагестанского (Кубачи) происхождения, с коряво продетой цепочкой, которая ни сном, ни духом что она есть часть браслета, и пришпандуреными абы как абсолютно левыми кольцами. Прошу обратить внимание или захватить с собой престарелую родственницу. Они сразу раскусят чуждый узор.
8. Наловчилась рисунок дагестанского серебра интуитивно отличать от нашего – преобладает цветочная тема со всякими завитушками и листочками. У наших все сурово. В отличие от региона происхождения зергера, рисунок может отличаться.
9. Бумажную этикетку с весом и ценой, которая висит на изделии, можно купить на барахолке пачками. И, соответственно, рисовать, какие душе угодно цены на только что купленный браслетик.
10. Любая производимая в стране ювелирная продукция подлежит обязательной сертификации Пробирной палатой (находится в Алматы). Из любой партии готовой продукции отбирается на шару колечко, цепочка, браслетик, и проверяется на соответствие заявленному содержанию драгметалла.
11. На нормальном проверенном и сертифицированном изделии должно быть 2 печати – одна производителя с пробой и одна Пробирной палаты. Если присмотреться, там должен быть изображен барсикJ Я сломала себе глаза и лупу, но в крохотной печати барсика не увидела. Вот почему мне не суждено быть великим ювелиром.
12. Полюбоваться сразу всеми произведениями сразу всех зергеров с хорошим дисконтом можно на ежегодных ювелирных выставках при поддержке акимата в лице департамента культуры. На таких выставках аренда за место у них взиматься не должна, что приятно отражается на ценах. Но не всегда так получается. Если выставка частная как в Конгресс холле в Астане (называются, если я не ошибаюсь, Весенняя, накануне 8 марта или Мир подарков, ближе новому году), плюс аренда, не все зергеры соглашаются тащиться сюда со своими изделиями.
Ну вот, пока все.