Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
12:35, 21 апреля 2011

УПРАВЛЯЯ «НЕВИДИМОЙ РУКОЙ»

УПРАВЛЯЯ «НЕВИДИМОЙ РУКОЙ[1]»

Государство, по-видимому, считает, что оно может эффективно вручную управлять экономикой. Тенденции по усилению роли госуправления все отчетливей видны в заявлениях и действиях правительства. Что это, следование мировой моде или осознанный выбор в пользу азиатского пути развития? Какова роль ГЧП? Какие подводные камни на этом пути нас ожидают?

Blog post image

Астана, последний день зимы, отель Radisson SAS. Для обсуждения текущих задач, которые стоят перед экономикой, собрались представители бизнеса (предприниматели, руководители компаний, консультанты), правительства и СМИ. Все они прежде всего хотели бы услышать новые идеи, встретиться с нужными людьми, выразить свою позицию по тем или иным вопросам. Темы, которые поднимались на форуме, понятны, своевременны и интересны: программа посткризисного развития, вопросы управления изменениями, проблемы с инфраструктурой, рынками сбыта и в гуманитарной сфере.

Как отметил в своем выступлении Арман Идрисов (Zertteu Group): «Форум – это верхушка айсберга, которая отражает те процессы, которые происходят в экономике…». Давайте посмотрим на форум под углом той тенденции, которая преобладает в экономической политике в последние годы. Речь об усилении роли государства в экономике. Международный экономический кризис побудил государства к крупномасштабному прямому вмешательству в экономику как за счет бюджетных стимулов, так и посредством усиления регулирования. Этот перекос в экономической политике возник во многих странах мира из-за очевидных провалов свободной рыночной модели, пропагандируемой США, и на фоне успехов китайской модели, которая, оставаясь рыночно-ориентированной, предполагает, что руководящая рука государства должна твердо держать рычаги управления экономикой.

Эта мировая тенденция не обошла стороной и Казахстан. Нельзя сказать, что государство не принимало участия в экономических процессах Казахстана до кризиса. Оно владело и продолжает владеть крупнейшими компаниями, определяло экономическую политику, регулировало курс. Однако в период кризиса это участие в значительной степени усилилось. В условиях кризиса правительство столкнулось с необходимостью решать большое количество нетривиальных задач. В том числе спасение финансовой системы и решение проблем с недостроем и обманутыми дольщиками. Был создан ФНБ «Самрук-Казына», объединивший значительную часть национальной экономики, и с помощью этой структуры проводились антикризисные мероприятия. Государство определяет ключевые направления развития в программе ФИИР, замещает коммерческие банки в финансировании проектов через БРК, спасает коммерческие банки, приводит в страну фонды прямых инвестиций. Оно вынуждено во все это вмешиваться, так как бизнес оказался не в состоянии отрегулировать данные вопросы самостоятельно. Все эти проблемы были адресованы к антикризисной программе.

О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Карим Масимов (премьер-министр Казахстана):

«Мы встречаемся в момент, очень интересный для развития нашей страны и для развития бизнеса в целом. По некоторым вопросам я хотел высказать свое личное мнение, выслушать вашу точку зрения, для того что­бы обсудив, мы могли принять для себя какие-то решения, которые позволят и стране нашей двигаться дальше вперед, и для казахстанского бизнеса создать новые возможности в бурно развивающемся конкурентном рынке.

В период кризиса у нас сложился достаточно конструктивный диалог между правительством и бизнес-сообществом. В первую очередь, я хотел бы поблагодарить руководителя «Атамекена», с которым мы с самого начала, и который выступил с консолидирующей ролью со стороны бизнеса, Ассоциацию финансистов, потому что сотрудничество через банковский кризис во многом помогло нам в последние годы найти правильное решение непростых вопросов. Нам приходилось много спорить, но в конечном итоге мы приходили к консолидированной точке зрения и в рамках Антикризисного комитета, и в рамках Единого координационного совета. В 2009-2010 годах он неплохо себя зарекомендовал и многие точечные меры мы в течение этих лет предпринимали для того чтобы смягчить первые острые последствия для бизнеса. Мы шаг за шагом находили определенные решения. Самое главное, что мы все вместе разделяем те идеи и ценности, которые заложены в основе развития нашего государства. Мы можем расходиться по отдельным позициям, связанным с конкретным во­площением по тому или иному вопросу, но базовые принципы – это независимость нашего государства, конкурентоспособная рыночная экономика и развитие конкуренции – это те постулаты, которые мы все, сидящие в этом зале, разделяем».

Серик Аханов (председатель Ассоциации финансистов Казахстана):

«В последнее время бизнес-ассоциации очень активно контактировали с правительством и наконец появилась программа посткризисного восстановления, развития, оздоровления. Здесь большая роль принадлежит ГЧП, которое носит эффективный, уникальный характер, так как, в конце концов, мы до- стигаем компромиссов».

Раимбек Баталов (председатель Совета форума предпринимателей Казахстана):

«На площадке ГЧП мы обсуждаем те насущные проблемы, которые нужно решать сегодня. В этот посткризисный период очень важно выработать решения, которые позволят нам быть более конкурентоспособными. Премьер-министр назвал перечень очень важных госпрограмм, которыми сегодня бизнес начинает активно пользоваться и ощущать на себе реальную пользу и эффективность этих программ (ДКБ-2020, оздоровление финансового сектора, оздоровление строительного сектора, новые программы по сельскому хозяйству и занятости, по народному IPO и очень важная программа посткризисного восстановления). Все эти программы серьезно отличаются от предыдущих тем, что они разрабатывались на основе ГЧП. Очень многие предложения со стороны частного сектора и со стороны ассоциаций были учтены, и мы это подтверждаем».

Мухтар Тайжан (президент ТОО «Taizhan Terminal»):

«Если талант бизнесмена должен проявляться только в том, чтобы выбить субсидии из государства, значит у нас ненормальная система в экономике. Потому что бизнес должен ориентироваться на потребителя и из этого гасить кредит. Как мы все знаем, в экономике ситуация очень тревожная сейчас. Те бизнесмены, которые не связаны с добывающим сектором или освоением бюджетных про- грамм, находятся в очень тяжелой ситуации. И из-за этого в очень тяжелой ситуации банки, потому что бизнесмены все время реструктурируют свои долги. В чем причина? Я думаю, причина в том, что у нас бедное население. Показатель $9 тыс. на душу населения – этот как средняя температура по больнице. Согласно статистике, 40% населения получаю зарплату менее 56 тыс. тенге. Я, наверное, сильно не ошибусь, если скажу, что 90% вкладов физических лиц принадлежат менее 1% населения. Проблема в том, что очень сильно упал платежеспособный частный спрос. Это системная задача, которую нужно решать».

Назвался груздем, полезай в кузов

В исследовании McKinsey, посвященном азиатскому пути развития, приведены рекомендации, которые позволят правительству, выбравшему эту линию, справиться с новыми обязанностями: «Правительство должно срочно улучшить свою эффективность. Оно нуждается в гораздо более широком доступе к людям, кроме того, потребуется выполнение некоторых новых функций. Оно должно разработать новые организационные структуры для содействия более эффективному сотрудничеству между государственными учреждениями, между странами и между государственным и частным секторами. И оно должно создавать новые операционные модели, которые позволят правительственным учреждениям реагировать гораздо быстрее и адекватнее на внешние события». Вот такие простые советы. То, что мы услышали в выступлениях на форуме, в целом соответствует предложенным в исследовании направлениям изменений. Насколько дела соответствуют словам?

ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО РАЗРАБОТАТЬ НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, МЕЖДУ СТРАНАМИ И МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И ЧАСТНЫМ СЕКТОРАМИ

ГЧП: эффективное сотрудничество между государством и частным сектором

В классическом понимании ГЧП представляет собой систему взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленную на достижение конечных результатов. Отношения эти определяются государственными органами в соответствующих договорах на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, выгод и затрат. Классическое ГЧП в Казахстане реализуется, например, в виде концессий в рамках Закона «О концессиях», принятого в 2006 году. Как пример: строительство и эксплуатация новой железнодорожной линии станция Шар-Усть-Каменогорск.

Однако помимо классического варианта в период кризиса в Казахстане сформировался новый вариант партнерства в виде совместной работы государства и бизнеса по выработке решений экономических проблем. Эту схему тоже почему-то стали называть ГЧП. Чтобы исключить путаницу между понятиями, далее будем называть ГЧП именно этот информационно-консультационный вариант сотрудничества между властью и бизнесом.

В рамках такого сотрудничества были созданы сначала Антикризисный совет (10 марта 2009 года), затем Единый координационный совет (14 апреля 2010 года) и ряд других совещательных площадок. Увидеть проблему, включить ее в антикризисную программу и найти эффективное решение совсем не одно и то же. В период кризиса ГЧП выступило глазами и ушами правительства, что позволило принимать эффективные меры и своевременно их корректировать. Было бы неверным утверждать, что антикризисные решения были выработаны исключительно благодаря ГЧП. Но без такого сотрудничества эффективность принимаемых мер была бы значительно ниже. Как заметил Раимбек Баталов (председатель Совета форума предпринимателей Казахстана), «Все эти программы: ДКБ-2020, оздоровление финансового сектора, оздоровление строительного сектора, новые программы по сельскому хозяйству и занятости, очень важная Программа посткризисного развития, – серьезно отличаются от предыдущих тем, что разрабатывались на основе ГЧП. При их разработке очень многие предложения со стороны частного сектора и со стороны ассоциаций были учтены, и мы это подтверждаем».

Судя по выступлениям на форуме (см. врезку с цитатами выступлений «О государственно-частном партнерстве»), и правительство, и бизнес результатами сотрудничества вполне удовлетворены. Последним достижением ГЧП стала Программа посткризисного развития, которую правительство фактически презентовало на форуме (смотрите врезку с цитатами выступлений «Программа посткризисного развития»).

ПРОГРАММА ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

Карим Масимов (премьер-министр Казахстана):

«… сейчас стоит вопрос посткризисного развития экономи­ки, и как мы дальше будем двигаться в этом направлении. Недавно на заседании правительства мы приняли первую часть Программы посткризисного развития экономики. Это та часть, которую разработало Министерство финансов. Мы теперь сможем двигаться дальше по оздоровлению экономики для тех проблемных объек­тов, которые существуют. Споры были жаркие, точек зрения было достаточно много, но я думаю, что мы нашли оптимальное на сегодняшний день решение. Если по ходу будут возникать какие-то вопросы (как с ДКБ), будем вносить коррективы, для того чтобы получить реальное решение. Вторая компонента этой программы – оздоровление портфеля банков. Я думаю, что базовые вопросы уже согласованы и Нацбанк вместе с АФН в ближайшее время ее примут и у нас будет возможность расчистить балансы банков, чтобы они имели возможность вернуться к реальному кредитованию экономики».

Андарь Шукпутов (вице-министр финансов):

«Решение проблемы посткризисного восстановления долж­но осуществляться по двум направлениям: 1) оказание помощи в оздоровлении конкурентоспособных предприятий 2) оздоровление финансовой системы. По первой части соответствующая программа разработана и принята правительством. В рамках программы будет осуществляться оздоровление конкурентоспособных предприятий, задолженность которых превышает 4,5 млрд тенге. У кого задолженность меньше этой суммы, могут воспользоваться программой ДКБ-2020. Возможность вхождения в программу оздоровления предприятия ограничена 2011 годом. Программа не носит массового характера, оздоровлению подлежат 30-50 предприятий. В случае, если в состав холдинга по кластерному принципу входит предприятие, соответствующее вышеуказанным критериям, в программе может участвовать весь холдинг.

По предварительным оценкам, при самом пессимистическом сценарии (потенциальный круг участников мы уже просчитывали), если все потенциальные участники примут участие в программе, все планы оздоров­ления будут иметь максимальный срок 5 лет, все планы потребуют субсидирования ставки, расходы составят 145 млрд тенге. Однако реальная оценка по­зволяет предположить, что эту сумму можно сократить в 2 раза до 80 млрд тенге».

Серик Аханов (председатель Ассоциации финансистов Казахстана):

«Программа, которая состоит из двух частей – промышленное и банковское оздоровление, носит уникальный характер. В зарубежных странах были модели посткризисного восстановления, такие как General Motors, лондонский подход банковского оздоровления, стамбульский подход для банковского оздоровления, и для всех них была характерна односторонность. Только наша модель подразумевает параллельное оздоровление и очистку банковских балансов. А с точки зрения экономической политики – это согласование и гармония между банковской и промышленной политикой. Что уникально для программы – впервые для нашего бизнеса предлагается широкий спектр финансовых инструментов: со стороны банков – 7 инструментов, со стороны бизнеса – 8 инструментов, со стороны государства – 6 инструментов. Но самое главное – впервые в нашей финансовой истории применяется субсидирование процентной ставки не только по кредитам, но и по лизингу, и, что просто бесподобно, по купонному вознаграждению по облигациям. Этого не было ни в одной стране. Очень важно, что правительство учло, что без долгосрочного дешевого фондирования невозможно оздоровление. Предполагается специальная коррекция экономической политики в части размещения депозитов наших квази-государственных нацкомпаний в БВУ с учетом степени их участия в оздоровлении. Это большое дело, что Минфин учел эти моменты как разработчик».

Ораз Жандосов (председатель Ассоциации экономистов Казахстана):

«По оздоровлению за два последних года было так много об- суждений и форумов, что, на- верное, реальное оздоровление или уже произошло, или, скорее всего, уже не произойдет. Я хотел бы предостеречь по поводу последних двух идей, которые развили АФН и Нацбанк. Наряду с теми позитивными ожиданиями, которые были справедливо высказаны, есть два момента, которые требуют трезвого осознания. Что касается схемы, которую АФН предлагает и которая вызывает мало вопросов. На самом деле понятно, что ее лакмусовой бумажкой будет то, как эту ситуацию воспримут кредитные рейтинговые агентства и мировые финансовые рынки. Поскольку понятно, что, по сути, это схема замедленного формирования провизий и сама по себе качества актива, против которого они формируются, никак не улучшает. Второй момент – это те свежие деньги из Нацбанка, которые г-н Аханов очень хвалил. Это на самом деле деньги налогоплательщиков, бюджетные деньги, которые почему-то Нацбанк, а не Минфин решил истратить. Но это те деньги, которые государство до- статочно осознанно хочет вложить в оздоровление отдельных субъектов и, по сути, это сведется к той или иной оценке проблемных активов, что является сложной задачей и сделать ее объективно трудно. Чем быстрее мы увидим схему, и чем более объективирована она будет – либо через оценки со стороны внешних консультантов, либо другим способом, – тем лучше. Так как без этого она опять утонет в вопросе, кто принимает решение».

Цель – эффективность и профессионализм

Разработав программу «Производительность-2020», государство решило улучшить качество менеджмента в казахстанских компаниях. Это не может не радовать. Из заявлений представителя МИНТ видна коррекция приоритетов (смотрите врезку с цитатами выступлений «Рост производительности страны»): стране хватает железа (основных средств), но нет профессионалов, способных всем этим управлять. Для решения проблемы предлагается пять мер, только одна из которых относится к финансированию приобретения оборудования, а четыре направлены на улучшение качества менеджмента и приобретение наых технологий. Вопрос в том, насколько государство осознает последовательность этого процесса и не является ли он искусственным. Простым внедрением технологий и реализацией обучающих программ мы можем и не добиться желаемого эффекта, так как инициатива должна исходить от собственников и топ-менеджеров.

Создается впечатление, что наши бизнесмены не только не в состоянии модернизировать экономику, но даже и для того, чтобы научится эффективно управлять компаниями, им понадобилась помощь государства. С одной стороны, это действительно выглядит как недоверие к бизнесу, а с другой – как забота властей о будущем процветании экономики. Чего в этом больше, решает каждый сам для себя.

Работая над увеличением эффективности бизнеса, правительство не забывает и про развитие собственной эффективности. На форуме мы услышали о программах по развитию профессионального правительства. Разрабатывается концепция модернизации государственного управления, которая охватит целый ряд направлений: улучшение скоординированности работы госорганов, создание системы комплексной оценки их деятельности, создание новых программных комплексов и системы рейтинговой оценки. Внедряются современные практики управления, проводится совершенствование и профессионализация государственной службы (см. врезку с цитатами выступлений «Повышение эффективности страны»).

Государство переходит на стандарты ISO и развивает профессиональное правительство. Это, очевидно, движение в правильном направлении. Важно только, чтобы планируемые изменения не остановились на уровне администрации президента и министерств, а дошли до областных, городских и районных акиматов. Только тогда мы сможем говорить о реальном улучшении эффективности правительства.

ВСЕ РАВНО ЧТО БЛИЗОРУКОГО БЕЗ ОЧКОВ ПОСАДИТЬ ЗА РУЛЬ ТЕХНИЧЕСКИ НЕ СОВСЕМ ИСПРАВНОГО АВТОМОБИЛЯ И ОТПРАВИТЬ НЕ ПО ПРЯМОЙ ДОРОГЕ, А ПО ГОРНОМУ СЕРПАНТИНУ, И НАБЛЮДАТЬ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ: ИЛИ БУДЕТ ЕХАТЬ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, ИЛИ РАЗОБЬЕТСЯ.

Мы его теряем…

Несмотря на все дифирамбы в адрес ГЧП, наблюдается постепенное охлаждение отношений между бизнесом и государством, переход от реального диалога к его имитации. Проявления этого видны как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Несмотря на заявления о необходимости диалога, премьер-министр через несколько минут после своего выступления покинул форум, так и не дождавшись вопросов, то есть не проявил желания обсуждать с бизнесом его насущные проблемы. Министр индустрии и новых технологий не появился форуме, несмотря на клятвенные заверения в готовности обсудить с предпринимателями текущее положение дел в индустриализации и других профильных программах МИНТ. С партнерами так не поступают. Возможные причины такого поведения представителей государства – это определенные успехи на пути преодоления кризиса, рост цен на нефть, а значит, рост ВВП и доходов в бюджет, которые добавляют правительству уверенности в своих силах по управлению экономикой. Кто-то может списать это на предвыборную (на тот момент) нервозность.

Со стороны бизнеса тоже идут сигналы о снижении интереса к сотрудничеству. С каждым годом собирать бизнесменов на форум становится все сложнее. И среди главных причин предприниматели называют неверие в то, что они на что-то могут повлиять и что-то изменить. Бизнесмены потеряли интерес к диалогу с государством поскольку кто-то добился своих целей использовав государство, кто-то почувствовал выход из кризиса и предпочитает заниматься реальным делом, а не решением «чужих» проблем, а кто-то лишился бизнеса из-за кризиса.

Государство фактически посылает бизнесу сигнал: мы видим, что бизнес во время свободной конкуренции в результате своего оппортунизма и алчности агрессивно занимал, запускал нежизнеспособные проекты. Пришел кризис, и в результате банки оказались с неработающими проектами, а компании не способны генерировать прибыль; поэтому мы (государство) берем на себя ответственность за развитие экономики, за выбор и финансирование проектов, иначе говоря, все решения будем принимать самостоятельно. Сегодня мы видим, что государство замещает бизнес в этих инициативах. Такие сигналы оптимизма и желания сотрудничать не вызывают.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАНЫ

Даулет Бакберген (заместитель председателя Комитета промышленности МИНТ):

«Приоритетом в текущем году будет являться продолжение работы по вводу новых и выходу на проектную мощность индустриальных проектов в рамках карты индустриализации. Начнется системная поддержка модернизации действующих предприятий. Разработана и вводится в действие программа «Произво­дительность-2020». Основной целью данной программы является повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда. На первом этапе в программе будет использовано 5 инструментов поддержки. Это нефинансовые меры, которые направлены на оптимизацию и совершенствование производственных процессов и направлены на частичное возмещение затрат. К ним относятся 1) привлечение услуг высококвалифицированных зарубежных специалистов с целью оптимизации производственных процессов 2) консалтинг по внедрению управленческих технологий 3) стимулирование приобретения технологий, лицензий, техдокументации, франшизы 4) стимулирование привлечения квалифицированных специалистов в проектно-инжиниринговые компании. Также предусмотрено применение долгосрочного финансового лизинга. Ставка вознаграждения по лизинговым операциям составит порядка 6% годовых. На этот год мы запланировали около 500 млн. тенге по данному инструменту. Результаты программы: повышение производительности труда, повышение уровня энергоэффективности, увеличение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, развитие экспорта отечественных товаров.

Перед разработкой программы «Производительность-2020» нами был проведен технологический аудит основной массы предприятий, которые соответствуют данной программе. В результате выявили, что износ основных средств составляет менее 50%, загрузка мощностей незначительно превышает половину установленной мощности. Выводы: самое главное – это не железо (основные средства), судя по результатам, его много. Самая главная задача – повысить уровень предпринимательского сектора. Отсюда и набор инструментов программы, только один из которых направлен на приобретение основных средств (лизинг), остальные ориентированы на повышение квалификации, внедрение новых управленческих технологий, т.е. все то, что позволит подготовить бизнес новой формации. Наша главная задача – не создавать новые мощности, а обеспечить загрузку уже имеющихся».

Максат Муханов (руководитель Центра анализа и стратегических разработок администрации президента):

«Профессиональное правительство является одним из долгосрочных приоритетов в развитии страны в соответствии со Стратегией-2030. И в этом направлении у государства стоят огромные задачи, связанные с повышением своей производительности, эффективности, качества работы. Работа идет по ряду направлений.

  1. Повышение скоординированной деятельности госорганов и ее укрепление. Стратегический план развития страны до 2020 года стал единым ориентиром для всех государственных органов. Каждый госорган на сегодня принял свой стратегический план, который имеет конкретные показатели, так называемые KPI, по которым можно оценить достижение тех или иных параметров, а также эффективность работы.
  2. Создается система комплексной оценки деятельности государственных органов. Она предоставит руководству страны и населению объективные результаты того, как государственный орган выполняет свои функции и задачи. Эта оценка будет основана на таких ключевых параметрах, как выполнение стратегических функций и задач, оценка эффективности использования бюджетных средств, управления другими ресурсами, а также использования современных технологий. Что мы ожидаем от системы оценки? Во-первых, она сориентирует на достижение конкретных результатов. Во-вторых, позволит оценить качество государственных услуг. В-третьих, деятельность госорганов станет прозрачной.
  3. Это новый программный комплекс. С принятием стратегии 2020 появились новые программы: ускоренной индустриализации, программа образования. По-новому программные документы будут реализовываться и на региональном уровне. Сегодня разработана прогнозная схема территориально-пространственного развития, в рамках которой будут представлены программы развития регионов. Еще одним системным инструментом для оценки станет рейтинг социально-экономического развития областей, городов и районов. Для акимов это будет инструмент, с одной стороны, конкуренции, а с другой – повышения ответственности.
  4. Внедрение современных практик управления. У нас внедрены с прошлого года ответственные секретари, внедрены службы внутреннего контроля, все пока на уровне формирования. Конечно, с качеством их деятельности вопрос еще нужно решать. Инициирован процесс внедрения систем менеджмента качества. В частности, в администрации президента несколько отделов провели аттестацию и перешли на стандарты менеджмента качества ISO. Конечно, самый главный вопрос сегодня – это реализация программы «Электронное правительство». Предстоит огромная работа по реинжинирингу государственных процессов и процедур и модернизации взаимодействия между госорганами. 5. Совершенствование и профессионализация государственной службы. Сегодня имеется немало упреков в адрес государственных служащих. В этой связи сейчас разрабатывается концепция модернизации государственной службы, в рамках которой будет разработана новая кадровая политика. Ее основу составят новые принципы отбора, продвижения, профилирования и обучения кадров. Каждый сотрудник будет оцениваться, иметь свой карьерный план. Для этих масштабных изменений в настоящее время правительством разрабатывается концепция модернизации государственного управления. В ее рамках предстоит радикально повысить качество государственного управления».

Канат Нуров (президент Научно-образовательного фонда «Аспандау»):

«Узкое место – это правительство, которое узурпировало принятие решений по многим вопросам. Ресурсы в Казахстане есть, но они используются неэффективно, т.к. их распределение непрозрачно, а значит, неконтролируемо. Рыночная система больше не является самоценностью для правительства. Везде происходит откат к централизованному, т.е. субъективному распределению ресурсов. Государство (как система управления) также перестало являться самоценностью не только для правительства, но и для бизнеса».

Вместе навсегда?

Выбор в пользу модели экономического развития, где государство занимает ведущие роли, не является чем-то экстраординарным. В конце концов, таким путем развиваются очень успешные экономики Китая, Сингапура, Южной Кореи. Главное – это не модель, а ее реализация. То есть правильный выбор наиболее эффективных форм и методов управления.

Нынешнее правительство было первым, кто прислушался к мнению бизнеса и от этого его эффективность только выиграла. Умение слушать, несомненно, является сильной стороной правительства. Наличие качественной обратной связи с бизнесом, о которой упоминали в своих выступлениях Карим Масимов, Раимбек Баталов и Серик Аханов, по сути, стало одним из важнейших факторов успеха антикризисной программы.

С другой стороны, стоит задуматься о риске, не приведет ли ПФИИР к еще более серьезному экономическому кризису в результате того, что запускается очень много проектов, часть из которых в итоге может стать токсичными активами. Карта индустриализации впечатляет по количеству проектов, их там уже около 300. Как можно быть полностью уверенным, что все они реальны и продуманны, что это будет действительно эффективное использование денег, не имея качественного диалога с бизнесом?

Удастся ли сохранить уровень доверия и качественную обратную связь между правительством и бизнесом? К чему в итоге приведет сочетание возросшей самоуверенности правительства и снижения качества этой связи? Тем более представители государства не отрицают проблем с качеством госуправления. Все равно что близорукого без очков посадить за руль технически не совсем исправного автомобиля и отправить не по прямой дороге, а по горному серпантину экономических спадов и подъемов, и наблюдать, что получится: или будет ехать очень медленно, или разобьется.

Возможно, мы просто сгустили краски и на самом деле все отлично, то есть строем идем в правильном направлении. А посему пожелаем новому правительству не забывать о своих сильных сторонах и использовать их максимально эффективно.

© National Business №83 (2011)


[1] Невидимая рука (invisible hand) - термин, ведущий свое происхождение от А. Смита и означающий рыночный механизм саморегулирования экономики. Согласно утверждению Смита, в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в целом.

 
0
188
0