Рано или поздно у ребенка наступает период смены обстановки. Как правило, это связано с тем, что ребенок подрос, а родителям надо выходить на работу. Перед родителями встает вопрос организации ребенка – надо ли его готовить к смене обстановки, надо ли отдавать в детский сад?
Детский сад – это своеобразная модель взрослого общества. Если вы решили, что ваш малыш готов к этому, то, в первую очередь, стоит подумать о том, как помочь ему адаптироваться в совершенно новых для него условиях.
Для развития психологической устойчивости малыша период адаптации очень важен, потому что дети до 3 лет могут испытывать страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в детском саду приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций. Их характер зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений и от условий пребывания в дошкольном учреждении. Это значит, что у каждого ребенка свой и временной, и эмоциональный период адаптации.
До 3 лет родитель выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания, и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Поэтому ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, агрессивными, замкнутыми, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищенности. Сильная привязанность к родителям и их неожиданное исчезновение вызывают бурный протест. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке, и его очень волнует вопрос «будет ли он принятым в группе». В семье он в центре внимания, а в детском саду – один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
С целью адаптации детей до 3 лет к режиму дневного пребывания (детского сада) мы создали «Группы раннего развития» и проводим совместные занятия малышей с мамами по 2 часа два раза в неделю.
Занятия направлены на адаптацию ребенка вне стен дома, на знакомство с правилами социального поведения, на формирование норм дисциплины и коммуникации. Кроме того, групповые занятия дают возможность учиться общению друг с другом, обучаться игровой деятельности. Постепенно уходит чувство страха потери привычной опоры, как у ребенка, так и у его родителей.
Родители вместе с ребенком посещают занятия и для них это тоже очень важный момент – им предоставляется возможность лучше узнать своего малыша и проконсультироваться со специалистами в вопросах коррекции тех или иных проблем поведения, социализации, познавательной деятельности, взаимоотношений и других процессов.
Кроме того, для родителей это прекрасная возможность познакомиться с новыми людьми. Благодаря таким занятиям многие наши мамы сдружились и продолжают общение – ходят друг к другу в гости, отмечают дни рождения своих детей.