• 122895
  • 609
  • 81
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Выходные для того, чтобы ... укорениться ...

В студенческие годы я очень сильно увлекалась историей казахов, вплоть до того, что читала отрывки из летописей и знала наизусть почти все даты. Не знаю, как объяснить эту тягу у казаха, выросшего в совке и не знающего толком своего языка…

Но со временем, чем больше я в это погружалась, тем больше приходило осознавание, что историю своего народа, ту, которая была на самом деле, узнать из книг невозможно. Что летописи пишутся придворными писцами и отражают то, что хочется слышать правителю. Ну вы знаете, о чем я.. Плюс перевод, или расшифровка записей искажается настолько, что изначальный смысл теряется вовсе (та же самая «Аз и Я» тому подтверждение). И вот мой интерес к истории как к науке был потерян.

И только много позже я поняла, как получить доступ к истинным знаниям о своем народе. Через то самое подсознательное, через информацию, уж не знаю, где закодированную, в генах или еще где. И самый простой доступ туда происходит через искусство.

В «длинные выходные» я снова ходила на спектакль сестер Габбасовых «Тамыр».

Сестры Габбасовы для меня – это как глоток свежего воздуха для души. Помню, впервые я видела их в немецком театре много лет назад с постановкой «Schnee» (снег). Тогда я мало что поняла, но внутри что-то сдвинулось.

Тамыр не понять невозможно. Он весь построен на символах и ритуалах. Он затрагивает такие глубинные слои генетической памяти, что внутри каждый раз происходит потрясение. Проверено – я смотрю его уже как минимум пятый раз. Смеюсь, что «ставлю на себе эксперимент – когда же я перестану плакать». Скорее всего, эксперимент этот будет бесконечен.

Как рассказывала мне Гульмира Габбасова, спектакль был задуман и поставлен в 2004 году, когда они с сестрой довольно долгое время находились за границей и приехали сюда, испытывая сильнейшую тоску по родной земле.

Уж не знаю, как это к ним пришло, и как вообще можно было сделать такое мощное по энергетике действо, в то время как на сцене находятся всего лишь две хрупкие девушки в очень простых костюмах. Да и сцена совсем небольшая – она даже не на возвышении, зритель сидит практически «на сцене», совсем рядом. А энергия просто «сносит». Гораздо сильнее, чем на помпезных балетных массовых эпических постановках… магия?

Магия начинается уже с первых минут,  когда Гульнара очищает пространство при помощи священной травы адраспан. Сцену и зрителя окутывает дым и запах, знакомый каждому с детства… Играет песня в исполнении казахских бабушек, взятая из архивных записей…

Отдельно о персонажах. Они многослойные. Их можно понять и как двух людей – человека, урбанизированного и оторванного от своих корней, потерявшего контакт с самим собой, и  - матерью, которая одним своим прикосновением «вылечивает» и дает силы…

Можно увидеть более крупно - народ и родину-мать. Причем я именно так их и увидела… здесь можно «прочитать» и наш современный народ – забывший свой язык и живущий что называется «на автомате».. а можно увидеть и народ  тех времен – кипчакских воинов, которые большую часть своей жизни проводили вне родной земли – в завоеваниях ли, в защите, вдали от своего очага.. И символическая родина-мать, аруах, родная земля, запах которой с одной стороны и противен чуть ли не до рвоты, с другой – вызывает степные образы, воспоминания в теле каких-то народных танцевальных движений,  соединяя человека-народ с самим собой…

Мне сразу вспомнилось поверье про то, что если дать казаху понюхать пучок ковыля, то в какой точке земного шара он бы ни был, он сорвется и поедет в родные края в тот же момент…

Моя подруга, которую я вытащила в театр спонтанно и которая является автором этих живых фотографий, увидела в них что-то другое. Она «прочитала» персонажи как сущности – духи, которые взаимодействуют друг с другом.

Кто-то читает в них инь и ян – женское и мужское начало.

Действие органично «ведет» музыка Куата Шильдебаева, который написал ее специально для этого спектакля. Особенно трогает финальная песня – всем вам известная «Отан Ана» в исполнении Батыра. Я спрашивала Гульмиру, почему именно песня? Ведь это не совсем в традициях танцтеатра.. А оказывается они сделали это специально. Ведь этот спектакль  они возят на международные фестивали. И там постоянно просят «что-нибудь сказать на казахском». И удивляются, насколько красивый и певучий у нас язык. Так вот песня, помимо всего прочего, это еще и демонстрация народной речи… а еще под нее они делают обряд омовения перед молитвой, символически очищая себя перед новой дорогой…

Что ж, я могу часами рассказывать про Тамыр. И скорее всего еще напишу про него и не раз… Но лучше, как говорится, один раз увидеть… Вот я сама сейчас пишу и мне снова хочется посмотреть… а если честнее, то сыграть в нем роль матери

Увидеть его можно будет в танцтеатре по адресу: ул. Тургут Озала (Баумана) 100, уг. Ул. Васнецова (выше ул. Толе Би), телефоны для справок 329-06-72
+7 701 323 72 70

К сожалению, я пока не знаю, когда он будет по репертуару в следующий раз, но обязательно напишу.

PS.  А в эту субботу приглашаю вас на спектакль «Иллюзия любви». Это история про отношения мужчины и женщины. Истории, если быть точнее. Здесь можно увидеть воплощенную Любовь)) и даже с ней как-то повзаимодействовать. А ведь были случаи – девушку на спектакле поцеловала Любовь, и она потом встретила свою половинку в жизни))) хотите попробовать?

   
Гульнур Кулкыбаева Gulnur_Kulkybayeva
открываю себя)
28 марта 2011, 21:33
1661

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Жаль не в Алмате( Классный пост! Ну и "Отан Ана" - вот это песня!
zoya_f
0
0
почему не в Алмате? В Алмате, в районе Тастака. Баумана-Васнецова, если точнее
великолепный пост! много слышала, про сестер Габбасовых, надеюсь когда посмотрю)
спасибо, обязательно приходите)
zoya_f
0
0
Габбасовы крутые!
zoya_f
0
0
блин, хочу опять к ним заниматься
mursya
0
0
офигенный рассказ! спасибо тебе! теперь бы еще вырваться и посмотреть!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

В продвинутых государствах едва ли поймут, почему в столь развитом, успешном и преуспевающем Казахстане от имени и по заданию властей творятся такие зверства над животными.
openqazaqstan
24 мая 2017 / 12:12
  • 10068
  • 98
Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Со стороны ЕНПФ в очередной раз прозвучало крайне неоднозначное заявление, от которого, на наш взгляд, лучше было бы воздержаться.
openqazaqstan
23 мая 2017 / 11:08
  • 9359
  • 32
Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Покупаешь в супермаркете продукты на 5000 тенге и банк забирает себе еще 30-50 тенге. То есть, продукты обошлись уже не в 5000, а в 5050 тенге.
ValentinaVladimirska
25 мая 2017 / 22:56
  • 7266
  • 21
Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Как ранее уже сообщалось из-за строительства БРТ в Алматы пострадают значительное количество деревьев. На прошлой неделе вырублены первые вязы и клён, - под расширение проезжей части на улице...
SKYFALL
24 мая 2017 / 17:20
  • 6375
  • 12
Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. У нас воруют миллиардами

Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. У нас воруют миллиардами

Коррупционные отношения вышли на такой уровень, что они уже начинают дискредитировать всю систему управления.
openqazaqstan
вчера / 13:45
  • 4821
  • 26
Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только-только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают...
Mirogloff
22 мая 2017 / 23:29
  • 4879
  • 32
Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Судья Алмалинского районного суда Куаныш Арипов ломает стереотипы отношения граждан к представителям Фемиды. Напавшему на полицейского экс-сотруднику алматинского акимата он назначил наказание выше...
Mirogloff
24 мая 2017 / 16:41
  • 3404
  • 9
Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Итак давайте сразу начистоту. Мне 29. Не замужем, никогда не была, детей нет. В душе я совсем не чувствую этот возраст. Каждый раз когда задумываюсь об этом больше чем на 3 минуты, меня накрывает...
user2017
23 мая 2017 / 10:57
Аблязов загробным голосом декларирует «ДВК-2». Монолог обиженного человека

Аблязов загробным голосом декларирует «ДВК-2». Монолог обиженного человека

Последний монолог Аблязова о «продолжении борьбы с режимом» и «ДВК-2», при всём желании, не выглядел как какой-то политический манифест.
openqazaqstan
25 мая 2017 / 13:53
  • 2774
  • 60