• 125792
  • 609
  • 81
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Выходные для того, чтобы ... укорениться ...

В студенческие годы я очень сильно увлекалась историей казахов, вплоть до того, что читала отрывки из летописей и знала наизусть почти все даты. Не знаю, как объяснить эту тягу у казаха, выросшего в совке и не знающего толком своего языка…

Но со временем, чем больше я в это погружалась, тем больше приходило осознавание, что историю своего народа, ту, которая была на самом деле, узнать из книг невозможно. Что летописи пишутся придворными писцами и отражают то, что хочется слышать правителю. Ну вы знаете, о чем я.. Плюс перевод, или расшифровка записей искажается настолько, что изначальный смысл теряется вовсе (та же самая «Аз и Я» тому подтверждение). И вот мой интерес к истории как к науке был потерян.

И только много позже я поняла, как получить доступ к истинным знаниям о своем народе. Через то самое подсознательное, через информацию, уж не знаю, где закодированную, в генах или еще где. И самый простой доступ туда происходит через искусство.

В «длинные выходные» я снова ходила на спектакль сестер Габбасовых «Тамыр».

Сестры Габбасовы для меня – это как глоток свежего воздуха для души. Помню, впервые я видела их в немецком театре много лет назад с постановкой «Schnee» (снег). Тогда я мало что поняла, но внутри что-то сдвинулось.

Тамыр не понять невозможно. Он весь построен на символах и ритуалах. Он затрагивает такие глубинные слои генетической памяти, что внутри каждый раз происходит потрясение. Проверено – я смотрю его уже как минимум пятый раз. Смеюсь, что «ставлю на себе эксперимент – когда же я перестану плакать». Скорее всего, эксперимент этот будет бесконечен.

Как рассказывала мне Гульмира Габбасова, спектакль был задуман и поставлен в 2004 году, когда они с сестрой довольно долгое время находились за границей и приехали сюда, испытывая сильнейшую тоску по родной земле.

Уж не знаю, как это к ним пришло, и как вообще можно было сделать такое мощное по энергетике действо, в то время как на сцене находятся всего лишь две хрупкие девушки в очень простых костюмах. Да и сцена совсем небольшая – она даже не на возвышении, зритель сидит практически «на сцене», совсем рядом. А энергия просто «сносит». Гораздо сильнее, чем на помпезных балетных массовых эпических постановках… магия?

Магия начинается уже с первых минут,  когда Гульнара очищает пространство при помощи священной травы адраспан. Сцену и зрителя окутывает дым и запах, знакомый каждому с детства… Играет песня в исполнении казахских бабушек, взятая из архивных записей…

Отдельно о персонажах. Они многослойные. Их можно понять и как двух людей – человека, урбанизированного и оторванного от своих корней, потерявшего контакт с самим собой, и  - матерью, которая одним своим прикосновением «вылечивает» и дает силы…

Можно увидеть более крупно - народ и родину-мать. Причем я именно так их и увидела… здесь можно «прочитать» и наш современный народ – забывший свой язык и живущий что называется «на автомате».. а можно увидеть и народ  тех времен – кипчакских воинов, которые большую часть своей жизни проводили вне родной земли – в завоеваниях ли, в защите, вдали от своего очага.. И символическая родина-мать, аруах, родная земля, запах которой с одной стороны и противен чуть ли не до рвоты, с другой – вызывает степные образы, воспоминания в теле каких-то народных танцевальных движений,  соединяя человека-народ с самим собой…

Мне сразу вспомнилось поверье про то, что если дать казаху понюхать пучок ковыля, то в какой точке земного шара он бы ни был, он сорвется и поедет в родные края в тот же момент…

Моя подруга, которую я вытащила в театр спонтанно и которая является автором этих живых фотографий, увидела в них что-то другое. Она «прочитала» персонажи как сущности – духи, которые взаимодействуют друг с другом.

Кто-то читает в них инь и ян – женское и мужское начало.

Действие органично «ведет» музыка Куата Шильдебаева, который написал ее специально для этого спектакля. Особенно трогает финальная песня – всем вам известная «Отан Ана» в исполнении Батыра. Я спрашивала Гульмиру, почему именно песня? Ведь это не совсем в традициях танцтеатра.. А оказывается они сделали это специально. Ведь этот спектакль  они возят на международные фестивали. И там постоянно просят «что-нибудь сказать на казахском». И удивляются, насколько красивый и певучий у нас язык. Так вот песня, помимо всего прочего, это еще и демонстрация народной речи… а еще под нее они делают обряд омовения перед молитвой, символически очищая себя перед новой дорогой…

Что ж, я могу часами рассказывать про Тамыр. И скорее всего еще напишу про него и не раз… Но лучше, как говорится, один раз увидеть… Вот я сама сейчас пишу и мне снова хочется посмотреть… а если честнее, то сыграть в нем роль матери

Увидеть его можно будет в танцтеатре по адресу: ул. Тургут Озала (Баумана) 100, уг. Ул. Васнецова (выше ул. Толе Би), телефоны для справок 329-06-72
+7 701 323 72 70

К сожалению, я пока не знаю, когда он будет по репертуару в следующий раз, но обязательно напишу.

PS.  А в эту субботу приглашаю вас на спектакль «Иллюзия любви». Это история про отношения мужчины и женщины. Истории, если быть точнее. Здесь можно увидеть воплощенную Любовь)) и даже с ней как-то повзаимодействовать. А ведь были случаи – девушку на спектакле поцеловала Любовь, и она потом встретила свою половинку в жизни))) хотите попробовать?

   
Гульнур Кулкыбаева Gulnur_Kulkybayeva
открываю себя)
28 марта 2011, 21:33
1688

Loading...

Комментарии

Жаль не в Алмате( Классный пост! Ну и "Отан Ана" - вот это песня!
zoya_f
0
0
почему не в Алмате? В Алмате, в районе Тастака. Баумана-Васнецова, если точнее
великолепный пост! много слышала, про сестер Габбасовых, надеюсь когда посмотрю)
спасибо, обязательно приходите)
zoya_f
0
0
Габбасовы крутые!
zoya_f
0
0
блин, хочу опять к ним заниматься
mursya
0
0
офигенный рассказ! спасибо тебе! теперь бы еще вырваться и посмотреть!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 32887
  • 194
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 15344
  • 3
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 16681
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 12191
  • 3
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11933
  • 59
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8339
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7671
  • 87
Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

На своей итоговой пресс-конференции в понедельник уходящий кыргызский президент говорил не об итогах своей деятельности, а о «плохом» Казахстане.
openqazaqstan
21 нояб. 2017 / 18:36
«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

Жизнь в Алматы не всегда сладкая, как сахарная вата и мультики субботним утром. В этой ироничной статье автор блога «Almaty — My First Love» расскажет о семи причинах не любить Алматы.
AlmatyMyLove
20 нояб. 2017 / 13:12
  • 2543
  • 70