Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
13:53, 25 февраля 2011

Почем опиум для инвестора?

Сегодня написал в твиттере комментарий по стоимости одного интернет-проекта.

Тема очень важная, поэтому решил не откладывать резину в долгий ящик и сразу развернуть мысль.

Отмечу, что не претендую на сколько-нибудь полное раскрытие этой сложной темы.
Но и уподобляться герою своего прошлого поста не хочу, так что постараюсь обозначить ключевые моменты.

Итак, стоимость интернет-проекта.

Что считаем?

Как я всегда говорю, сайт это лишь часть любого интернет-проекта. Есть еще множество вещей: сотрудники, оборудование, аудитория, бренд, технологии и т.д.
Когда речь идет о стоимости надо понимать, что в нее входит.

При продаже интернет-проекта как бизнеса (а это 99% случаев), как правило, имеется ввиду совокупность всех активов, необходимых для дальнейшего его функционирования.


Как считаем?

Есть несколько способов оценки проекта:

Затратный — когда просто считается сумма, потраченная на проект;
Доходный — суммируется будущая прибыль за период (обычно за 2-3 года);
Сравнительный — идет сравнение с подобными бизнесами, имеющими историю покупки-продажи;
Метод дисконтирования денежных потоков — сложный расчет с учетом инфляции и других факторов.

Метод оценки зависит от конкретного проекта и его стадии развития. По сути метод может быть любым, если он устраивает покупателя (инвестора).
Фокус в том, что обычно не устраивает ни один. Т.е. методы нужны как аргументы в обычном торге старого и нового владельца.

Плюс-минус ноль

Надо четко понимать, что проект ничего не стоит пока он не представляет из себя бизнес. Не обрастет активами, финансовыми показателями и другими атрибутами самостоятельного дела.
А до этого момента его стоимость равняется нулю. Не примерно 1000 дол или 100 тыс. дол, а вполне себе круглый и симпатичный ноль.

Вылито в граните

Почему стоимость так завязана на бизнес-показатели. Потому, что любой правильный бизнес имеет отчетность. Отчетность фиксирует всё, что было за прошлый период и не дает манипулировать показателями.

Например, можно хорошенько завысить стоимость накачав постоянные расходы за весь период.

Другое дело, что это бесполезно, ведь инвестор не дурак. Посмотрев на это скажет «А зачем мне бизнес с такой расходной частью?».

В любом случае, отчетность — основа для расчета стоимости.

Когда продаем?

Существуют колебания стоимости проекта и удачные или неудачные точки для продажи.
Девелоперы это хорошо знают. Когда получены все согласования на участок он стоит на порядок больше, чем голый. А при приемке дома госкомиссией стоимость кв. метра может возрасти за один день в два раза.

Поэтому очень важно понимать на какой стадии находится проект, чтобы говорить об адекватности оценки его стоимости.

Кто покупает?

Инвесторов в интернет-проекты я бы разделил на две группы — спикулянты и стратегические.
Первые просто зарабатывают деньги вложив их на время в бизнес.
Стратегическим инвесторам интернет-проект нужен для чего-то большего. Это может быть расширение влияния, покупка конкурента, личные симпатии, что угодно.
В удачный момент стратегический инвестор может купить проект в разы дороже, если это ему по каким-то причинам надо.
Так, например, Яндекс купил Мой круг за миллион когда он реально того никак не стоил.

Про петуха

Есть такой анекдот про мужика на рынке, который продавал петуха за 5 рублей, когда другие продавали за рубль и на вопрос — «Почему?» отвечал — «Деньги очень нужны».

Владелец бизнеса может хотеть любую цену, хоть в 10 раз выше расчетной. И это его право.

Есть проекты которые не продаются. Они приносит стабильный доход, собственной прибыли достаточно для развития и владельцам это не нужно. Или владельцы считают этот бизнес делом своей жизни и просто не хотят с ним расставаться.

Это как многие артисты называют заоблачный гонорар просто потому, что заняты или не хотят выступать в данном месте.

При таком расположении звезд обозначенные цифры не имеют никакой связи с реальной стоимостью.

Бизнес по-русски

Другой бородатый анекдот о продавце и покупателе, которые долго торговались, а потом один пошел искать товар, а другой деньги — в нашем случае иллюстрирует ситуацию когда переговоры о продаже совсем не проясняют его стоимость.

Считать стоимостью желание кого-то по этой цене купить нельзя пока сделка не произошла. Да и когда произошла надо иметь ввиду, что декларируемая сумма может отличаться от реальной.

Резюме

Для чего я всё это писал. Любая цифра по стоимости проекта должна сопровождаться комментариями, уточняющими какая стоимость имеется ввиду и как она считается.

Иначе она оставляет читателя в положении «догадайся мол сама» и склоняет его к мысли про мужика с петухом.

P.S. Когда речь идет о посещаемости сайта ситуация та же.

0
406
0