Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:01, 25 февраля 2011

Вирусология грязного пиара

В понедельник в Казахстанском пресс-клубе состоялось мероприятие. В формате круглого стола генпродюсер «Хабара» Ержан Сулейменов и глава казпрессклуба Асель Караулова решили собрать Интернет-деятелей, чтобы обсудить довольно мутно сформулированную тему. При всем моем уважении и симпатии к Ержану и Асель, должен сказать, что это их мероприятие провалилось по двум причинам. Во-первых, для участников стола осталось не вполне понятно, что именно они пришли обсуждать. Во-вторых, организаторы очень неуверенно реагировали на все отклонения от темы. Либо стеснялись прерывать (честно говоря, я ожидал более качественного модерирования дискуссии, которую швыряло из стороны в сторону), либо сами не полностью осознавали, какая проблема их волнует.

В целом, среди взаимного и само-пиара отдельных личностей, бенефиса Эржана Исабаева, который еще чуть-чуть и превратил бы свое пространное повествование на отстраненную тему в рассказ о заре становления своей личности в детсаде (элегантно вставляя в рассказ исковерканные слова на, видимо, английском языке). Так вот, среди всего общего потока сознания, временами прерывавшегося истеричными выкриками г-на Неруша, можно было выделить две основные темы. Первая тема, увы, доминировала: должен ли бизнес платить блоггерам, и должны ли блоггеры брать деньги от бизнеса. Тема за пределами понимания добра и зла – каждый волен делать то, что считает нужным. И это совершенно нормально, ведь каждый отношения выстраиваются не только на денежной основе, но в большей мере на имиджевой – иными словами, и та и другая сторона рискует репутацией.

Можно ли назвать т.н. партизанский маркетинг грязным пиаром? Мне лично непонятно, что подразумевается под грязным пиаром - наскоро придуманный организаторами термин ввел в заблуждение ряд участников круглого стола, благодаря которым тема дрейфовала опять в многоводные пространства темы «черного пиара», т.е. дикредитации и связанных с ней технологий. Если же под грязным пиаром подразумевалось, что за него платят (вот негодяи!), то тогда я, видимо, вообще ничего не понимаю в пиаре. «Партизанщина» - это бизнес-инструмент, эффективный или нет, но он есть, и если вам не нравятся рекламного характера посты, не читайте их, как «прощелкивааете» рекламу на ТВ. Если совсем не нравятся – клавиатура вам в руки, пишите свой отзыв на этот товар или услугу.

Другой вопрос, когда бизнес платит (или делает подарки) не блогерам или разным SMM агентствам, а администрации блог-платформе за партизанщину. Тут вопрос этичности уже не лишний. Я был несколько обескуражен, когда на Казнет-неделе прошлой осенью ЮВ рассказал, как они готовы за деньги плюсовать посты, назвав это инновацией в стратегии монетизации. На мой скромный взгляд, это, как минимум, чересчур примитивно. Конечно, универсальных рецептов нет, и чаще всего, когда крупные платформы применяют новые способы своего заработка, пользователям это не нравится. ЖЖ стал продавать рекламу, много рекламы, ввел платные аккаунты, которые не видят ее. Неприятно, но справиться можно. Платные сервисы Фликера (ограничение на загрузку и просмотр) и фотобакета (ограничения на трафик) тоже раздражают. Слухи о возможной платности Фейсбука взбесили в начале прошлого года весь мир.

(Более умные услуги ФБ и ЖЖ включают аналитику по пользовательским предпочтениям, которую они продают рекламистам. Более удачливые ресурсы, которым повезло «родиться» в странах с развитым фондовым рынком, становятся публичными компаниями…)

Но технические ограничения и платные аккаунты – это все же совсем не равнозначно вмешательству в свободный поток информации, прелестью и главным достоинством которого остается веб2.0. Главная страница ЮВ – очень мощная часть всего проекта, которая, как предполагается, формируется пользователями. Поэтому регулирование контента – а, по сути дела, манипуляция им – из соображений финансовой выгоды для ресурса, на мой взгляд, тупиковый путь, с точки зрения и бизнеса, так и этики. Хочется верить, что это останется, так скажем, болезнью роста (которую испытывают все – подчеркну, все – веб-2.0 ресурсы в мире, пытаясь находить лучшие решения для модерации контента и заработка) ЮВ, и понимание своего социального сайта как пиар-инструмента отойдет. Большинство вопросов, которые поднимались на круглом столе, носили гипотетический характер – «будете ли вы «гасить» негативнае посты от юзеров, направленные против товаров/услуг, проплаченных бизнесом» и т.д. Все это интересно, но это кейсы будущего. Как будет справляться администрация с этим, она, конечно, должна думать уже сейчас, причем на уровне философии всего проекта. Однако, это кейсы будущего, которых, вполне возможно, и не будет ввиду нововведений, которые готовятся на платформе.

Известно, что готовится отмена «минусования» - видимо, для борьбы с троллями. Было бы логично отменить и плюсы, оставив что-то наподобие «лайков» в ФБ, а единственным показателем популярности поста, определяющего его попадание на главную, сделать читаемость и/или комментируемость, или формулу, учитывающую оба индекса. Ну и, конечно, главным нововведением, которое все мы ждем, и которое могло бы отменить круглый стол, если бы оно было озвучено в самом начале, - это редизайн. Пока что только главной страницы, но четкое разделение коммерческих постов и творчески генерируемого контента должно будет дать ответ на большинство претензий. И удачи с корпоративными блогами. Извините, что запоздал со своим отчетом с круглого стола.

0
158
7