• 17348
  • 5
  • 3
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Техническое задание для дизайнера.

Не заваливай рабочий стол. Он всегда должен оставаться девственно чистым, как горная вершина. Это помогает ощущать себя выше рабочей рутины и сохранять как ясность мысли, так и бодрость духа. «50 заповедей Карима Рашида»

Введение

Дизайнер профессия творческая, и, как любому творческому человеку, дизайнеру претит всякая бюрократия. И все же дизайнер не вольный художник и ему надо как-то упорядочивать свой производственный процесс. В этом упорядочивании помогает ему главный и к счастью единственный документ, с которым сталкивается дизайнер в процессе работы над заказом — Техническое Задание (ТЗ).

Наверно для любой солидной дизайн-студии (дизайн-отдела, рекламного агентства), в которой сложились гармоничные взаимоотношения «менеджер-дизайнер», вещи, про которые будет говориться в этой статьи, покажутся очевидными и даже банальными. Но вот лично по своему опыту могу сказать, что ни в одной из 4 контор абсолютно разного профиля, в которых я работал (РА по наружной рекламе, оперативная полиграфия, РА полного цикла, дизайн студия), не было ни грамотного взаимодействия между менеджером и дизайнером, ни выработанной годами схемы оформления Технического Задания. В двух конторах документация по проекту отсутствовала как таковая, в двух других форма Технического Задания находилась в зачаточном состоянии, а количество менеджеров способных оформлять даже примитивное ТЗ стремилось к нулю…

Таким образом, я бесконечно рад за тех дизайнеров, у которых не стоит такой проблемы, и не рекомендую им тратить время на чтение. Тем же, у кого как у меня, что называется, «наболело», предлагаю ознакомиться с моими соображениями по поводу Технического Задания для дизайнера.

Что такое ТЗ

В нашем случае, Техническое Задание — документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования предъявляемые к проекту, а также сведения относящиеся к деятельности заказчика или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта.

У ТЗ четыре основные функции:
1. Организационная
2. Информационная
3. Коммуникационная
4. Юридическая

Организационная функция ТЗ

Работа только тогда будет эффективной, когда в пространстве окружающем эту работу будет порядок. Порядок есть стержень, на который нанизан весь рабочий процесс. В работе дизайнера достаточно одного стержня — Технического Задания. С помощью него можно упорядочить всю работу и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание.

Зачем держать всю информацию в голове, где она может легко потеряться, когда можно ее положить рядом на столе в аккуратную стопочку и вытягивать оттуда небольшими порциями? Из вашего жизненного пространства тут же исчезнет ворох разнородных бумажек, а из компьютерного десятки мегабайт электронного мусора. Работа превратиться в простую очередь заданий. Имея такую схему работы, вам больше не потребуется тратить усилия на вторичные для дизайнера вещи, и все свое время вы сможете посвятить тому, что не требует упорядочивания — творчеству.

Информационная функция ТЗ

Основанное преимущество Технического Задания перед другими формами предоставления информации по проекту — ее структурированность. Вы точно знаете, что из Технического Задания вы почерпнете именно ту информацию, которая вас как дизайнера интересует, именно в той форме, в которой вам ее будет легче всего воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа.

Еще один плюс — грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Речь идет о небольших заказах, для которых вербальные контакты клиента и дизайнера не обязательны. Дизайнер, оградивший себя от изматывающего общения по мелочам, высвободит значительное количество времени, которое пригодится для более важных дел.

Чтобы Техническое Задание в полной мере выполняло свою информационную миссию, оно должно быть ориентировано на конкретную задачу. К счастью или к сожалению, но работа дизайнера не так разнообразна как кажется на первый взгляд (вспомните, сколько строчек в вашем прайс-листе?) и поделена на несколько типовых последовательностей действий, которые требуют типовых входных данных. Последовательность действий при разработке, к примеру, логотипа и в России и в Африке одинакова. Информация необходимая для его разработки также требуется всегда одна и та же. А если входные данные типовые, значит их можно предоставлять дизайнеру в типовом виде. Поэтому, вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько — по одной на каждый вид дизайн-работ, что обеспечит релевантность информации.

Коммуникационная функция ТЗ

В статье "Битва за гармонию..." подробно описывался процесс утверждения проекта у заказчика. Там же упоминалось о роли Технического Задания в этом процессе. Действительно, Техническое Задание может задать нужное направление в работе дизайнера и как следствие способствовать скорейшему принятию макета. Любую дизайнерскую задачу можно решить по-разному, и чем меньше информации на руках у дизайнера, тем более свободен он в выборе решения, тем больше шансов сделать то, что клиент совершенно не приемлет. Подробно составленное Техническое Задание помогает дизайнеру «почувствовать клиента» и сделать работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.

Юридическая функция ТЗ

Клиенты имеют нехорошее свойство — страдать кратковременной потерей памяти. Иногда они просто забывают о своих первоначальных требованиях к макету, и в процессе работы или, что хуже, утверждения выставляют новые требования. «Строить» клиента, или плясать под его дудку — личное дело каждого, но Техническое Задание, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет вам возможность переложить расходы по переделке макета в кошелек клиента. Так как расходы зачастую бывают довольно существенными, уже само наличие Технического Задания сделает ваш сон намного крепче, а наличие подписи клиента на этом Техническом Задании избавит вас от потери нервных клеток, которые, как известно, восстанавливаются, но медленно.

Следующий момент — всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна — неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие Технического Задания довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.

Кто виноват?

После всего выше сказанного, я думаю, мало у кого остались сомнения, что ТЗ «есть благость великая». Но ситуация-то от этого лучше не становится. Для того чтобы Техническое Задание вошло (в полноценном виде!) в производственный процесс каждого дизайнера, надо, как это испокон веков делается у нас на Руси, определить виноватых и начать с ними бороться. Виноватых у нас два — это (сюрприз!) дизайнеры и менеджеры. А точнее отсутствие инициативы у первых и врожденная лень вторых.

Менеджеров понять можно. Легче подойти к дизайнеру, когда тебе (менеджеру) это удобно, оторвать его (дизайнера) от работы, по быстрому «ввести в курс дела» и пойти дальше подпиливать ногти, чем сидеть и аккуратно фиксировать на бумаге полученную от клиента информацию. Очень легко при отсутствии документации в случае какого-то ЧП, сказать «Ну я же тебе говорил(а)!!!» и оставить дизайнера крайним.

Весело опять же: сидишь, восьмую кружку с чаем в себя вливаешь, ждешь, когда рабочий день закончится, а тут прибегает дизайнер и давай тебя о чем-то расспрашивать, и сразу становится так тепло на душе, и сразу понимаешь, как ты нужен людям. Нет, менеджеров определенно понять можно, дизайнерам же прощения нет.

Что делать?

Как любил говаривать Ганди, «если хочешь, чтоб мир менялся, меняй его сам». Проявите инициативу — сделайте формы Технического Задания для основных видов услуг оказываемых вашей конторой и раздайте их менеджерам. После того как новые формы Техничского Задания вольются в производственный процесс (а на это потребуется некоторое время):

- отказывайтесь принимать заказы без ТЗ
- отказывайтесь принимать заказы без аккуратно оформленного ТЗ

Хорошее средство от лени — вставленный начальством пистон. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций на этой почве (а они неизбежны), не бойтесь раздувать их до «высшего» уровня. В большинстве случаев, начальство будет на вашей стороне, ибо безграмотное оформление заказа есть невыполнение должностных инструкций со стороны менеджеров, грозящее конторе убытками.

В случае, когда такого документа как Технического Задания в конторе в принципе не существует, необходимо первым делом поднять вопрос на планерке о его введении. Честно говоря, не представляю себе ситуацию, когда начальство может сказать что-то против нововведения, при таком количестве очевидных плюсов.

Кто должен оформлять ТЗ?

Все зависит от вида деятельности фирмы, который определяет поток заказов и их размер. Если поток заказов большой, а сами заказы маленькие (оперативная полиграфия, типография и т. д.), то оформлением заказов должен заниматься менеджер. Если идет работа на vip-клиента, поток небольшой, а проекты солидные (крупная дизайн-студия, брэндинговое агентство), то однозначно общаться с клиентом и соответственно заполнять Техническое Задание должен дизайнер или арт-директор. Это крайние случаи, а в жизни есть куча промежуточных ситуаций, поэтому должностные инструкции менеджеров и дизайнеров должны формироваться в зависимости от уровня услуг оказываемых фирмой на данном этапе ее развития. Возможна гибридная ситуация, когда оформлением Технического Задания могут заниматься как дизайнеры, так и менеджеры.

Электронные ТЗ

Все что описано выше — это идеальная ситуация, когда с заказчиком общаются, что называется, с глазу на глаз. Однако существуют еще такие способы получения заказов, как электронная почта и ICQ.

Оформления заказов через ICQ надо всячески избегать. ICQ расслабляет клиента, и поток информации от него становится свободным, неуправляемым и вневременным. Если общение с заказчиком происходит в электронном виде, старайтесь перемещать его в плоскость почты. Письмо — это почти документ и отношение к нему соответствующее.

У электронной почты в свою очередь есть свои тонкости: чтобы задания от клиента не поступали в виде письма «на деревню дедушки», а имели определенную структуру, менеджер или сам дизайнер должен на стадии оформления заказа выслать клиенту форму Технического Задания. Такая форма, прежде всего, сэкономит время самому клиенту, т.к. ему не надо будет задумываться о содержании и объеме информации, которую он должен предоставить. Клиент просто заполнит некую анкету и отошлет ее обратно. Перед дизайнером же стоит задача составить форму таким образом, чтобы у человека на том конце не возникло никаких трудностей с заполнением.

В обязанности человека отвечающего за прием заказа должна входить проверка поступающих от клиентов форм. Если по ТЗ нет никаких вопросов, оно распечатывается (!), подписывается и передается дизайнеру.

Следует помнить, что даже при обкатанной схеме работы с электронными ТЗ, у них есть одно слабое место — они не подписаны со стороны клиента, а значит, не выполняют своих юридических функций, о которых говорилось выше.

Приложения и дополнительные материалы по проекту

Форма Технического Задания должна быть только бумажная. Помимо пресловутых юридических моментов, это просто удобнее. Все равно многие проекты не обходятся без дополнительных бумажных материалов, которые должны каким-то образом систематизироваться. В это случае ТЗ становится шапкой для таких материалов, оберегая их от потери или перемешивания с материалами по другим проектам.

Приложения должны подкалываться к ТЗ, а их наличие упоминаться в соответствующем разделе. Местоположение электронных материалов, необходимых для проекта также должно описываться в соответствующем разделе Техничского Задания.

Пример технического задания

Ниже в качестве примера приведена форма ТЗ на разработку логотипа, которой я пользуюсь. Данная форма является моей разработкой, поэтому вы можете ее использовать, не боясь нарушить чьи-либо авторские права: дорабатывать, править и создавать на ее основе формы для других видов услуг.

Форма (как и вся статья) не претендует на полноту, а является лишь образцом, целью которого показать основные разделы Технического Задания необходимые для получения исчерпывающей информации по проекту.

Техническое задание на разработку логотипа:

Служебная информация:
- Дата оформления заказа
- ФИО оформляющего заказ
- Подпись
- ФИО представителя Компании
- Должность представителя Компании
- Координаты представителя Компании
- Подпись
- Deadline

Приложения:
- Адрес Интернет сайта Компании
— другие ссылки
- Брэндбук или элементы фирменного стиля, использующиеся в настоящий момент
— имена приложенных файлов
- Приложениях к ТЗ
— отметки о бумажных приложениях
— имена файлов электронных приложений
Это два раздела являются общими для любого вида услуг и присутствуют в каждом ТЗ. Все пункты первого раздела обязательны для заполнения.

Информация о Компании:
- Название
- Род деятельности
- Конкурентные преимущества
- Потребители
- Партнеры, поставщики
- Конкуренты
- Цели и задачи (перспективы развития Компании в обозримом будущем)
- Дополнительная информация о Компании (не вошедшая по каким-то причинам в предыдущие пункты)

Информация о продукте (услугах):
- Название
Описание
- Конкурентные преимущества
— уникальное торговое предложение
- Ценовой сегмент рынка
- Целевая аудитория
- Конкуренты
- Дополнительная информация
Разделы необходимы для составления общей картины о клиенте. Они должны присутствовать, если к вам обращается новый клиент или старый клиент с новым продуктом.

Информация о существующем фирменном стиле:
- Логотип
— пометка о прилагаемом файле
- Фирменные цвета
— в Pantone или CMYK
- Фирменные шрифты
— пометка о прилагаемых файлах шрифтов
- Графические элементы, образы, персонажи
— пометка о прилагаемых файлах
- Модульная сетка
— пометка о прилагаемых файлах
- Другие элементы фирменного стиля
— пометка о прилагаемых файлах
Как и прошлый раздел, этот должен присутствовать, если к вам обращается новый клиент или вы уже длительное время не работали со старым. Но в данном виде работ он еще и необходим, если логотип не разрабатывается с нуля: в случае редизайна или корректировки фирменного стиля.

Информация по дизайну логотипа:
- Название
- Строка статуса в логотипе
- Пожелания по цветовому решению
- Пожелания по стилистике дизайна (классический, модернистский, гранжевый, юмористический и т.д.)
- Примеры удачных логотипов (по мнению клиента)
- Использование логотипа (отметить наиболее частые области использования)
— Деловая документация
— Полиграфия
— Интернет
— Наружная реклама
— Транспорт
— ТВ
— Упаковка
— Другое
- Дополнительная информация полезная для разработки логотипа
Ядро ТЗ. Все пункты крайне желательно заполнить. Реально необходим только один — название.

Заключение

Дизайн — это порядок. Дизайнер только тогда будет носителем этого порядка, когда порядок будет у него в голове. Если в голове у дизайнера хаос и бардак, вызванный неграмотной организацией производственного процесса, это во многом скажется на результате работы. Поэтому прежде чем браться за глобальное улучшение окружающего пространства — начните со своего рабочего стола.

Ерсултана Саматова Erosh
Что касается личности – я человек эмоциональный, неординарный . В работе покладист, уровновешен. По отзывам заказчиков — работаю качественно, стараюсь учитывать все пожелания, использовать оригинальные решения, делать красиво и получать \"то, что нужно”. Вот в принципе и все, желающим больше узнать обо мне, пишите в icq, звоните, буду рад новым знакомствам и хорошему общению. Всего доброго!
1 февраля 2011, 23:13
3341

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Я аллергик с детства. Имею аллергию на пыльцу березы, липы, полыни (выяснил это благодаря кожным пробам), а также пищевую аллергию на горчицу. Свои проблемы знаю, однако это меня не спасло.
Romeo_17
15 авг. 2017 / 17:21
  • 38221
  • 62
Алматы предложили сделать центром секс-туризма

Алматы предложили сделать центром секс-туризма

Известный политолог России Андрей Карпов предложил сделать Алматы центром секс-туризма. Но для этого сперва нужно легализовать проституцию в стране.
tala03
13 авг. 2017 / 14:48
СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
сегодня / 14:43
  • 1879
  • 8
Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Многие способные выпускники без Алтын Белги готовились к тестированию, чтобы в честной борьбе попытать счастья на гранты без ущемления со стороны якобы "золотых" выпускников.
DanaJarlygapova
14 авг. 2017 / 14:35
Приложение казахстанских школьниц признали лучшим на конкурсе в Сан-Франциско

Приложение казахстанских школьниц признали лучшим на конкурсе в Сан-Франциско

Команда алматинских школьниц выиграла главный приз международного конкурса Technovation Challenge 2017 по разработке мобильных приложений.
yviNews
11 авг. 2017 / 16:38
  • 2303
  • 5
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
вчера / 15:05
  • 1225
  • 2
Сколько дней казахстанцы отдохнут на День Конституции и Курбан айт

Сколько дней казахстанцы отдохнут на День Конституции и Курбан айт

Многие уже сейчас планируют отпуска и праздничные выходные. Сколько дней отдыха будет в этом году в честь Дня Конституции и мусульманского праздника Курбан айт?
yviNews
11 авг. 2017 / 15:08
  • 1291
  • 0
На EXPO через Балхаш и Боровое своим ходом

На EXPO через Балхаш и Боровое своим ходом

Мы объехали по кругу озеро Иссык-Куль, о чем повествует предыдущий пост, и вернувшись из поездки подумали, а почему бы нам не рвануть на наше озеро, не менее прекрасное?
yelenasergiyenko
13 авг. 2017 / 13:13
  • 1260
  • 6
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
вчера / 16:52
  • 1363
  • 93