Черный лебедь

Bravo Oscar 2011 M01 26
1861
73
0
0

Существуют продукты культуры, с которыми просто необходимо ознакомиться. Иначе выпасть из контекста легко, и, в дальнейшем невозможно будет понять, о чем разговаривают и шутят окружающие. При этом...

Существуют продукты культуры, с которыми просто необходимо ознакомиться. Иначе выпасть из контекста легко, и, в дальнейшем невозможно будет понять, о чем разговаривают и шутят окружающие. При этом предмет восхищения народных масс конкретно у вас может вызвать весьма неоднозначную реакцию, вплоть до рвотного рефлекса.

Вот в такой категории, обязательных к просмотру, шедевров в конце прошлого года  оказался «Черный лебедь». Накал обсуждения фильма с каждым днём растёт. Ему пророчат большое будущее. Вот недавно фильм был номинирован на премию «Золотой глобус». Там Натали Портман, исполнительницу главной роли, назвали лучшей актрисой и вручили статуэтку.  Видеоролик с церемонии вручения (см.ниже) стал катализатором решительного желания ознакомиться с фильмом.

Главная героиня – большая девочка-задрот, ходячий букет психических проблем. Живёт девочка с суровой матерью, настоящей современной женщиной.  У современной женщины вместо семьи есть две вещи: «ребенок для себя» и «мужчина для здоровья». Вот он - праздник феминизма. Результат подобного образа жизни можно наблюдать на экране.

Девочка занимается балетом, потому что её матери в своё время не удалось самореализоваться. Как положено задроту, девочка прилежно посещает занятия и показывает неплохие результаты. Таким образом, она попадает в список кандидатов на главную роль в Лебедином озере. Набор объявлен с выходом на пенсию старой балетной дивы. В детстве этот балет ассоциировался у меня с забавным танцем маленьких лебедей. Я тогда думал, что добрая и милая сказка. Поэтому, когда прочитал либретто, был удивлен суровостью рассказа и отсутствием хэппи-энда. Кто не знает, сюжет там основан на сходстве главной героини и главной злодейки. В балете эти две роли исполняет одна балерина. Главная героиня фильма отлично справляется с ролью Белого лебедя. Но балетмейстер сомневается в том, что она справится с ролью Черного лебедя из-за своей задротской фригидности. Да и задача сыграть двух противоположных персонажей не из легких по определению. Но главная героиня не унимается и просится на главную роль. Ведь это возможно последний ее шанс порадовать маму и вообще сделать что-то стоящее. Балетмейстер говорит ей о том, что она слишком зажатая для роли Черного лебедя. В доказательство пытается её «засосать». Нина кусает его и балетмейстер решает что из нее выйдет толк и назначает на главную роль. Но на всякий случай, держит вторую балерину Лили в качестве дублера.

С этого момента всё начинается. Груз ответственности начинает давить на главную героиню и она начинает изнурять себя репетициями, пытаясь добиться совершенства. Что непосредственно начинает сказываться на психике. Тут мне вспомнилась история из моего школьного детства. Помню, учительница географии делилась с нами, сопливой школотой, своим жизненным опытом.  Как-то рассказала про то, какие суровые были в её время экзамены. Про то, как одна прилежная отличница беспощадно готовилась к очень важному экзамену и во время него села в уголок и начала, показывая язык, хихикать - психика не выдержала напряжения.  Рассказ помню тогда произвел на нас неизгладимое впечатление. Желание усердно учиться как рукой сняло. Умела учительница мотивировать. «А зато мы с ума не сойдем» говорили мы, попивая «Агдам» под звуки «Руки Вверх», когда вспоминали про домашнее задание.  А вот балерине Нине никто правды жизни не рассказывал, в суровой аульной школе она не училась, поэтому первые симптомы шизофрении не заставили себя ждать.

Я любителем балета не являюсь и считаю это искусство весьма специфичным и расчитанным на весьма специфичную аудиторию. Ясно, что для занятия балетом нужны не только физические кондиции. Как и в кино, надо чувствовать роль и уметь её выражать. А роль коварной злодейки-соблазнительницы для задротки абсолютно неведома. Не знает девочка, что такое страсть и как её выражать. Многие думают, что чувства что-то неземное и что они либо есть, либо их нет. Но чувства, зависят во многом от опыта и, как бы это не звучало, от тренировок. Вспомните свое поведение с окружающими в школе, а потом в студенчестве – разница ведь ощутимая. «Всё приходит с опытом». А вот у девочки-балерины ничего подобного не было. Поэтому ей приходится проходить экспресс-курс познания страстей. Мудрый педагог для начала рекомендует обойтись подручными средствами. Кстати, он, в перерывах между обучением менуэту, бодро трахает других балерин – видимо мастурбация им не помогла, и ему дело пришлось брать в свои руки. Онанизм действительно оказывается малоэффективным, но героиня не доверяется профессионалу-балетмейстеру, а крутит шашни со своей дублершей Лили. Ее роль исполнила актриса с говорящей фамилией Кунис. То, о чем вы подумали в фильме, кстати, присутствует.

Мать Нины, балетмейстер Тома (Томас?),  дублерша Лили, бывшая прима Бэт – каждый из них вносит свою лепту  в общую историю, усугубляя проблемы главной героини. А она ведь молодец. По-крайней мере, целеустремленности ей не занимать. На мой взгляд, многие значительные победы человека связаны с безжалостностью к себе.  Не будем скрывать, что лень присуща нам всем. Я, например, этот текст уже два дня не могу перечитать и опубликовать, хотя он давно написан. А человек лениться, потому что подсознательно жалеет себя и бережет силы. Это механизм природы. Но, хоть и увлекаться борьбой с ним опасно, но нужно. Вернемся к фильму.

Герои и проявления их личности методично вводятся на протяжении фильма, планомерно повышая напряжение от сцены к сцене. Даррен Аронофски отличный знаток психологии. Психологии зрителя. Психологии своих героев. Фильм вызывает очень чёткие и выраженные ощущения наблюдения, а местами и участника, жизненной драмы, которая проста, концентрирована и лишена фальши. После фильма я ощутил глубокое уважение и благодарность создателям фильма. В первую очередь за их высокий профессионализм. Хороший фильм.

Весёлый P.S. Фильм, как любой психологический триллер, рекомендую смотреть в оригинале. Мастерская игра интонациями – одна из важных составляющих непередаваемой атмосферы фильма. Голос Портман в фильме задротский и нудный, хотя в жизни она бодрая и веселая. Как на обещанном видео с церемонии вручения награды:

Оцените пост

0

Комментарии

0
Написано очень хорошо, только вот зачем столько мелких спойлеров выкладывать?
0
Спасибо.
Я помню всегда про спойлеры.
Фильм богатый. Мелкие спойлеры ему не страшны.
0
Ок, доверюсь твоему мнению, что мелкие не повредят первому впечатлению.
Сам фильм еще не смотрел, не смотря на то, что писал про него уже не меньше трех-четырех постов: все еще жду в приемлемом качестве с оригинальной дорожкой.
0
По поводу спойлеров и вообще про фильм. Не кому-то адресно, а вообще.

Про фильм я начал читать с конца прошлого года. Он активно обсуждался в англоязычном интернете. А потом с начала года и в Рунете. По сути я знал весь сюжет. Но это не помешало получить удовольствие.
Суть в фильма не в этом. И вообще, если кино смотрите ради неожиданных поворотов - я сочувствую, это ошибочный путь.

До сих пор помню самый идиотский коммент, суть которого в том, что Портман плохая актриса потому что ее снимали в основном крупным планом во время балетных сцен.
Млять, она актриса, а не балерина. Тем более она проходила балетную тренировку и это видно. Но она актриса и она в фильме с другой целью.
0
Смотрел в хромающем качестве, но в оригинале.
В дубляже всё будет топорно, верняк.
Показать комментарии
Дальше