Страсти по референдуму

Серик 2011 M01 25
598
0
0
0

  Та­кой предновогодний «по­дарок» с востока страны для многих казахстанцев явился сюрпризом по многим показателям, на­чиная со срока продления полномочий президента и кончая вопросом на...

 

Та­кой предновогодний «по­дарок» с востока страны для многих казахстанцев явился сюрпризом по многим показателям, на­чиная со срока продления полномочий президента и кончая вопросом на соответствие Конституции республики и закону «О выборах вРК» этого I начинания.

Первыми отреаги­ровали законода­тели – сенаторы Гани Касымов, Иран Амиров, Светлана Джалмагамбетова и др., а также вице-министр юстиции Дулат Кусдавлетов, отметившие, что необходи­мости в референдуме нет, все расписано в выборном законодательстве.

Однако победила «народ­ная» точка зрения: референ­дум – высшее проявление воли народа, а по Консти­туции «единственным ис­точником государственной власти является народ». Хотя ниже этой строчки в Основ­ном законе написано: «На­род осуществляет власть непосредственно через республиканский референ­дум и свободные выборы». Референдум и выборы не заменяют друг друга – ни в Конституции, ни в законе «О выборах в РК», ни в законе «О республиканском рефе­рендуме» не оговорена воз­можность продления пол­номочий президента через плебисцит.

Поэтому депутаты парламента  инициировали предложение о назначении республиканского референ­дума с внесением на него вопроса об изменении Кон­ституции РК, предусматривающего возможность прод­ления на республиканском референдуме президентских полномочий первого прези­дента РК Нурсултана Назар­баева.

Т.е. развиваются два начи­нания по референдуму, кото­рые не соприкасаются: ини­циативная группа озвучивает один вопрос – «продлеваете ли Вы до 6 декабря 2020 года срок президентских полно­мочий первого президента Республики   Казахстан,   Елбасы, Лидера нации Нурсул­тана Абишевича Назарбаева на республиканском рефе­рендуме», а депутаты другой – саму возможность прод­ления полномочий на рефе­рендуме. Иными словами, депутаты хотят узаконить уже проходящий начальную стадию референдум задним числом, а затем внести в него свой вопрос, по которому инициативная группа не со­бирала подписей своих сто­ронников.

Платформу инициатив­ной группы референдума подмочила не только его правовая основа, но и вопрос

о сроке продления полномо­чий – до 6 декабря 2020 года. Ведь инициаторы оперируют сроком новой стратегии раз­вития страны до 2020 года, ко­торый не имеет отношения к выборному законодательству и не соотносится с конститу­ционным сроком правления президента. По Конституции президент избирается на 5 лет. Именно этот срок можно указать на референдуме – до первого воскресения декабря 2017 года, а не до 6 декабря 2020 года – это больше срока президентского правления на 3 года.

Сторонники   плебисцитассылаются на опыт референ­дума по продлению полно­мочий президента в 1995 году. При этом они не обра­щают внимания на то, что после этого референдума были приняты новые Кон­ституция, закон «О выборах в РК», закон «О республикан­ском референдуме», которые не предусматривают продле­ние полномочий президента через плебисцит – только выборы.

Глава государства своим недавним указом отклонил не сам референдум, как писали многие СМИ, а предложение парламента о вынесении на республиканский референ­дум изменений и дополне­ний в Конституцию страны. Однако без этих изменений и дополнений проведение плебисцита по продлению полномочий президента противоречит Основному закону. Впрочем, парламент может обойтись без рефе­рендума. приняв конститу­ционный закон о продлении полномочий президента без изменения Конституции, ко­торый также будет противо­речить Основному закон}’.

Судя по этим законода­тельным промахам инициа­тивной группы и депутатов, не говоря об экспромтах «на­родного творчества», вроде экономии средств, времени, энергии, объединении наро­да вместо его разъединения и т.п., возможность референ­дума минимальна. Стержнем демократии являются выбо­ры, а Казахстан по Консти­туции утверждает себя демо­кратическим государством.

Парламент Казахстана в пятницу, 14 января еди­ногласно преодолел вето президента по поправкам в Конституцию, предусматри­вающие проведение рефе­рендума по продлению пол­номочий главы государства до 2020 года без проведения выборов через референдум.

И как стало известно, 17 января президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не под­писал поправки в Конститу­цию, предусматривающие проведение референдума о продлении полномочий гла­вы государства и направил их в Конституционный совет (КС), сообщил ИА Новости-Казахстан сотрудник пресс-службы КС. Теперь судьбу референдума решит Консти­туционный совет в течение месяца.

Жас Казак унi № 1 – 2 от 24.01.2011

Дастан Ельдесов

Оцените пост

0
Дальше