Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
06:46, 16 января 2011

Рецензия на фильм Калыкбека Салыкова "Балкон" (страна - СССР; год - 1988)

Blog post image

Blog post image

Рецензия на фильм по повести Олжаса Сулейменова «Балкон».

По пути к арт-хаусу.

Для меня как для человека родившегося после обретения нашей республикой независимости, трудно порой представить образ мышления наших бабушек и дедушек, отцов и матерей. Фильм непропагандистской направленности, даёт в полной мере ощутить запах царившей тогда в 50-тые годы атмосферы переломного времени. Сам фильм был снят в 80-тых, что проявляется неслучайно в создании депрессивного фона картины. В это самый период в мировом кинематографе начинают выходить авторские, некоммерческие фильмы, пытающееся разрушить устойчивые кино-клеше и устаревшие образы. Один из ярких пример является фильм 1971-о года, режиссёра Стэнли Кубрика - «Заводной апельсин».

Фильм режиссёра Калыкбека Салыкова, это картина поиска, уже не относящаяся к жанру классического ретро, в ней просматриваются оттенки авторского кино, в котором, в частности в данном, поднятые вопросы справедливой политики, понятия семьи и проблем уличной жизни. Только одной гротескной музыкой композитор вводит нас в хаос и деградирующее состояния персонажей фильма, чья жизнь проходит по замкнутому кругу, где лишь драки и потасовки молодёжи дают некоторые волнение в жизни,- советская тюрьма, не дающая почувствовать себя свободной личностью.

Прочитав перед просмотром основное описание сюжета, можно невольно подумать, что главный характер и образ заключен в Жанне, молодой женщины, сошедшей с ума в поисках своего мужа. Но при просмотре, видно, что ключевой личностью, и главной жизнью показанной в ленте, является судьба молодого Айдара, младшего брата женщины. Его образ, которому, не смотря на возраст, наскучило всё вокруг, имеющий смутные представления о своём будущем, не имеющего никакого постороннего контроля, но в тоже время чуткого и ранимого парня, напоминает мне сам кинематограф того времени. А друг Айдара наоборот – ещё потомок советского мышления, кому некоторые поступки товарища неясны. Кстати символом отчужденности, и инакомыслия, является даже не сам юноша, а старый человек, одетый дико и вызывающе для того времени, периодически мелькающий в ленте.

Помимо отличного музыкального сопровождение, в фильме чувствуется сильная работа режиссёра-постановщика, умудрившегося превратить столь небольшой район города, где проживает главный герой, в целое поле битвы противоположных мнений и сознаний. Всё это блестяще показано и исполнено актёрами. В их игре не чувствуется наигранность, нет перегибов в тех или иных сценах, будто эти роли даны им по жизни. Отдельно хочется упомянуть об операторском мастерстве, которое очень чётко прослеживается в последних кадрах картины, где группа молодёжи, во главе с Айдаром бежит по железной дороге, словно уходит вон из кадра, а за ней ступает более молодое поколение, кричащее им вслед, то чем озадаченны и зрители в последние секунды: «Эй, ребята, а вы куда?!»

Как мне кажется, автор истории хотел показать реальность, того времени, чтобы читатель, а позже зритель сделал сам для себя выводы. Мой вывод таков: перемены необходимы, даже через боль, иначе возникнет застой, ведущий регрессу.

Причина того, что кинофильм имеет название: «Балкон», вначале повествования, мне была не совсем понятна, а в конце ко мне пришло осознание того, что именно через него жители этого района видят своё бремя, и Айдар, как символ нового, ловко спускается по ветвям старого времени к современному, совсем как по колоннам балкона.

Для меня фильм стал настоящим открытием в казахском кинематографе, хотя картина имеет продолжительность в 80 минут, она оставляет осадок обычно характерный после просмотра тяжёлых, долгих кинолент. Мой вердикт – 10 из 10.

1