Yvision.kz
kk
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
12:26, 17 февраля 2015

Велозаезд Караганда — Дария

Как-то прошлой зимой сидели с друзьями по сообществу и обсуждали планы на лето. Кто-то предложил сесть на велосипеды и двинуть в заезд по Центральному Казахстану.

Всё что написано ниже произошло в мае 2014-го, но нигде прежде не публиковалось 8-)

В итоге ехать решили три человека: я, Илья Федулин и Саша Кузнецов.

Сложность состояла в том, что никто из нас не практиковал езду на велосипеде, более того, ни у кого из нас не было велосипеда, способного преодолеть намеченный маршрут. Будучи людьми с головой, мы адекватно оценивали свои силы и решили, что с места в карьер рвануть в трип длинной в 1000 км было бы крайне опрометчиво. В итоге, посовещавшись с бывалыми велотуристами, было решено ехать в гористую местность близ селения Дария. Конечной точкой должна была стать вершина одной из гор высотой 1089м. Общая протяжённость маршрута - около 150 ки.

Проблему с велосипедами помогли решить представители магазина Limpopo Sport в Караганде. Магазин выступил нашим техническим спонсором и выдал на время заезда три дорожных велосипеда марки Author. Определили оптимальные даты и начали готовиться.

Как обычно и бывает, начинается всё с хаоса. Из-за долгой погрузки вещей на велосипеды мы потеряли много времени и выехать получилось не на рассвете, как планировали изначально, а лишь к обеду. Ещё и прогноз погоды на дни заезда был неутешительным - по центральному Казахстану обещались обильные осадки с сильным ветром. Но пока что погода сопутствовала.

Из-за задержки по времени было не до снимков и первое фото мы сделали только на выезде из Караганды. Примечательно, что в этот момент здесь проводили свой тренировочный заезд ребята из японской сборной, участвующие в чемпионате Азии, проходившему в эти дни в Караганде.

Мы посчитали это хорошим знаком и двинули в путь. Да и погода пока радовала, в небе не было ни одного намёка на дождь.

В самом начале у нас хватало сил и желания делать подобные снимки.

Но откровенно говоря, дорога затягивала, и постоянное кручение педалей вовсе не было таким скучным и монотонным занятием, как предполагалось изначально. До села Курминское доехали без остановок. Здесь был один из самых сложных участков за весь маршрут. В Курминском находится крупная птицефабрика и в радиусе пары километров вокруг неё просто невозможно дышать. От этого зловония через несколько минут начинает кружиться голова. Единственным желанием было поскорее выбраться из этого облака неприятных запахов и получить хотябы один глоток свежего воздуха.

Тем временем в спину начинал дуть ветерок. Прогноз начинал сбываться, с севера за нами мощной стеной надвигался дождь.

В одном из придорожных кафе на выезде из Курминского мы пополнили запасы воды. Очень ценный совет от бывалых туристов: даже если вы израсходовали 10% от общего запаса воды, но рядом есть место где его можно пополнить - сделайте это, т.к. дорога непредсказуема и, возможно, именно этих 10% вам может не хватить для продолжения пути. Вообще, вода - самое важное, что нужно взять с собой в дорогу. На одного человека нужно брать 4,5-5л воды. Это необходимая дневная норма, где 2л идут на утоление жажды, а остальное на технические нужды (для умывания, приготовления пищи)

Один из дальнобойщиков, который направлялся из Шымкента в Астану, поинтересовался, куда мы держим путь. Искренне пожелал удачи и посоветовал немного задержаться в Курминском и подождать, пока пройдут тучи. По его словам, основные осадки выпали ближе к Караганде и сюда дойдёт лишь кратковременный дождь.

Так мы и сделали. Проехали около километра от Курминского и остановились под козырьком брошенной автозаправочной станции.

Этим и примечательны путешествия на велосипедах. Илья произнёс интересные мысли: "На машине ты бы просто проехал мимо этой заправки и тебе было бы всё равно, брошенная она или нет, ты бы просто этого не заметил и поехал дальше. И не ощутил бы дуновение степного ветра, не услышал бы как капли дождя бьют по земле постепенно надвигаясь на тебя, не вдохнул бы этих чудесных запахов".

И ведь действительно так. Ритм жизни постоянно растёт, в большом городе это особенно заметно. Всё время куда-то спешишь, торопишься, не успеваешь. И не замечаешь, как жизнь проходит мимо тебя.

Здесь мы немного перекусили и поснимали таймлапсы, которые может быть в будущем станут частью полноценного видео о казахстанской степи.

Дорога и степь после дождя прекрасны. Невозможно передать словами всего великолепия этих запахов и красок. Это нужно ощутить самостоятельно.

Рельеф местности немного изменился. Равнина постепенно перешла в череду небольших подъёмов и редких спусков. Велосипеды Author имеют 24 скорости. Благодаря этому можно было проще переносить нагрузки, заранее выбирая нужную передачу. Это очень сильно выручало на подъёмах. Но чтобы не насиловать неподготовленный под такие нагрузки организм иногда давали себе отдышаться.

В основном дальнобойщики и водители легкового транспорта привиде нас мигали фарами, улыбались, махали руками и сигналили. Это было забавно, немного подстёгивало и заряжало энергией. Жаль, что через день, когда в штормовой ветер под дождём мы будем пытаться автостопом добраться до Караганды, столкнёмся ровно с противоположной картиной и тотальным игнорированием.

Неспешно добрались до Спасска. Здесь располагается военная часть. Дело близилось к закату, и мы не стали задерживаться. Сделали несколько кадров БМП и снова вперёд.

Километрах в 10 от Спасска мы решили остановиться и скать место для ночлега. Казалось, что мы находимся внутри заставки Windows.

В целом путешествие на велосипеде по стране нельзя причислить в опасному виду туризма, но всё же о некоторых вещах стоит упомянуть. При езде нужно двигатся как можно ближе к правому краю дорожного полотна д ряд друг за другом, сохраняя дистанцию не менее 10 м. Так не создаётся помех движению автотранспорта и есть время, чтобы разъехаться в случае экстренного торможения едущего впереди велосипедиста.

Важно заранее спланировать точный маршрут и оставить его копию близким. Желательно в пути при первой возможности сообщать близким о своём местоположении, т.к. связь в степи, а тем более в гористой местности, есть не всегда. Неплохо иметь при себе GPS-навигатор. Этот пункт необязателен, но лишним (особенно если местность незнакомая и вы на ней плохо ориентируетесь) не будет.

Пока солнце не скрылось за горизонтом, нам предстояло найти место для палатки, раздобыть хворост для костра. Ну и несколько кадров с красивым солнцем само собой.

Пожалуй, степи Сарыарки являются одним из сложнейших для выживания мест, после Северного и Южного полюсов, тундры и пустынь. Здесь нет хвороста. Из топлива, которое может здесь быть только кизяк, но он нам на глаза не попадался, и сухая трава, которая прогорает как порох за несколько секунд. Самым оптимальным решением здесь было бы иметь при себе газовую горелку.

Но мы нашли пару сухих коряг, собрали большой сноп травы и разожгли костёр. Палатку поставили за возвышенностью в паре сотен метров от шоссе, чтобы не привлекать к себе ночью лишнего внимания. На огне приготовили ужин. Велосипеды накрыли плёнкой на случай, если ночью пойдёт дождь.

Из еды мы взяли с собой завтраки туриста, консервы, каши, макароны - это продукты, которые не портятся длительное время и готовятся достаточно быстро. В дорогу лучше всего брать максимально калорийную пищу, ну, а её упаковка должна быть максимально компактной и лёгкой. На дистанции постоянно необходимо пополнять энергетический баланс организма. Для этого всю дорогу мы ели гематоген. Также здорово помогают сухофрукты, мюсли, орехи, шоколад.

Звёзды на небе из-за приличного удаления от города светили очень ярко, но порывистый ветер не давал возможности сделать качественное фото неба.

Утро второго дня встретило нас лёгким дождём. Небо было серым, и, в общем-то, солнца до конца поездки мы больше не видели. Немного времени на завтрак и сборы. Нас снова звала дорога.

На горизонте уже виднелись нужные нам горы, а небо затягивало тучами всё сильнее, и всё больше верилось, что нас нокроет плотной стеной воды.

Пересекли границу Шетского района. Здесь нам предстояло свернуть с шоссе на полевую дорогу. Местами пейзажи можно было спутать с саваннами природного парка Серенгети, только небо выдаёт, что это не Восточная Африка, а Центральный Казахстан.

Впереди у нас было последнее в маршруте село - Кызылкой. На въезде мелкая речушка с каменистым дном. Вполне можно пересечь её не останавливаясь на "пустом" велосипеде, но мы решили не рисковать и перейти пешком. Важнее сохранить рюкзаки сухими, а покрышки целыми, чем сэкономить 5-10 минут.

Люблю отдалённые селения за подобные коллекции старой советской техники, отработавшей свой век. Хотел было сделать фото интерьера кабины 66-го, но вовремя заметил огромного пса под ним.

В Кызылкое пополнили запасы воды и еды. На выезде нас ждал ещё один брод.

Не очень разговорчивый парень, который пас стадо неподалёку от села, подсказал нам короткую дорогу до нужной нам горы. Не самую короткую, как выяснится позже.

В общей сложности на пути к горе мы должны были пересечь воду в брод 5 раз. Всё это является развитой системой одной реки, которая сливается в единое русло через десяток километров ниже по течению. В одном из бродов воды было по пояс. Течение достаточно сильное и сбивает с ног. Но местные обложили место брода заслонами из камней. Т.е. даже если здесь собьёт с ног, то далеко течением не унесёт. речная вода достаточно холодная (чего можно было ещё ожидать в середине мая) и погружаться в неё несколько раз желания не было. Поэтому велосипеды в полной комплектации переносили на руках, держа над головой.

Последний брод вывел нас на каменистую местность с постоянным перепадом высот. Идеальное место для покатушек на горном велосипеде. Но и наши дорожные Author проявили себя здесь вовсей красе. Кататься было одно удовольствие, даже при наличии багажа.

Справа на фото наша одинокая гора.

До горы оставалось всего несколько километров, как погода начала резко меняться и небо затянуло низко идущими дождевыми облаками.

В какой-то момент вершина просто скрылась из вида. Все планы по восхождению на неё пришлось оставить. Но пейзажи завораживали. Казалось, что мы находимся в центре вот-вот готовящейся начаться грозы. Тучи, которые были высоко, шли на восток, а низкоидущие, окутавшие вершину и долину - на запад.

Вот так вот разворачиваться и ехать назад не хотелось. К тому же удача сопутствовала нам и дождь всё ещё не начинался. Мы нашли укромное место на одной из скал и поставили палатку. В такой местности проблем с поиском горючего для костра не было. Здесь было много кизяка, а вдоль реки много сухостоя и кустарника.

Неспешно готовили ужин, окунулись в реку без велосипедов в руках.

Картина утром следующего дня была ровно такой же, как и предыдущим вечером. Ветер гонял тучи по небу, а сильного дождя так и не было. Но он уже давал о себе знать и немного моросил. Сбор снаряжения и дорога назад.

Последние снимки затянутой тучами долины. А уже через 10-15 минут после этого началось то, что синоптики прогнозировали двумя днями ранее. Полил дождь, вмиг превративший степь в непролазную трясину. В лицо нам дул штормовой ветер из-за чего капли дождя били, словно град. Дорога до Кызылкоя отняла неимоверное количество сил и времени. Были и падения лицом в грязь из-за потери управления, и отказавшие, забитые до отказа грязью тормоза и много другого, чего вспоминать не очень хочется. С Кызылкоя добрались до придорожного кафе. Здесь управляющий с пониманием отнёсся и выделил нам комнату, в которой мы смогли переодеть свои промокшие до ниток вещи на сухую одежду. Потом долго отогревались горячим чаем. До Караганды решили ехать автостопом.

Однако сделать это втроём, да ещё и с велосипедами было очень сложно. Как правило, водители легкового транспорта делают вид, что просто тебя не замечают, а если вдруг кто-то и проявит желание подвезти велосипедиста, некуда будет погрузить велосипед. Поэтому нет смысла пытаться их останавливать. Подобрать могут только водители большегрузов и фур. У них есть куда погрузить велосипед. Но нас было трое и возникала другая сложность - в кабинах грузовиков нет столько посадочных мест. Можно только надеяться, что кто-то решится на свой страх и риск предоставить место попутчику в кузове. В нашем случае, когда вокруг бушевала стихия и дул сильнейший ветер, мы так и сделали. Один из водителей согласился подвезти нас троих. Я с Ильёй разместились в салоне, а Саша с комфортом в кузове развалился на коробках и спал до Караганды.

Возможно такие два-три дня обычное дело для человека, который ходит в турпоходы по лесам, горам и степям, ездит на велосипеде на большие дистанции, для человека, который свободен от городской суеты. Но для тех, кто как и мы, основную часть жизни проводит в ритме большого города, даже такая небольшая вылазка, может стать ярким, запоминающимся приключением. Как та самая автозаправочная станция, которую проедешь на машине и не заметишь. Хотябы потому, что раньше такого делать никогда не приходилось! Самое главное, что это несложно осуществить, нужно только желание!

На данный момент мы не оставляем идею совершить большой заезд по Центральному Казахстану с посещением значимых для региона мест, как промышленных, так и природных.

p.s. Хотелось бы выразить отдельную благодарность Александру Ермолёнку, директору карагандинского отделения сети магазинов Limpopo Outdoor, за предоставленную техническую и информационную поддержку. Велосипеды Author действительно ниразу не подвели и способны выдержать намного больше.

p.p.s. Данный материал выпущен с большой задержкой по некоторым объективным и не очень причинам. В будущем такого не будет ;)

4
2118
4