Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
7
12:37, 10 декабря 2013

«Уроки гармонии». Лучший казахстанский фильм 2013 года.

 

Вместо предисловия

Каким бы хорошим не был фильм «Уроки гармонии», подобного рода картины для Казахстана - дело весьма печальное. Печальное от того, что в Казахстане, увы, хорошо и профессионально умеют снимать только чернуху, грязь и бандитизм. И пусть с момента «Рэкетира» прошло добрых шесть лет тема криминала, засевшая в умах нашей творческой молодежи, так и остается доминантой. От того и снимают такое кино, на близкие темы, через которые сами прошли, прочувствовали, впитали. И дело тут уже даже не в художественной ценности этих фильмов, а в их пресыщенности и авторской этике режиссёров. Не хочу прослыть неврастеником, но мне откровенно осточертело смотреть отечественное кино. И плохо в нем даже не то, что на 95% это сплошной ширпотреб, а то что оставшиеся 5 % упорно снимаются об одном и том же, на одни и те же темы — безнадега, фрустрация, обречённость, боль. А почему бы просто не снимать добрые фильмы на добрые темы («Тюльпан»), вместо того чтобы тиражировать кино о насилии и кино глобальных идей («Путь лидера»).

О фильме

Мы все родом из детства. Все наши комплексы, страхи, душевные травмы, первая любовь, потеря нравственной невинности и вступление во взрослую жизнь так или иначе связаны с детством, юностью и школой, как месту где закрепляются, в довольно грубой форме, первичные социальный навыки. Здесь нет полутонов, есть лишь черное и белое, альфа и омега, охотник и жертв. Именно этой проблематике и посвящен фильм.

Режиссер он же и сценарист Эмиль Байгазин оказывается очень хорош в роли рассказчика. Его скупая на слова и очень по Брессоновски аскетичная картина, с минимальным набором технических средств представляется довольно насыщенной на действия. Фильм совсем не напоминает «Кирпич» Райана Джонсона, как и «Чучело» Ролана Быкова, но не вспомнить об этих картинах во время простора нельзя, как и про эстонский «Класс» Ильмара Рага, вспышки которого то тут, то там мелькают в «Уроках гармонии». Но главным действующим лицом объединяющим все эти фильмы  остается школа. Место где внеклассные обучения оказываются куда важнее и губительнее посиделок на уроках. Впрочем, и самим урокам в фильме отведено очень важное место.

Для детей не имеющих необходимый уровень сознательности, но всеми силами старающихся выдать себя за взрослых такие понятия как «естественный отбор» и «энергия = деньги» становятся роковыми, а учат этому именно на школьных занятиях.

Картина хоть и откровенно спекулирует на теме школьных отношений, комбинируя почти весь ассортимент всевозможных обстоятельств (не упомянули разве что только гомосексуалистов), представляется совсем не однобокой, но многоплановой. Главный герой, ставший жертвой неразборчивых и жестоких детей, не помышляет о мести своему обидчику, но именно приходит к ней так и не найдя иного выхода, пройдя через всю метафизику зла. И если в начале герой стремится к добру и чистоте (как нравственной так и физической), то ближе к концу не без влияния внешних факторов лишается и этого.

Метаморфоза главного героя, переход от невинного подростка к моральному уроду показана на примере многочисленных экзекуций устраиваемых им же над мелкими насекомыми. Апогеем становится допрос над тараканом за украденную воду, на миниатюрном электрическом стуле. Цепочка замыкается в тот момент когда сам мальчик оказывается на месте своих таракашек, понимая, что насилие только разрушает его самого, порождая за собой новые акты жестокости. В последнем ряде сцен фильма режиссер и показывает ту грань, за которой находится главный герой.

У каждого ребенка по фильму есть мечта, для одно это парк аттракционов, для другого кроссовки, главный же герой Аслан не мечтает ни о чем. Полученная травма слишком рано уродует его душу, лишает фантазии, мечты, умения получать удовольствие в простых вещях, как это свойственно детям — это объясняет почему Аслан в отличие от сверстников не может радоваться играя в игровые автоматы (одна из финальных сцен). Но даже тогда режиссер не ставит на своем герое крест. Финальный эпизод, в этом отношении, почти наглядно демонстрирует, что ребёнок всегда остается ребенком через какие бы ужасы он не прошел.

Но как бы прекрасно это ни было режиссер совсем не стремится романтизировать историю и добавить в нее лирические черты. Скорее наоборот. Мир «Уроков гармонии» это квинтэссенция всей грязи из нашего мира, который невозможно представить без рэкета, бандитских разборок и суровых стражей порядка (с не менее суровыми методами); где если и есть юмор, так только черный, а единственное чистое и нежное существо и то оказывается спрятанным в хиджаб (кстати, тема с девочкой так и остается нераскрытой). Чего нет в фильме, так это гуманности и вселенского бытийного взгляда. Не саркастично-ернического, вызывающе-выпендрежного, как здесь, а бесстрастного и честного.

7