kk
9

Жизнь Дэвида Гейла / The Life of David Gale (2003)

«В конечном счёте мы можем оценить значение своей жизни... только ценностью для других.»
Дэвид Гейл

По служебному долгу, журналистка Битси Блум, имеющая определенную репутацию в своей профессиональной среде, отправляется в одну из тюрем Техаса для трех сеансов интервью с одним из заключенных — бывшим профессором университета Дэвидом Гейлом, осужденном на смертную казнь за изощренное убийство. Страшная ирония состоит в том, что Гейл в прошлом — один из активистов местной организации, выступающей против смертной казни в штате, а убитая им женщина — одна из его самых преданных соратников.
Не питающая иллюзий насчет его невиновности, Битси проникается историей жизни Дэвида Гейла и более того, проводит собственное расследование обстоятельств убийства, которое на проверку оказывается не таким, каким оно казалось изначально — а небольшое время, отпущенное Гейлу до приведения приговора в исполнение, стремительно уменьшается.

***

Поднятая в фильме Алана Паркера тема — одна из самых живучих и животрепещущих тем в СМИ и обществе. Наравне с регулярно поднимаемыми темами о легализации наркотиков, огнестрельного оружия или проституции, стоит вопрос о моратории или принятия смертной казни. Тема эта достаточно скользкая, в кино поднимаемая очень редко, зато очень эмоциональная — у обоих сторон есть масса доводов и аргументов за одну или другую сторону.

Смертная казнь существовала всегда, менялись лишь законы, за нарушение которых человеку выносился приговор, обрывающий его жизнь. Фильм «Жизнь Дэвида Гейла» — не пропагандистский, он не встает на сторону противников или сторонников узаконенной экзекуции преступников, несмотря на некоторые сюжетные повороты и оставляемые после просмотра впечатления.

Большую часть хронометража составляет описание жизни Гейла до его попадания в камеру смертников: в прошлом успешный преподаватель в университете, добропорядочный семьянин и отец, активист общественного движения в один момент сворачивает не на ту дорожку — обвиненный в изнасиловании студентки, он мигом теряет все — жену и сына, которые улетают от него в Испанию, друзей, которые отвернулись от него, измазанного в подобном экцессе, и даже место руководителя в движении за отмену смертной казни.

Мгновенно сломанный, спившийся и опустившийся на социальное дно, он находит силы снова жить, когда Констанция, одна из активисток и его старая знакомая, вытаскивает пережеванного социальным презрением Гейла из болота, забыв правда, рассказать ему о том, что больна лейкемией. Последний удар, нанесенный Гейлу в самое сердце, напрочь лишает его смысла жить дальше — а через некоторое время Констанцию находят в её доме нагой, задушенной намотанным на голову пластиковым пакетом и с закованными наручниками руками. Подозрение сразу падает на Гейла — на пакете обнаружены его отпечатки пальцев, в убитой его сперма, а свидетели неоднократно видели, что он регулярно посещал её дом.

Законы Техаса сработали неумолимо и быстро — отбитый со стуком судебного молотка приговор вызывает сильный общественный резонанс — активист сам оказывается там, откуда тщетно пытался вытащить насильников, маньяков и наркоманов. Ожидание казни, длиною в несколько лет, заканчивается тем, что Гейл, никогда прежде не дававший до этого интервью, соглашается на три сеанса за полмиллиона долларов, которые будут отданы его адвокату. Зачем — редакцию журнала, в котором работает Битси, не волнует — деньги за три интервью в течении трех дней выдаются. Четвертого быть не может — приговор будет приведен в исполнение, и Гейла умертвят смертельной инъекцией.

Фильм выстроен достаточно четко — детективная драма с блестящим актерским составом — Кевином Спейси и Кейт Уинслет в главных ролях. Обладая достаточной динамикой и болезненной темой, сюжет раскручивается как в неплохом триллере — постепенно открываемые обстоятельства убийства выруливают сюжет на новые этажи — заставляя зрителя нервно сучить ногами и с нетерпением ждать развязки, которая в целом надуманная, но достаточно неожиданная.

Просмотренный в первый раз, фильм меня просто стукнул по голове — он имел две, следующие друг за другом, концовки — одна сильнее другой, и когда мне показалось что вот, все, сейчас уже можно пускать титры, Битси получает последний штрих к её расследованию: кассету с полной записью того, что произошло тогда в доме задушенной Констанции. Сильно, очень сильно, хотя и с точки зрения реализма натянуто — но ведь не нужно забывать: это кино — оно художественное, и не претендует на абсолютную достоверность происходящих событий, которые при своем «провисании» не сильно портят эту хорошую драму.

Смотреть каталог рецензий