Есть такой известный ежегодный отчет, выпускаемый нефтяной компанией BP, называется BP Energy Outlook. Они всегда пишут там довольно интересные вещи, да и в плане формата и структуры это образцовый экономический отчет.
Итак, что нас ждет в 2035 году (чуть меньше, чем через 20 лет):
- Мировая экономика почти удвоится, причем три четверти прироста придется на рост производительности, а последняя четверть - на рост населения;
- Население Земли достигнет почти 9 миллиардов человек;
- 2 миллиарда человек пересекут черту бедности и присоединятся к среднему классу;
- Почти половина прироста населения придется на Африку, однако только 10% прироста ВВП;
- Несмотря на двойной рост мировой экономики, потребность в энергии возрастет только на 30% из-за повышения энергоэффективности мировой экономики;
- Половина прироста потребности в энергии придется всего на две страны: Китай и Индию;
- Доля ископаемых источников энергии (нефть, газ, уголь) снизится с 85% до 75%;
- Доля возобновляемых источников энергии (кроме гидроэнергетики) вырастет с 3% до 10%;
- Доля энергии, используемая для генерации электричества вырастет с 42% до 47%. Данный тренд в том числе объясняется сдвигом в предпочтениях потребителей в пользу электромобилей;
- Мировой автопарк вырастет в два раза с 900 миллионов до 1.8 миллиарда автомобилей;
- Количество электромобилей вырастет с 1.2 миллиона штук до 100 миллионов штук (6% от совокупного мирового автопарка);
- Основную угрозу спросу на нефть представляет не рост популярности электромобилей, а повышение эффективности использования бензина автомобиля: если в 2015 галлона бензина хватало в среднем на 30 миль, то к 2035 году ожидается, что этот показатель достигнет 50 миль. Снижение спроса на нефть на 90% придется на повышение эффективности автомобилей и только на 10% придется на рост популярности электромобилей.
- В целом, тренд на рост мировой экономики окажется сильнее, чем тренд на повышение топливной эффективности автомобилей, так что спрос на нефть немного вырастет;
- Текущие разведанные запасы нефти более чем в два раза покрывают ожидаемый к 2035 году спрос;
- Ключевая неопределенность связана с тем, как каршейринг и карпулинг отразятся на количестве пройденных миль на человека: с одной стороны, рост эффективности использования машин приведет к снижению затраченных человеко-миль, с другой стороны, из-за каршейринга больше людей смогут пользоваться автомобилем, что приведет к росту человеко-миль.