kk
Default banner
Разное
426 298 постов48 подписчиков
Всяко-разно
0

Зачем России возвращаться в Туркменистан?

Судя по сообщениям СМИ, в отношениях между Туркменистаном и Россией наблюдаются подвижки к восстановлению отношений. Ведь после того, как в прошлом году ОАО «Газпром» перестал платить за туркменский газ оговоренную в контракте цену, сочтя ее непосильной, между странами пробежала «черная кошка». Венцом скандала стал разрыв контракта со стороны России. Теперь ведутся попытки вновь наладить изрядно испорченные отношения.

После того, как главному дипломату, министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову не удалось это сделать, за дело взялась председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Недавно состоялся ответный визит в Москву председателя Меджлиса Туркменистана Акджи Нурбердыевой. Чего удалось добиться россиянке от туркменки?

Собственно говоря, сам визит стал ответом на настойчивые подходы Матвиенко к проблеме бипатридов. Очевидно, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов сослался на то, что данный вопрос относится к компетенции парламента, и получил уверения в ответном визите спикера туркменского парламента в Москву.

Однако в СМИ России этот визит освещался крайне скупо. С трудом удалось отыскать его следы в «Парламентской газете» и на сайте РИА «Новости», потому что ни в одной центральной газете про него не написали. При этом визит министра обороны РФ Сергея Шойгу в Ашхабад, прошедший в эти же дни, освещался не в пример лучше.

Забавно, что «Парламентская газета» в материале Константина Никитина невольно подставила Валентину Матвиенко. Спикер СФ назвала отношения между Россией и Туркменистаном стратегическими, но при этом подчеркнула, что ее коллега прибыл в Москву впервые за 22 года.

Вот как цитирует издание слова Матвиенко: «Это первый визит председателя парламента Туркменистана в Россию за последние 22 года, — сказала Валентина Матвиенко. — Я рада тому, что динамика наших парламентских контактов нарастает и было подписано соглашение о сотрудничестве Совета Федерации России и Меджлиса Туркменистана — была создана правовая-договорная база».

 

Весело же нарастает динамика парламентских контактов, если спикер парламента одной страны не была в другой двадцать два года! Настолько велико стратегическое сотрудничество двух стран, что нужное соглашение Совета Федерации России и Меджлиса Туркменистана было подписано лишь сейчас? Выходит, все эти годы никакой договорно-правовой базы работы парламентов не было. Не потому ли так получилось, что знаменитый пакт Путина-Ниязова, метко названный в прессе «газ на людей», позднее был не ратифицирован Госдумой РФ?

Все дело в том, что во времена Ельцина и Ниязова в Туркменистане проживало порядка ста тысяч граждан России, имеющих одновременно и паспорта граждан Туркменистана. В Конституции страны не присутствовало положения о двойном гражданстве, которое существовало лишь в «явочном порядке», как говорится, «по понятиям». После вторжения России в Грузию 8 августа 2008 года, обоснованного якобы защитой граждан России в Южной Осетии, туркменские власти логично испугались прецедента, и потребовали от своих «двуглавых» сограждан определяться. Но любителям просиживать жизнь «на двух стульях», это требование показалось возмутительным, и они стали атаковать администрацию Путина в рамках «русского мира».

После этого стали сокращаться объемы закупок Россией туркменского газа, участились инциденты на границе страны с Афганистаном, настойчивее стали намеки Москвы на военную помощь. Одновременно Туркменистан за эти годы увеличил поставки газа в Китай, начал поставки в Иран и Турцию, а в конце прошлого года стартовал проект газопровода ТАПИ, аббревиатура составлена из названий стран, по которым он проходит. Труба начинается в Туркменистане, проходит по территориям Афганистана, Пакистана, после чего финиширует в Индии.

Приезд в Москву спикера Меджлиса Туркменистана может оказаться признанием Ашхабада в том, что столкновения с боевиками в Афганистане, усилившиеся трения между Кабулом и Исламабадом становятся для трубы ТАПИ непреодолимой преградой. Иными словами, Акджа Нурбердыева в Москве сигнализировала о готовности Ашхабада поднять белый флаг. Не случайно РИА «Новости» распространило сообщение о том, что новую Конституцию Туркменистана могут принять до конца 2016 года.

Спикер Меджлиса завуалировала конкретику изменений в конституции Туркменистана: «Естественно, что в этом законодательном акте очень много изменений, связанных и с образованием, и с экологией, и с вопросом создания у нас статуса уполномоченного по правам человека. Много изменений есть, они направлены на благо наших людей». Она сослалась, в конце концов, на то, что последнее слово за советом старейшин ее страны: «В сентябре будет совет старейшин, где в последний раз основной проект будет обсуждаться, после этого в парламенте мы будем принимать данный закон».

Казалось, дались Москве ущемленные права бегающих в Каракумах туркменов? Естественно, речь не о них, а о положении «пятой колонны» из бипатридов, которая начала численно таять. Во-вторых, Москва обеспокоена желанием Ашхабада наравне с ТАПИ начать строительство газопровода в Европу по дну Каспийского моря. Так что залпы «Калибрами» из акватории Каспия по целям в Сирии были косвенным сигналом и Ашхабаду. Понятно, что в любой момент ракета может сбиться с цели и улететь не туда…

Заметим, что проведение визита министра обороны России в Ашхабад в одни сроки с визитом председателя Меджлиса Туркменистана в Москву было вовсе не случайным явлением. Президенту Туркменистана открыто намекнули: либо ты меняешь конституцию, дружишь с нами и перестаешь пытаться продать газ в Европу, либо министру обороны придется оказать военную помощь после вторжения из Афганистана. Если помните, вторжение 8 августа 2008 года завершилось уходом от власти Михаила Саакашвили и приостановкой вхождения Грузии в НАТО.

Возвращение России в Туркменистан означает повышение ставок в «большой игре» с участием Китая, США, ЕС, Ирана, Индии за влияние на страны Средней Азии. Но сможет ли Москва закрепиться в Ашхабаде? Если в этой работе преуспеет «женская дипломатия», то вполне возможно, что на роль нового «местоблюстителя» взамен Медведева может выдвинуться в свое время Валентина Матвиенко. Такая же пустышка, без амбиций, серая мышка, как думает о ней Путин. Но кто знает, не зреет ли в ней новая императрица?