За последние 40 лет количество студентов в мире увеличилось в 6 раз. Ежегодно в вузы по всему миру поступают более 150 млн. человек.
В Казахстане ежегодно растет количество государственных образовательных грантов. Однако этого недостаточно в сравнении с мировыми темпами. Поэтому необходимо увеличивать количество грантов, с учетом реальных потребностей экономики. Образованное население – это залог внутренней стабильности и успеха страны.
Для интеграции науки, образования и производства необходимо пересматривать контент учебных программ в вузах, так как занятия в вузах построены в большинстве случаев только на теории:
• Компании не сотрудничают с казахстанскими вузами в процессе подготовки кадров;
•Студенты в вузе не получают практического закрепления полученных знаний;
•70% материально-технической базы в вузах устарело.
Новой Госпрограммой развития образования и науки предусмотрено обновление образовательных программ с участием работодателей и вузов-партнеров. В международной практике 100% образовательных программ разрабатываются совместно с работодателями.
Также в новую государственную программу входит новые возможности для преподавателей - это работы на производстве и постоянно повышение квалификации в лучших инновационных центрах мира. Еще одной немаловажной приятной новостью является то, что ученые будут преподавать в вузах, а студенты – обучаться самым последним технологиям и данным.
Причины в необходимости в исследовательских вузах:
•Доходы продуктов интеллектуальной собственности в Казахстане в 450 раз ниже чем в США;
•Коммерциализируются только 0,1% результатов научных исследований;
•Проблема разрыва между наукой и образованием остается актуальной;
•В глобальных масштабах, 50% науки в мире формируется именно в исследовательских вузах.
Исследовательские вузы Великобритании в год приносят более $22,3 млрд. дохода и обеспечивают работой более 200 тысяч населения страны.
Они выполняют исследования, ориентируясь на запросы производства и общества
Сейчас, на основе государственной программы развития образования, в Казахстане начнут создавать исследовательские вузы.
В 2015 году уже был создан первый из них - Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева.
Мы верим, что создание исследовательских вузов откроет путь для успешного сотрудничества вузов, науки и производства.
В Госпрограмму развития образования и науки заложены контуры новой системы управления в вузах на основе корпоративного менеджмента, разработан механизм перехода к коллегиальному управлению.
К 2020 году планируется увеличение количества вузов с корпоративной системой управления и переходом на децентрализованный менеджмент. В 27 странах ОЭСР управление высшим образованием децентрализовано. Почти в 100% вузов стран ОЭСР функционируют органы коллегиального управления. Такая форма менеджмента вузов позволяет им быть гибче, не зависеть от авторитета одного органа и его действия или бездействия.
Еще один важный момент предусмотренный Госпрограммой это вовлечение 30% студентов в спортивные мероприятия под эгидой Национальной студенческой лиги.
Спорт – это основа здоровой нации, и культура здорового образа жизни должна для молодого поколения зарождаться в школах, а укрепляться именно в вузе. В зарубежных странах безработица среди студентов, которые занимаются спортом, на 5% меньше чем у других. В зарубежных странах безработица среди студентов, которые занимаются спортом, на 5% меньше чем у других. Молодежь не осознает всех преимуществ здорового образа жизни, и, как следствие, сегодня в РК более 36 тысяч молодых наркоманов. За 2015 год именно молодыми людьми было совершено более 40 тысяч преступлений. Именно поэтому вовлечение студентов в спорт входит в государственную программу.