kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
4

ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ФИГАРО или ОПЕРА «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» В ГАТОБ

Как мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку,

Иль перечти "Женитьбу Фигаро".

А.С.Пушкин, («Моцарт и Сальери»)

 

Если опера начинается с радостных арий или дуэтов, это почти всегда означает, что  закончится она трагично. Но только не в том случае, если это – «Севильский цирюльник» Россини.

Начинается эта опера хорошо,  а заканчивается - еще лучше. А по настроению похожа на брызги шампанского, как верно заметил в цитате Сальери.

И, несомненно, главное украшение этой оперы – Фигаро, "города первый любимец".

Он еще не появился на сцене, а мы уже слышим его бодрый и радостный голос.

Счастлив судьбою я, честное слово.

Жизнь превосходна!

Вряд ли найдется счастливец такой!

А счастлив он тем, что:

Днем я и ночью вечно в занятьях,

Все меня ждут и зовут вперебой;

Что же быть может лучше, приятней

И благороднее жизни такой!

В-общем, если  "прорастить в себе Фигаро", то можно радоваться всему, что приносит жизнь, а это, конечно же, и есть счастье.

Если бы все люди мира обладали чертами Фигаро, никаких драм бы не происходило в принципе. Все острые ситуации бы разруливались мирным путем, а проблемы решались по мере поступления – весело, легко и виртуозно.

 

Болат Жомартов (Фигаро) и Кайрат Омирбеков (Бартоло, опекун Розины)

Второй приятный персонаж оперы  - это граф Альмавива. Богатый и при этом еще и щедрый,  благородный и готовый на все ради любви. Единственное, что ему не хватает - это фантазии. Поэтому ему и нужен такой человек, как Фигаро, который просто фонтанирует идеями.

Дамир Садуахасов (граф Альмавива) и Зарина Алтынбаева (Розина)

Предмет воздыхания графа - красавица и умница Розина, которая не может стать его женой в силу, на первый взгляд, непреодолимых препятствий. Но на то здесь и есть Фигаро, чтобы найти выход из любых обстоятельств.

Розина - это кладезь женской мудрости, который умещается в несколько строк:

Я так безропотна, так простодушна, вежлива очень, очень послушна.

И уступаю я, и уступаю я всем и во всём, всем и во всём.

Но задевать себя я не позволю и всё поставлю на своём!

Сто разных хитростей, и непременно всё будет так, как я хочу!

Ни перед кем я не оробею, поставлю всё я на своём.

Сто разных хитростей, и непременно поставлю я всё на своём.

   

   

Зарина Алтынбаева в роли Розины

 

Я считаю, что ходить на эту оперу полезно по нескольким причинам:

1. Набираться оптимизма и жизнелюбия от Фигаро.

2. Любоваться и восхищаться Розиной.

3. Разжигать и поддерживать в себе веру в то, что есть на свете красивые, щедрые и благородные мужчины, как граф Альмавива (если вы - женщина).

4. Просто поднимать себе настроение.

Зарина Алтынбаева (Розина), Болат Жомартов (Фигаро), Кирилл Борчанинов (Базилио, учитель музыки) и Дамир Садуахасов (граф Альмавива)

Что я периодически и делаю. И 18 февраля еще и был потрясающий состав исполнителей, пятеро из которых выступали в этих ролях на сцене ГАТОБ в первый раз.

Это ДАМИР САДУАХАСОВ (граф Альмавива), КИРИЛЛ БОРЧАНИНОВ, заслуженный артист Республики Узбекистан, солист ГАБТ им. А. Навои, г.Ташкент (Базилио, учитель музыки), ЭМИЛЬ САКАВОВ (Фиорелло, слуга графа),  САРА ИЩАНОВА, заслуженный деятель РК (Берта) и АРТУР ГАБДИЕВ (Офицер).

По словам Нуржана Бажекенова, ассистента режиссера, в обязанности которого входит ввод новых исполнителей в некоторые спектакли, на его памяти это – первый случай, когда столько артистов дебютировали одновременно:

"По сути, это была почти как новая постановка. Для меня это было непросто, я же - только начинающий ассистент режиссера, в-основном, я - солист. Но у меня хорошая память на мизансцены, и мне нравится моя новая задача. Мы с солистами работаем над каждой мизансценой. Артисты, которых я ввожу в спектакль, иногда предлагают какие-то свои новые "фишки", мы их рассматриваем и, если все смотрится гармонично, оставляем. С этим составом было приятно работать, все - очень талантливые,  хорошо подготовились, просмотрели и наши записи этого спектакля, и другие постановки. И они прекрасно справились со своими ролями! С Кириллом Борчаниновым тоже не было никаких проблем. Он - грамотный и опытный артист. В Ташкенте идет эта опера, схожая по постановке с нашей, так что все получилось отлично".

Эмиль Сакавов (Фиорелло, слуга графа), Болат Жомартов (Фигаро), Сара Ищанова (Берта), Дамир Садуахасов (граф Альмавива), Зарина Алтынбаева (Розина), Кирилл Борчанинов (Базилио, учитель музыки), Кайрат Омирбеков (Бартоло, опекун Розины) и Артур Габдиев (Офицер)

Вообще-то, я не собиралась в этот раз идти на "Цирюльника". Еще сильны были впечатления от "Фауста", хотелось в них побыть. Но часа за три до начала вдруг прилетело  настроение - шумное, взбудораженное, радостное предвкушение праздника. И на этой волне еще несколько моих друзей тоже загорелись идеей сходить.

К тому же, мне хотелось в первый раз услышать в роли Фигаро БОЛАТА ЖОМАРТОВА, заслуженного деятеля РК (до этого всегда был Андрей Трегубенко),  в роли Розины - ЗАРИНУ АЛТЫНБАЕВУ -  (до этого я слышала только Джамилю Баспакову) и в сотый раз – КАЙРАТА ОМИРБЕКОВА в роли, Бартоло, доктора медицины, опекуна Розины, потому что лучше него Бартоло не бывает.

Ну, что вам сказать? Было здорово, красиво, весело и зажигательно. Все артисты выступили прекрасно. И, действительно, я заметила новые интересные "фишки", о которых говорил Нуржан.

Очень понравилось, как выступили Зарина Алтынбаева и Дамир Садуахасов (Розина-граф Альмавива). Пели замечательно, хотя, подозреваю, что оперы Россини не так просто и петь. Да и сам спектакль предполагает  постоянное радостное оживление на сцене и активную актерскую игру, что требует большого профессионализма.

 

Самое удивительное, что одна знакомая после этого спектакля сказала: "Зарина и Дамир вместе так здорово выступили на "Любовном напитке", я была на том самом выступлении, где свет погас. И они там так хорошо спелись". Самое любопытное, что я тоже была на том самом спектакле, когда из-за бури в театре погас свет, и тоже отметила, как отлично эти солисты тогда пели.

Кирилл Борчанинов в очередной раз удивил. Я была еще под впечатлением его Мефистофеля, а он тут такого сыграл хитреца и тюфяка, что и не заподозришь в нем "мефистофельские" порывы. Ну, и была еще одна возможность насладиться его сочным басом, особенно в арии "Клевета".

Расскажу про мой самый любимый эпизод из этой оперы. Во втором действии переодетый граф Альмавива приходит  к Розине под видом учителя музыки. Влюбленные садятся рядом, он играет на фортепиано, она поет. Видно, что им приятно даже просто быть рядом, но хочется  чего-то бОльшего. Она украдкой дает ему поцеловать свою ручку. Альмавива, с чувством, громко целует ручку, и задремавший Бартоло на звук поцелуя резко открывает глаза и вскакивает. Подозрительно смотрит на парочку, которая изображает саму невинность, и опять начинает дремать. Розина снова, воровато оглядываясь,  дает графу поцеловать ручку, опять раздается громкий звук поцелуя. Бартоло вскакивает и с еще большим подозрением смотрит на единственный источник звуков в комнате. Те как ни в чем не бывало музицируют и поют.   Бартоло поднимает скатерть и заглядывает под стол. Я не знаю, настанет ли когда-нибудь момент, когда меня этот эпизод перестанет смешить, даже когда я о нем просто вспоминаю.

В-общем, в этой опере есть много забавных шуток, искрометного юмора, веселых дуэтов, и она, несомненно, стоит того, чтобы ее послушать (и посмотреть!).

Ну, и напоследок - каватина Фигаро - та самая, где он радуется своей счастливой судьбе.

https://www.youtube.com/watch?v=XnEC3hXu2Vs

А это - та же каватина в исполнении режиссера-постановщика этой оперы Ермека Серкебаева, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР и Казахстана, профессора.:

https://www.youtube.com/watch?v=4PTooMiaupc

Р.S.

Когда мы возвращались с оперы "Севильский цирюльник", одна моя юная знакомая спросила:

- А цирюльник - это тот, который на ней женился?

- Вообще-то на ней женился граф Альмавива, - ответила я.

- А "цирюльник" тогда кто? И это что, вообще, такое?

Если уже сейчас слово "цирюльник" вызывает такие ассоциации, то еще лет через десять надо будет срочно осовременить название оперы. Например, "Итальянский барбер-стилист".

P.P.S. А у Россини, кстати, 29 февраля - день рождения. И он отмечал его, наверное, раз в 4 года.

Фотографии: Маду.