kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
0

Юдоль 3. Сарай столица великокняжеской руси

2

В 1904 г. европейская пресса, после выставки в Париже картин В.Верещагина, прочила ему нобелевскую премию, за отражение идей гуманизма, отраженных в произведениях в защиту мира.

Верещагин велик не только как гениальный баталист, но и как благороднейший гуманист. Император Вильгельм сказал ему, что его «картины представляют наилучшую идейную основу для сохранности мира».

Премию конечно он не получил, ведь его аллегория – это наглядный пример империалистической политики в Азии.

Для современной Европы «Апофеоз Войны» остался аллегорией, хотя имеет и документальное подтверждение в истории…

Сарай – столица великокняжеской Руси.

Сведения о наличие христианства в Азии нам достались от многочисленных католических миссионеров, которые в 13 веке в связи с объявленным походом на Азию, для обращения языческих народов в католицизм.

Брат Бонаграция, генерал Ордена Францисканцев между 1279 и 1284 гг. посылает весьма большое количество братьев «ad partes infidelium Aquilonares» (в страны аквилонские неверных).  Вдоль торговых путей появляется все больше и больше резиденций францисканцев.

С 1286 г. отмечается появление обителей францисканцев в Сарае, а также других миссионерских точек: в Астрахани, в Аксарае (этот город фигурирует позднее в о францисканских хрониках 1390 г.), в Ургенче и в Алмалыке (Армалех), столице Чагатаевского Улуса, вдоль всего торгового пути, ведущего в Китай.

Множество опубликованных описаний о христианстве в Азии оставили католические монахи - миссионеры и путешественники, посетившие Aзию, как Плано Карпини, в 1253–1255-х, монах - францисканец Гийом де Рубрук и, наконец, Марко Поло, который провел в Азии более 20 лет, с 1271 по 1295 год.

Их сведения и многочисленные эпизоды из жизни христианах в кочевых племенах Азии, разнятся в деталях, но фабула у всех общая.

Все они подтверждают христианство и его сильное влияние во всех важнейших пунктах Тартарии: в Самарканде, Kaшгapе, Яркенде, Отраре, Хотане и Каракоруме, из которых в двух первых были христианские митрополии.

Папские легаты в своих донесениях давали подробный отчет об увиденном, о своих действиях, и о жизни «язычников», так, например, Рубруквис описывает состояние христианского учения среди кочевников.

По его рассказам, христианство среди них является еще недалеко ушедшим от язычества: это была какая-то странная смесь христианских верований и языческих. Но прежние известия о многочисленности христиан и о благоденствии их там, он вполне подтверждает.

Он описывает подробно христианские праздники при монгольском дворе,  а также сведения о христианском духовенстве.

Рубруквис отзывается о нем нелестно: он говорит, что все виденные им христианские священники были крайне суеверны, до страсти преданы вину и столь невежественны, что почти не знали сирийского языка, на котором написаны их богослужебные книги, что у местных христиан посвящают в священники иногда с детского возраста (?), а епископы их столь невнимательны к своим обязанностям, что один из них (епископ города Сегив) в течение 50 лет только раз объехал свою паству (?), и что вообще христианское духовенство более заботится о мирских выгодах, чем о вере и о своих духовных детях.

Но такие отзывы католических миссионеров слишком пристрастны, и доверять им вполне нельзя, мы можем только ориентироваться на частностях. Ведь основная цель католических монахов - «разведка» и обращение язычников в католичество.

Во время трех с половиной месяцев пребывания при дворе Великого Хана Иоанну де План Карпино выпала исключительная возможность не только познакомиться поближе с легендарными монголами, но даже принять участие в курултае на торжествах при избрании (!!!) нового владыки Монгольской Империи – Гуюка.

Ясунь-Соень-Беги, супруга Чингис-хана, будучи по примеру своих предков христианкой, покровительствовала своим единоверцам, благодаря ее влиянию, его сыновья Джагатай и Октай - христиане, из которых первый (Джагатай), по словам Марко Поло, будто бы принял христианство, в западной столице своих владений Самарканде, в церкви построенной Чагатаем, в честь Иоанна Крестителя.

Второй сын Чингис-хана, Октай также благосклонно относился к христианам, так он оказал большие облегчения участи кавказских христиан, страдающих от набегов турок.

Такое его отношение к христианству приписывают влиянию доктора Симеона, который, занимаясь проповедью Евангелия среди монголов, в то же время пользовался при дворе большим уважением.

Октай приблизил его к себе и называл его даже «ата», т. е. отец. При Октае христиане пользовались полной свободой вероисповедания, открыто совершали свое богослужение.

После смерти Октая, до избрания (!!!) нового хана, в течение нескольких лет Монгольским государством управляла христианка, вдовствующая ханша Туракайна, имевшая при своем дворе Несторианского патриарха. Сын ее хан Гаюк, как описывает Плано Карпини, посланный к татарам Иннокентием IV, также был склонен к христианству, его вокруг окружали христиане.

Легаты Людовика IX, рассказывали, что преемник Гаюка, великий хан Мангу избранный (!!!), когда послы еще были в монгольской столице, весьма склонен к христианству, и между монголами действительно много принявших христианскую веру, что в одной орде она видели более 800 часовен, где прославляли истинного Бога.

Это последнее сообщение очень любопытно: если тут речь идет о христианских часовнях, в чем едва ли можно усомниться, то этот факт свидетельствует о чрезвычайно  большом распространении христианства в Азии.

Епископ Сарайской епархии Феогност в 1269 г. в своем Послании к Царьградскому патриарху среди других вопросов задавал и такой: как принимать приходящих от несториан и яковитов? Раз спрашивал, то значит таковых немало было в Сарае и на всех просторах его епархии, к которой относились все земли Золотой Орды.

Митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории Русской Церкви» ни слова не говорит о несторианах и о том, что они имели громадное влияние при ханских дворах. Например, что старший сын Батыя Сартак, побратим св.князя Александра Невского, под влиянием своего секретаря-несторианина крестился и стал несторианином, что у хана Ногая жена тоже была несторианка.

«Христианскому патриарху, - пишет в 1237 году доминиканец Филипп к папе Григорию IX, - подчиняются 70 провинций, где живут бесчисленные христиане, подвластные и платящие дань сарацинам, кроме монахов, которые от нее свободны».

Кого он имел в виду, патриарха греко-кафолической церкви или христианско - несторианской? Вероятнее всего, при возвращении из Монголии, его сопроводили к  несторианскому.

Не ходили русские князья на поклон в Сарай, не просили ярлык на княжение!

Здесь решались стратегические вопросы защиты, здесь каждый из князей вносил свою лепту для защиты западных границ.

Кто мог дать воинов, кто снабжал провиантом, кто ковал мечи – это был первый союз русских княжеств.

Польский историк немецкого происхождения Рейнгольд Гейденштейн (1556-1620) писал, что Александра Невского к битве подтолкнул монгольский хан Бату (Батый) и отправил ему в подмогу свой отряд.

В 1241 году войска Бату также нанесли поражение тевтонским рыцарям в битве при Легнице, а 1269 году монгольские отряды помогали новгородцам защищать стены города от нашествия крестоносцев.

Орда встала на сторону Невского в его конфликте с русской знатью, а тот в свою очередь помогал решать ей междинастические споры.

Эти последние фразы, как никогда подтверждают:
А) Отсутствие татаро-монгольского ига!!!
Б) Принадлежность татаро-монгольских войск, к христианству!

В) Наличие тяжелейших внутренних конфессиональнных разногласий между православной кафолической и христианской несторианской церквями, - это можно назвать «большой Раскол» протянувшийся до XVI века.

Несторианам присущ общинный характер, участие всей паствы в волеизъявлениях при выборах глав патриархии и военных руководителей.

По мнению историка монгольского периода, Игоря Данилевского, «одним из важнейших последствий монголо-татарского ига стала «смена элит». От нашествия пострадала старшая дружина, которая, по сути являлась боярством того времени.

На смену её пришла малая дружина, люди, которые не были по происхождению боярами, а были людьми низшего звена. А также важнейшим последствием ига стало изменение психологии власти».

Страна тюркской народной демократии.

В 1337 г. возмущенные насилием и вымогательствами  феодалов восстали крестьяне и ремесленники северо – востока Персии.

На всеобщей сходке (курултае) они заявили: «мы прекратим насилия и уберем тиранов, либо пусть будут наши головы на виселице» (голова на виселице – сербедар (перс.).

Так на территории Персии и современного Туркменистана возникает Государство Сербердаров, первое государство народной демократии, просуществовавшее до 1381 г.

Правитель государства избирался собранием. Правителем мог стать любой гражданин независимо от материального благосостояния. Земля была распределена поровну между крестьянами

Движение захватило и соседние местности Средней Азии,  Горган 1353 г., Самарканд в 1365 г., Керман 1973 г., Ургенч (?).  Вожди сербедаров Самарканда - студент медресе Маулана-задэ, старшина цеха трепальщиков хлопка Абу Бекр Келеви и стрелок из лука Хурдак Бухари - вооружают горожан и строят баррикады. Власть сербедаров распространяется на всю Самаркандскую область.

Весной 1366 года по просьбе знати Самарканда, недовольной конфискацией своей собственности со стороны сарбадаров, эмиры Хусейн и Тимур со своими ополчениями двинулись к Самарканду. Сарбадары прибыли в ставку эмиров, но были там вероломно схвачены и почти все казнены.

Сербердарское движение в 1381 г. было подавленно  Тимуром самым жестоким путем. 70 000 голов жителей одного из городов государства Сербердаров были сложены в минареты для устрашения живых.

Не покривлю против истины, если скажу, что просветительское миссионерство несторианского учения и их участие в этом движении, предопределило жестокость наказания, о чем и подтвердилось в дальнейших походах Тимура.

В последующих карательных походах 1389, 1391 и 1395 г.г. были сожжены и кое-где и поголовно истреблены жители городов – Ургенча, Сарайчика, Сарай Аль-Джадид, Астрахани, Елецка и даже Азова, где присутствия монголов не наблюдалось, а только донские казаки христиане – несторианцы. Каракорум (?) и Отрар, Туркестан в 1405 г.

Писатель первой половины XIV в. Аль – Омари (Аль-Омари Шихаб ад-Дин Ахмед ибн Яхья ибн Фадлаллах аль-Омари ад-Димашки)  пишет со слов человека, лично посетившего страну:

«В Туркестане теперь можно найти только развалины, более или менее хорошо сохранившиеся. Издали видишь хорошо построенное селение, окрестности которого покрыты цветущей зеленью.

Приближаешься к нему в надежде встретить жителей, но находишь дома совершенно пустыми».
(Notices et extraites de la bibliotheque du roi XIII, part. 1, p. p. 257—258). Сочинения: «Пути взоров по владениям городов» — историко-географическая энциклопедия.

От кого освобождал этот «рыцарь» пустыни, города России и Азии, в своих походах?

Многовековой постулат – «вторжение» монголов, ослепили наши глаза и надолго закрыли кровавым туманом пред нами целые предшествовавшие события и эпохи, ступени развития.

Мы забываем часто, что в этой же Азии рождался когда-то культ за культом, что здесь возрос буддизм, и самое христианство в наиболее своей рационалистической форме находило почву среди «варваров» Востока.

Скрыты работы советских ученых, работающих по всей этой тематике, крохотные сообщения в популярных журналах сообщают:
«В 1956 г. археологическая экспедиция обнаружила  в г. Кува (райцентр Ферганы), три буддийских и три христианских храма. Еще больше христианских храмов было обнаружено в городе Узгенде, (Ошская область) который довольно длительный период средневековья играл значительную роль на Востоке».

Семенов-Тяньшанский, сообщает, что видел Каталонскую карту в Венеции в 1850 г., на котором изображены епископства несториан и монастырь нанесенные в 1375 г. где на северном берегу озера Иссык-Куль было изображено здание, увенчанное крестом и пояснительной надписью: «в этом монастыре братьев армянских, в котором , говорят пребывает тело Св. Матфея, Апостола и Евангелиста».

Та же картина наблюдалась и в Жетысу, в XIII в. о христианах Илийской долины, которые имели свои церкви, а также свои селения,  сообщает Вильгельм Рубрук, по его словам, в Каялыке имелось три храма, принадлежавших несторианам. За Каялыком, поблизости, в трех лье Рубрук нашел совершенно несторианское селение с церковью, заходя в которую он пропел: «Радуйся царица небесная».

Христианские изгнанники V-го века, уходят на Восток, проходят века, но дух их не ослабевает, и одушевленные страшной верой их подвиги проявляются там, где менее всего, по видимому, надежды на успех,

Они создают Чагата;йский язы;к, - средневековый среднеазиатско – тюркский, письменно-литературный язык, удовлетворяющий все народы Средней Азии, как классический язык тюркских народов XI - XVI вв. Язык межнационального общения в Средней Азии. (на нем писал Ясави)

Историческая ситуация резко меняется во второй половине XV века. После убийства Улугбека религиозными фанатиками, пытавшегося хоть как – то возвратить научную мысль, во главе становится … шейх Ходжа Ахрар.

Религиозная реакция, набрасывает мрачную тень на все стороны духовной и культурной жизни Туркестана. Налагается запрет на науки и точные знания, на светскую архитектуру, литературу и живопись.

Религиозный фанатизм Средней Азии не только остановил развитие, но и уничтожил все, что не связано с исламом. Буддизм вычеркнул упоминания о христианстве на Востоке.

А где дохристианская письменность, или эпохи мнимого ига, закрытая или тщательно скрываемая, для унижения нас?

Почему мы радуемся черточкам на бересте, удовлетворяя свое тщеславие, значит, и мы не лыком сшиты?

При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России, в Москву ввозили полные телеги старинных рукописных книг от греческих до византийских – все предано огню.

И по всей этой, «Terra Incognita» для истории, разразился раскол, запылали религиозные войны Разина, Булавина с Некрасовым, позднее уже на Яике и Урале Пугачева.

«Староверы» более 100 лет с оружием в руках боролись за свои «старые веры» под одним знаменем с надписью «Старый обряд».

У старообрядцев действительно была вера в бога, благочестие и бескорыстие, отсутствовал культ денег, и не отходили от людей по иерархической ступени, имели образцовую нравственность, проявляли лояльность к шаманизму, к идолопоклонничеству, не ломая старые народные обычаи...

Несторианство вошло в кровь русского народа, отсюда общинность и тяга к справедливости. Община сохранилась и в Средней Азии - это «Махалля» - объединение людей, соединенных незримыми узами общности территории, на которой они проживают.

Объяснить, жителю западных стран, и подобрать эквивалент понятию «махалля» практически невозможно, ибо его просто нет.

Община, Махалля - уникальное явление русского и средне – азиатского этноса, соединяющее патриархальные особенности жизни, с реалиями современного города.

Это и своеобразная форма народной демократии, которая дает человеку возможность выработать методы взаимодействия с обществом и государством.

Именно эта черта общины – независимость и служили тем камнем преткновения, против которого всегда боролась церковь и царская Россия. Выборщики подвергались наказаниям, ссылке и т. д.

С понятием «махалля» неразрывно связано другое - «хашар» (ашар, асар). Когда люди, объединившись по зову сердца и соседского долга, строят дом, проводят свадьбу, провожают в последний путь... Также строительство общих оросительных каналов, выборы пастуха, мираба - человека распределяющего поливную воду поровну.

История несторианства в Азии доказывает, что можно стереть неизгладимо следы великих идейных завоеваний, труды мыслителей, пророков, вероучителей.

Переписать историю, совместить антагонистические эпохи: приход несторианства в Россию XII век, Карательные походы Тамерлана XIV век и процветающее, богатейшее из царств, в средние века - царство великих моголов XVI – XVII век, искусно сплести всё венком генеалогических  древ, для того чтобы безнаказанно ограбить последнюю.

И мы своим невежеством или точнее незнанием истории повторяем этот постулат о «варварстве» Азии.



Рубрук сочинения
http://kitap.net.ru/archive/13.php
Карпини
http://az.budclub.ru/m/malein_a_i/text_1911_vvedenie_k_rubruku-i-karpini.shtml
Рюи Гонзалес де-Клавихо «Путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403 – 1406 г.». СПБ 1881 г.
О несторианстве Семиречья.
http://vedikz.narod.ru/zheleznyakov/nestorianstvo_7rivers.htm
Н.М. Михайлова. РОЗЫСК О РАСКОЛАХ. 1995.  Часть 2, Глава 9.
http://www.domarchive.ru/books/raskol/raskol_2/2313
Бахромхан Махдумзода. Директор Всероссийского Совета Евангельских Церквей «Генезис несторианства»
http://etnolado.ucoz.ru/publ/1-1-0-5
Бартольд В. В., Нар. движение в Самарканде в 1365 г., "ЗВОРАО", 1906г.
Строева Л. В. «Сербедары Самарканда» Уч. зап. ЛГУ, 1949, № 98;
B;chner V. F., Sarbedar, Encyclopaedie des Islam, t. 4, Leiden - Lpz., 1934.