Мы уже анонсировали интервью с Куатом Идрискалиевым, который 28 октября в Алматы в зале «Казахконцерта» представит грандиозное шоу «Счастье вопреки», посвященное презентации новых книг Карины Сарсеновой. Куат Идрискалиев в интервью рассказывает всю правду о казахстанских мюзиклах, говорит об актерском мастерстве и причинах, почему оперные певцы уходят на эстраду.
– Как начали сотрудничать с Кариной Сарсеновой?
– В прошлом году я пришел на прослушивание в офис, спел несколько песен. Продюсерский центр остался доволен, мы заключили контракт.
– Вспомните Ваше первое появление на сцене в качестве исполнителя мюзикла.
– С первых дней нашего сотрудничества с Кариной меня сразу включили в работу над мюзиклом «Обратная сторона сердца». Там у меня была маленькая роль. Когда начали репетировать, я сразу почувствовал себя в своей тарелке, здесь работают такие же творческие люди, как я: певцы, музыканты, коллективы, поэтому моя работа здесь приносит мне большое удовольствие.
– Вы тогда знали, что Вас ждет? Все-таки, выступление в мюзикле – нечто большее, чем просто выступление на сцене с концертом.
– Я скажу больше: мюзикл вообще для Казахстана – явление новое. Помню, в далекие 2000-е обсуждалась возможность постановки мюзикла, но что-то не получилось, и тогда эту тему закрыли. Спустя десятилетие Карина Сарсенова пошла на смелый шаг, она первой в современной истории казахстанской музыки сумела сделать мюзикл, пройдя весь путь от идеи до выпуска сцену. Оказалось, что наша публика не сразу привыкла к мюзиклу. Помню, на постановке «Обратная сторона сердца», в которой я участвовал, зрителей было больше половины зала. Публика не знала, что это за жанр, не понимала, что от него ждать. На втором мюзикле число зрителей увеличилось. Сейчас казахстанцы поняли, что и у нас в Казахстане делают качественные мюзиклы, и я вижу большой зрительский интерес к нашим постановкам. Если этот жанр дальше развивать, я думаю, достигнем грандиозных успехов.
– Знаю, что у Вас консерваторское образование. Почему решили отойти от академического направления и уйти в мюзикл, где больше эстрадного, нежели классического.
– Действительно, я закончил Консерваторию как академический певец. Но еще до того, как прийти в KS Production, я пытался найти себя в эстрадном направлении. Я переучивался немного, чтобы соответствовать требованиям эстрадного направления, начал "открывать" звук, месяц-полтора брал уроки по эстрадному вокалу. Постарался за это короткое время освоить основные отличия от классического вокала, новые правила. В Казахстане интерес к классике только начинает возрождаться, люди лишь сейчас начинают понимать ее. Эстрада развивалась более стремительно, поэтому здесь у певцов больше возможностей в нашей стране, нежели в классике.
– Быстро ли прошел процесс адаптации к эстрадной манере? Как сами охарактеризуете Ваш стиль?
– Я занимался академическим пением 9 лет, в училище и консерватории, поэтому наработанная база всегда будет со мной. Свой стиль могу охарактеризовать как что-то среднее между академическим и эстрадным. Перестройка манеры, конечно, повлияла. Мои сокурсники говорят, что моя постановка голоса больше похожа на теноровую, хотя я по-прежнему бас-баритон. Иными словами, краска звука во время пения стала более светлой, что свойственно вокалистам-тенорам.
– А Вам самому в каком направлении комфортнее?
– Я не бросаю академическое пение! Не обращаю внимание, в каком направлении петь. Мне удобно и так, и так. Что касается мюзикла, я пришел и мне сразу понравилось. Дискомфорта не было, наш композитор Галымжан Берекешев при создании мюзикла «Хранители пути» специально под меня, под мой диапазон написал все партии, они достаточно близки классической манере, хотя звучат в мюзикле.
– Какие образы Вам удаются лучше всего?
– Я был рад, что у меня была роль злодея. Мне вообще дают только отрицательных персонажей. Возможно, это связано с моим голосом – партии злодеев всегда поручают басу или басу-баритону, чтобы добиться устрашающего эффекта. Когда я пел в «Хранителях пути», все сошлось воедино – мой голос, я даже немного прибавлял голосу темные краски, характерные для баса, чтобы мой образ был по-настоящему пугающим. Недавно прошла премьера мюзикла «Подпись», где я играл Дьявола, основываясь на опыте «Хранителей пути», мне было легко исполнить её.
– А может быть Вам окончательно переключиться на басовые партии?
– Мой голос от природы – баритон с тяготением к басу. Я не могу петь только как баритон, или только как бас. Мой диапазон захватывает самые высокие звуки, которые может взять бас, и самые нижние, доступные для баритона.
– Не обесценивается ли консерваторское образование, когда академические певцы после ее окончания идут в другие направления?
– У нас в Казахстане, на мой взгляд, сложно оставаться только в классическом направлении. Оперных театра всего три – в Алматы, Астане и Шымкенте, а выпускников по классу "академическое пение" с каждым годом становится все больше. Думаю, многое зависит от самого человека, какое он направление выберет. Вариантов продолжения карьеры для тех, кто остается в академическом направлении, немного – либо в театр, либо в Филармонию, либо преподавателем. Другие ищут способы проявить себя в эстрадном направлении, в мюзиклах. Я не считаю, что этим они обесценивают свой диплом. Людям необходимо развиваться. Считаю, вне зависимости от жанра и стиля можно быть либо хорошим, либо плохим певцом, доносить эмоции до слушателя, или нет.
– Кто Ваши любимые певцы?
– Из наших молодых эстрадных я практически никого не слушаю, так как сам академический певец. Я не слежу за чьим-то творчеством, если мне нравится песня, то я добавляю её в свой плейлист. Если говорить о ретро, то это, конечно же, Магомаев, Ободзинский, Хиль, возможно, из-за близости их голоса к моему, для меня их творчество – классика эстрадного жанра.
– В мюзиклах нужно не только петь, но еще и играть как актер. Как справляетесь с этой задачей?
– Хочу развиваться в обоих направлениях. Во время обучения в консерватории мы изучали по 2-3 часа в неделю актерское мастерство, разыгрывали всякие сцены, отрывки из оперетты, оперы. Брал мастер-класс у Иванны Чебак, когда она приезжала в Алматы, подметил для себя много полезных вещей, потому что для меня актерское мастерство – новое явление. Я стараюсь текстовые куски мюзиклов сыграть, обыграть, чтобы донести до зрителя все чувства, и эмоции. Когда я пою, мне помогает музыка, если нужно читать текст, то приходится представлять подходящую к нему музыку, чтобы передать все, что в нем заложено.
– Есть ли среди песен, которые Вы будете исполнять на шоу, самые любимые для Вас?
– Когда разучивал песни, мне каждая из них понравилась. Все стали любимыми. Когда поешь с удовольствием, не важно. Вкладываю душу, все слова и музыка хорошие. Все дороги, понравились.
Тем временем….
О деталях самого шоу, авторах песен и роли Куата в нем рассказал режиссер шоу Серик Нурмолдаев.
Об авторах песен
Текст всех песен на казахском и русском языках написан нашим продюсером, поэтессой Кариной Сарсеновой. По характеру каждая из них уникальна и разнообразна, гостей шоу ждет вся палитра эмоций – от нежной лирики до энергичных композиций, близких к року. Музыку для шоу создала целая команда композиторов – Галымжан Берекешев, я, Болатбек Нуркасымов и другие талантливые творцы, которые сотрудничают с нашим продюсерским центром. Песни написаны специально для Куата, учитывая особенности его голосового диапазона, манеры исполнения на стыке классики и мюзикла. Многие песни прозвучат впервые.
Об изюминке шоу
Для Казахстана шоу Куата – в новинку. При продюсерском центре мы открыли экспериментальный театр мюзикла Карины Сарсеновой, ставим каждый год по две постановки– авторских мюзикла. Предстоящий концерт пройдет в необычном варианте, который не привычен для алматинского зрителя. Шоу будет разнообразным, зрителей ожидает не просто концерт, а целая театральная постановка с элементами мюзикла.
О концепции концерта
Концепцию самого концерта построили на сказках, хотим показать через их персонажей, что такое счастье для человека. Куат предстанет перед зрителями заботливым отцом, который рассказывает своим детям сказки, преподнося уроки жизни.