Политическая сатира Андрея Будаева. Изображение с сайта liveinternet.ru
Несмотря на убедительную победу республиканцев на прошедших выборах в Конгресс США в ноябре прошлого года , многие политологи были убеждены, что поражение демократов сыграет в пользу Хиллари Клинтон и на президентских выборах 2016 года станет решающим фактором. По устоявшейся традиции завершение гонки за места в обеих палатах Конгресса знаменует собой старт президентской кампании. Но официально объявленная 12 апреля 2015 года предвыборная кампания Хиллари Клинтон практически сразу оказалась в эпицентре нешуточного скандала. Ведущие американские издания, такие как New York Times, Wall Street Journal, а также Washington Post опубликовали практически одновременно изобличающие чету Клинтон материалы.
Книга Питера Швейцера "Клинтон и кэш". Изображение с сайта scoopnest.com
В них был размещен анонс книги "Клинтон и кэш" ("Clinton Cash: The Untold Story of How and Why Foreign Governments and Businesses Helped Make Bill and Hillary Rich" ) под авторством известного журналиста Питера Швейцера, который опираясь на данные Института Гувера и десятки интервью косвенно обвиняет Билла и Хиллари Клинтон в получении сомнительных доходов в семейную копилку. Автор проводит параллели с продвижением Хиллари интересов различных стран и корпораций в период с 2009 по 2013 год, которая в это время работала государственным секретарем США, и тем, что в это же время на счет их семейного благотворительного фонда поступали значительные суммы, а также с тем, что из этого же фонда щедро оплачивались услуги Билла, которые стали основой семейного богатства Клинтон. Особый интерес вызывают описанные в книге эпизоды деятельности Фонда Клинтонов в… Казахстане.
Прежде чем продолжить, напомню, что еще в советское время территория Казахстана рассматривалась как стратегический резерв для будущих разработок. Общий объем разведанных урановых залежей, составляющие около 1,7 млн т (12% мировых запасов и ресурсов) стали базой бурного развития добычи урана в независимом Казахстане, ведущего производителя в мире. На национальную компанию "Казатомпром" приходится основной объём как самостоятельной добычи урана, так и в составе СП. В 2012 г. объем добычи (с учётом долей в СП) составил 11,9 тыс. т, в 2013 г. — 12,6 тыс. т, в I квартале 2015 г. — 5,334 тыс. т. В 2013 г. иностранными компаниями в Казахстане добыто 9,9 тыс. т урана (44% от общей добычи).
До середины нулевых годов Россия занималась вопросами укрепления государственности и поэтому результаты в борьбе за казахстанский уран были достаточно скромны. "Росатому" в лице его дочки "Атомредметзолото" (АРМЗ) удалось в 2001 г. создать только небольшое СП по разработке рудника Заречное. В целом, ситуация начала меняться только в конце 2006 г., когда было создано СП по разработке рудника Акбастау. Учитывая заинтересованность “Казатомпрома” в диверсификации участников уранового рынка, то он не был склонен открывать доступ к ним российским компаниям. Но, в период с начала 2009 г. до начала 2013 г. "Росатом" не только умудрился "подвинуть" своих западных партнеров в добыче урана в Казахстане, но даже получить права на разработку рудников в США и Австралии. Как же ему это удалось?
Франк Джустра, справа, горнопромышленник, пожертвовал $ 31,3 млн в фонд бывшего президента Билла Клинтона.Фото Хоакин Сармьенто / Agence France-Presse - Getty Images
В статье озаглавленной "Cash Flowed to Clinton Foundation Amid Russian Uranium Deal" (Денежный поток в Фонд Клинтонов и продвижение урановой сделки с Россией) и опубликованной изданием The New York Times под авторством пулитцеровского лауреата Джо Бейкера, утверждается, что российское агенство по атомной энергии Росатом в 2009-2013 годах сумело приобрести контрольный пакет компании Uranium One, тем самым позволив "привести Путина еще ближе к своей цели по контролю над управлением большой части глобальной цепи поставок урана". Горнопромышленник Фрэнк Джустра (Frank Giustra), будучи руководителем Uranium One, которая владела правами на разработку урановых месторождений в Казахстане и США, и тесно связанным с семейством Клинтон, на протяжении ряда лет вносил значительные суммы в фонд Clinton Foundation. Кроме того, выяснилось что председатель совета директоров Ян Телфер (Ian Telfer) компании Uranium One также занимался пожертвованиями на общую сумму 2,35 млн долларов, но уже через свой семейный фонд. Группа лиц, связанных с Uranium One, не стали исключением в своих симпатиях к фонду, говорится в статье. Кроме того, на счета фонда приходили денежные переводы из российских банков. Эти взносы не были публично раскрыты четой Клинтон, несмотря на "соглашение миссис Клинтон, возглавившей администрацию Обамы в Белом доме, публично определять всех доноров".
История приобретения Россией прав на разработку американских урановых рудников ведет свое начало с 2005 года в Казахстане, где канадской инвестор-горнодобытчик Фрэнк Джустра сумел договориться о встрече Билла Клинтона и казахстанского президента Нурсултана Назарбаева, да еще и при своем присутствии. Сразу после этой встречи, содержание которой не раскрывается, Клинтон выразил поддержку казахстанскому лидеру и его достижениям в области прав человека и построения демократии. Тогда же компания Джустры UrAsia Energy Ltd. получила контроль над тремя богатейшими урановыми рудниками Казахстана, а в свою очередь Фонд Клинтонов получил солидный взнос в $31,3 млн. Позднее, в совместный с Клинтоном "Фонд устойчивых инициатив" (Clinton Giustra Sustainable Growth Initiative), Фрэнк Джустра вложил еще сто миллионов долларов США.
Джон Кристенсен продал Uranium One права на добычу урана на своем ранчо в штате Вайоминг. Фото Мэтью Стайвера для The New York Times.
В 2007 году компания UrAsia Ltd приобрела за $ 3,5 млрд южноафриканского производителя урановой руды Uranium One с активами в Африке и Австралии, оставив это название для объединенной структуры. В 2008 году компания продолжила расширение, получив контроль над урановыми рудниками уже в американских штатах Вайоминг, Техас и Юта.
Неожиданно в 2009 году, казахстанские власти решительно взялись за пересмотр заключенных соглашений с иностранными компаниями. К июню 2009 года, когда был только что арестован глава Казатомпрома г-н Джакишев, по обвинению в незаконной продаже урановых месторождений иностранным компаниям, в том числе и некоторых из тех, что приобрела компания UrAsia г-на Джустры и в настоящее время принадлежит Uranium One. И хотя сам Джустра заявлял, что сделка по приобретению казахских активов носила исключительно частный характер и поэтому никакого влияния Клинтона на казахские власти для нее не требовалось, но тем не менее чиновники заинтересованные в Uranium One были обеспокоены тем, что они могут потерять свои совместные горнодобывающие предприятия. Американские дипломатические депеши обнародованные WikiLeaks также отражают опасения, что арест г-на Джакишева было частью российской игры обеспечивающей контроль над урановыми активами Казахстана, о которых докладывали и Хиллари Клинтон.
В ходе разрешений трудностей, возникших у компании Uranium One, которыми занимались канадские дипломаты, их американские коллеги в Астане провели как минимум две встречи с казахскими чиновниками — 10 и 11 июня 2009 года. В итоге казахские месторождения остались за Uranium One, а российский "Росатом" приобрел по завышенной цене 17% акций указанной компании с возможностью увеличения пакета до 51%. Но, поскольку Uranium One на тот момент владела рудниками и в США, для одобрения сделки требовалось разрешение американского Комитета по иностранным инвестициям, однако последнее слово оставалось за Государственным департаментом, который, неожиданно дал моментальное согласие. Госдепартамент США, который на тот момент возглавляла Хиллари Клинтон, являвшейся одним из членов данного комитета. Ни стратегическая важность сделки, ни участие России этому не помешали, в отличие от аналогичных сделок с Китаем в золотодобывающей отрасли, подчеркивает автор.
Встреча Билла Клинтона и Владимира Путина в Москве в 2010 году. Фото Mikhail Metzel/Associated Press
В конце концов, в 2010 году получив 51% акций компании, кроме "шахт в Казахстане, одних из самых прибыльных в мире", российская сторона также заполучила контроль над одной пятой производственных мощностей по добыче урана в США, пишет нью-йоркское издание. Учитывая нынешние отношения двух стран, многие американцы сейчас расценивают такой итог урановой сделки как измену родине.
Безусловно, анонс уже вышедшей книги "Клинтон и Кэш", разосланной по редакциям ведущих изданий, подключившихся к расследованию разных аспектов ее прошлой деятельности журналистов традиционно считающихся нейтральными изданий и все более невероятных совпадений, особенно неприятен для штаба экс-госсекретаря. И дело даже не только в том, что происхождением финансов четы Клинтон занимаются Fox News и Washington Post, но и New York Times, Bloomberg, Newsweek, Politico, а также СМИ других стран, а в возросшем недоверии населения. Проведенный ранее в этом месяце CNN / ORC опрос показал, что в глазах все большего числа людей формируется неблагоприятный облик Хиллари Клинтон, чем даже в то время, когда она была сенатором в 2001 году. И это несмотря на то, что Клинтон осталась доминирующим лидером против ее демократических претендентов, тем не менее растет число людей, которые по их выражениям, не чувствуют Клинтон честной и заслуживающей доверия (50%, по сравнению с 42% в марте прошлого года). В прошлом чета Клинтон вполне успешно использовала против своих критиков одну и ту же, ставшей традиционной тактику. Как правило, тот или иной автор критической публикации объявлялся ангажированным, радикальным конспирологом, который в очередной раз решил "покопаться в чужом грязном белье". Однако, к примеру, обвинить в этом пулитцеровского лауреата из New York Times невозможно при всем их желании. Ведущие СМИ страны, которые и ранее не были замечены в особом расположении к Хиллари, впрочем как и к России, сейчас, похоже, окончательно в них разочаровались. Ну, что же, во многом это их собственная заслуга.