kk
12

Великие режиссеры. 6 лучших работ Дэвида Линча.

Самый неамериканский кинорежиссер Америки. Дэвид Линч снимает абсурдные, страшные и местами отталкивающие картины, сюжетные линии некоторые из них, не могут объяснить даже актеры главных ролей. Но он умеет приковать взгляд зрителя к экрану и заставить смотреть действие до самого конца, зачастую, используя исключительно уровень чувств, а не голос логики. Когда говорят, что кино нужно пропустить через себя, а не понять – это вам к Линчу, его работы требуют нескольких просмотров, чтобы сформировалось хоть какое-либо осмысленное представление об увиденном.

Режиссер начал работать в 20 лет и в прошлом году отметил 70-летие. В его творчестве есть полнометражное кино и короткий метр, сериалы и клипы. Он лауреат кинофестивалей и его любую новую работу ждут с энтузиазмом и страхом, ведь скорее всего будет нечто пугающее, абсурдное и неясное.

Линч начал свою дорогу в кино короткометражными работами, которые даже после бунюэлевских «Андалузского пса» и «Золотого века» кажутся бредовыми. Первые его короткометражки «Шестеро заболевают» или «Безногая» являются полным трешем.

Первые шаги будущий мэтр арт-хаусного кино сделал, дебютировав с крайне неприятной работой «Голова-ластик». Это полнейшее безумие. «Голова-ластик» вдохновляла самого Стэнли Кубрика, который показывал его актерам перед съемками «Сияния».

Далее, работа с Энтони Хопкинсом в картине «Человек-слон» (это далеко не о супергероях) и коммерчески провальная экранизация знаменитого фантастического романа «Дюна». Последующие работы имели свою славу и превратили из подающего надежды новичка в великого кинобезумца.

«Голова-ластик» (Eraserhead), 1977 г.

Краткое описание: Генри вынужден жениться на девушке после ее заявлений о беременности. Они живут в сером промышленном городе без намека на просвет. Жена Генри Мэри родила какое-то невообразимое создание и Генри обязан его растить.

Долгострой от Линча, на который он искал деньги по принципу с мира по нитке. Съемки шли около 5 лет, умер первый оператор, от режиссера ушла жена и пр. Процесс оказался крайне тяжелым, но на выходе получилась работа, которая открыла двери Линчу в большое кино.

Абсолютно кафкианская история, погруженная во всеобъемлющую депрессию. Лютая серость, безысходность и физические уродства. Единственное, что можно как-то разумно описать это тезисы из аннотации.

«Голова-ластик» - это полуторачасовое насилие над логикой и главным героем. Большинство приемов, которые использовал Линч в дебютной картине в последующем, будут совершенствоваться в новых работах.

«Синий бархат» (Blue velvet), 1986 г.

Краткое описание: в провинциальном городке парень по имени Джефри находит отрезанное ухо и относит его в полицию. Отсутствие желания со стороны полиции вести полноценное расследование заставило Джефри с девушкой по имени Сэнди самостоятельно искать ответы. Подозрение в причастности пало на певицу Дороти из бара, главным шлягером которой, является композиция «Синий бархат». Джефри решил разузнать больше о Дороти, он проникает в ее квартиру и спрятавшись, становится свидетелем насильственных действий со стороны бандита Фрэнка в отношении Дороти. Сам того не замечая, Джефри начал испытывать чувства к Дороти. Его ждет погружение в крайне зловещие и таинственные события.

Мистический нуар с элементами триллера, который окончательно сформировал режиссерский стиль. Обычный американский городок существует в двух ипостасях: в одной, Джефри ведомый позывами страсти может жить с роковой красавицей, но в крайне мрачном мире, а в другой, проведет обычную скучную жизнь со среднестатистической девушкой. Молодым людям свойственны поиски новых ощущений и желание Джефри вырваться из обыденности одноэтажной Америки объяснимо, но Линч выворачивает все наизнанку и представляет внутренние страхи в совершенно нестандартном ключе. Саспенс «Синего бархата» совершенно другой, нежели обычные ужасы готических мотивов к которым привык зритель.

«Твин Пикс» (Twin Peaks), 1990 г.

Краткое описание: Твин Пикс - маленький тихий американский городок на границе с Канадой. На берегу озера найдено тело местной красавицы Лора Палмер. На расследование убийства выезжает специальный агент ФБР Дэйл Купер. Постепенно мирный городок с населением в 51 тыс. человек предстает перед агентом Купером в другом свете, обнажая свою пугающую темную сторону.

Современные сериалы с элементами мистики и/или фантастики имеют в сюжете и подходах в повествовании многие черты выдающегося сериала начала 90-х годов. С первых кадров зрителя встречают живописные пейзажи северной Америки под убаюкивающую музыку джазового композитора Анджело Бадаламенти и сюжетной завязкой, телом, завернутым в полиэтилен.

Подкупив детективной завязкой, зрителя ведут в уголки мрачного таинственного действия, которое затягивает добропорядочного агента ФБР в мистические сети до конца понятные, только самому Линчу. В сериале много персонажей от серьезных сотрудников ФБР и обычных провинциальных жителей до чудаковатой женщины, разговаривающей с поленом, карлика, великана и др. Но всех их объединяет связь с Лорой Палмер от дружественных до сюрреалистических.

«Дикие сердцем» (Wild at Heart), 1990 г.

Краткое описание: Любовная парочка Сэйлор и Лула едут через штаты в надежде спастись от преследователей, нанятых нездоровой на голову матерью Лулы. Их преследует частный детектив, а позже гангстер Сантос. Сейлором и Лулой движет страсть и безумие рок-н-ролла.

Линч в 1990 году был на волне успеха, он получает «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за картину «Дикие сердцем». Сейлор и Лула движутся сквозь пустынные пейзажи одноэтажной Америки и ищут непонятное пристанище, попутно отрываюсь от преследователей. Злая мать отправляет в погоню за ними, то частного детектива, то невменяемого гангстера. Все это сопровождается темой буйства рок-музыки и дикой любви между главными героями.

Типичные для американского кино жанры сменяют друг друга, роуд-муви превращается в нуар или мелодраму, далее погружает героев частично в темный мир Линча, а после возвращается назад и становится даже сказкой. Экранная любовь Николаса Кейджа в куртке из змеиной кожи и Лоры Дерн способна свернуть горы и заставить мир гореть.

«Простая история» (The Straight story), 1999 г.

Краткое описание: престарелый Элвин Стрэйт, многие годы не разговаривал со своим братом Лайлом. Но когда последний пережил приступ, Элвин садится на газонокосилку и отправляется в путь через два штата, переживая собственную одиссею в надежде увидеть брата.

Сложно представить, что Дэвид Линч способен снять, действительно простую на первый взгляд историю о старых ворчунах-братьях и желании одного наладить отношения. История, основанная на реальных событиях о старике на газонокосилке, который не имел прав и выбрал крайне неожиданное средство передвижения. Путешествие Элвина медленно двигавшегося к своему родственнику, руками американского авангардиста, превращается в пронзительное повествование, в котором человек хочет простить и проститься, найдя путь к себе.

Фильм в первую очередь о старости, об утраченном времени и оценках ошибок прошлого. Старость может и не добавляет мозгов, но она освобождает от порой бессмысленных амбиций, и способна заставить сделать возможно нелепый шаг выхода на главный путь в жизни. Дорога – это сама жизнь, американское роуд-муви это доказывает, как нельзя лучше. Старику по пути встречаются разные люди, разных возрастов и интересов, но они все должны пройти сквозь жизнь Элвина, чтобы он успел добраться до брата. Подобно Одиссею Элвин, чьи силы уже на исходе, медленно, но верно движется на встречу своей цели в огромном путешествии длиною немногим больше 300 миль. Эти 300 миль – зеркало всех семи десятилетий жизни старика Элвина.

«Малхолланд Драйв» (Mulholland Dr.), 2001 г.

Краткое описание: некая девушка едет в лимузине, неожиданно лимузин останавливается, и водитель собирается застрелить девушку, но в лимузин врезается другая машина. После страшной аварии девушка выживает, но не ничего помнит, она выбирает себе имя Рита. Рита встречает начинающую актрису Бетти и пытается понять кто она и что произошло, но история принимает таинственный оборот, где логика ставится под сомнение.

Фильм, окрещенный критиками, как первый киношедевр XXI-го столетия, получил приз в Каннах за режиссуру. Изначально задумывался, как пилот сериала. Но совершенно не стандартный сюжет, ввел в ступор телевизионщиков и Линч доснял материал, превратив в полнометражный фильм.

Так уж вышло, что «Малхолланд Драйв» самый популярный фильм режиссера после «Твин Пикса». Фильм загадка, которую каждый разгадывает по-своему, тем более Линч назвал подсказки, способные помочь понять безумный замысел режиссера. Сам же режиссер не давал никаких объяснений сюжета, но заявил, что фильм абсолютно логичен и объясним. Наиболее распространенной трактовкой является версия о сне, реальной жизни и мучениях героини Наоми Уоттс, она более-менее гладко легла при попытках объяснить увиденное. Лично мне кажется, что одна девушка это будущее, а другая прошлое, хотя возможно истории не имеют вообще никакого логического объяснения и ведут в никуда, как шоссе под музыку Дэвида Боуи.

 

Попытки оценить и понять фильмы Дэвида Линча обречены на провал. Они имеют двойное или тройное дно, подобно матрешке, но с поправкой на нелогичность кошмаров. Режиссер – это гамельнский крысолов современного искусства, его творения заколдовывают, но ничего не объясняют, за ними просто нужно следовать.