«Блаженны забывающие, ибо не помнят они своих ошибок.»
Фридрих Ницше
«Ты стояла у самой воды, я издалека тебя заметил. Помню, меня сразу к тебе потянуло. Я подумал: надо же, как странно – человек стоит спиной, а меня к нему тянет.»
воспоминания Джоэля
— Знаешь, я готов сейчас даже умереть — так я счастлив.
Джоэль — Клементине
Собственно:
Джоэль — типичный неудачник, вся жизнь которого — это дорога от работы до дома, и обратно. Совершенно случайно на вечеринке, где он чувствовал себя лишним, он знакомиться с Клементиной — яркой и необычной девушкой, с которой у него неожиданно закручивается роман. К сожалению, со временем из сплошного праздника отношений, их жизнь превращается в обычный и серый быт, и однажды, после серьезной ссоры, Джоэль зайдя к Клементине на работу, видит, что она его не узнает, и даже смотрит на него так, как будто видит впервые.
Выясняется, что Клементина, устав от депрессивного настроя Джоэля, обращается в клинику «Лакуна» где ей стирают из памяти все воспоминания об их романе. Отчаявшись, Джоэль соглашается на такую же процедуру, но во время стирания памяти понимает, что воспоминания о днях с Клементиной — это самое дорогое, что у него осталось.
***
При всей необычности фильма, там происходит самая простая история: парень влюбляется в девушку, девушка влюбляется в парня, они вместе живут, любят друг друга, но потом расстаются — в силу огромного количества причин: вот Джоэль уже не видит в Клементине той яркости, которая привлекла его в самом начале. Точнее яркость есть — да вот только не вызывает она у него больше ничего, кроме раздражения, и её экстравагантные поступки уже не кажутся притягательно сумбурными — теперь они достойны лишь порицания.
А вот Клементина, полюбившая Джоэля за его природную закомплексованность и за его наивные старания быть милым, даже после того, как по-хамски сама к нему относится — и это тоже часть её яркой индивидуальности.
Ну а после того, как они друг к другу приелись — происходит коллапс отношений, ибо на самом деле ни в одном, ни в другом нет никакой индивидуальности, да и ни у кого её нет, чем бы там себе люди не забивали голову. Индивидуальность — это просто некая защитная форма и одежда, которую натягивают на себя люди, старающиеся хоть как-то выйти из сплошной пустыни людских песчинок, и почувствовать себя кем-то.
Известный комик Джим Керри выбрал для себя роль совершенного не своего привычного амплуа, так как шутить в этом фильме ему негде. Его Джоэль — это полная коллекция всей той убогости характера и внешней непримечательности, что не позволяет завести в жизни хоть пару друзей, которые не забудут поздравить с днём рождения.
Встретив Клементину, эту «бомбу» сумбурности и импульсивности, она привносит в его размеренную жизнь краски, да настолько яркие, что он забывает кем был до этого. Теперь его жизнь это карнавал удовольствий, счастья, и трогательных моментов, когда она, склонив голову ему на плечо, про что-то рассказывает. Безусловно, Джим справился со своей ролью, даже не смотря на то, что «играть лицом» ему здесь не пришлось — переданный зрителю характер неудачника по жизни прекрасно прослеживается на его лице и в грустных, пустых глазах.
Кейт Уинслет, сыгравшая Клементину — это половина успеха фильма. Взбалмошная и постоянно перекрашивающая волосы — от ярко-синих до огненно-оранжевых, она с первого же кадра привлекает к себе внимание.Порой говорящая что-то невпопад и без умолку болтающая, она тем не менее, не кажется глупышкой — это всего лишь её попытки вырваться из той рутинности жизни, что идет за ней по пятам, а встреча и знакомство с Джоэлем — робкая попытка выделиться на его фоне, хоть и попытка эта — бессознательная. Возможно, она даже отдавала себе отчет в том, что оба они люди, которые живут с постоянным ощущением глобальной неудовлетворенности жизнью, и которая все никак не проходит.
Вообще, с актерами в фильме всё в порядке. Помимо Керри и Уинслет, в ленте задействованы Том Уилкинсон, сыгравший главврача клиники «Лакуна», его секретарша Кирстен Данст, которая, как окажется, многого не знает о своей собственной жизни, а также Элайджа Вуд и Марк Руффало, сыгравшие техников которые стирают воспоминания о Клементине, пока Джоэль находиться в бессознательном состоянии.
Каждый из этих актеров — важный винтик в восхитительном сюжете фильма, а он, собранный из этих «винтиков», будет понятен лишь ближе к финалу, так как перетасован не спроста, а именно не спеша донести до зрителя все те пласты идей, что затронуты.
«Вечное сияние чистого разума» — это совершенно прелестный фильм, и даже пусть вас не смущает некая фантастическая часть развития сюжета — она введена там не с целью привнесения непосредственного элемента фантастики, а служит лишь неким рычогом, помогающим раскрыть обычную, и в тоже время трогательную историю в необычном ракурсе.
А с необычностью там нюансов будет прилично — спасение обрывков воспоминаний Джоэлем из собственной памяти показано крайне интересно, а с присущем режиссеру талантом — выглядит так просто потрясающе.
Это фильм о том, что Любовь — это не какой-то файл, который можно навсегда удалить нажав клавишу. А воспоминания о ком-то, некогда таким близким и любимым — это не всегда только боль и разочарование. Ведь если жалеешь о чем-то и переживаешь — значит действительно потерял нечто очень важное, да вот только зачастую это становиться понятным лишь тогда, когда всё уже потеряно, и невозможно вернуть всё назад.
Блистательная мелодрама, которую я советую посмотреть всем.