Воскресный ланч я провел в кругу очень полезных людей, в лице Баглана Батыршаева - серийный предприниматель, CEO "Санаторий Сарыагаш", Тимура Айсаутова - владелец одной из успешных исследовательских компаний Казахстана "Damu Research Group" и Абдрахмана Кенжебаева - начинающий предприниматель.
Главным спикером нашего ланча был Тимур Айсаутов. Компания Тимура на сегодняшний день успешно провела более 300 комплексных маркетинговых и социологических исследований. Среди клиентов "DAMU Research" числятся как отечественные/частные/государственные компании и организации, так и крупнейшие мировые компании/международные неправительственные структуры.
Мы со всех сторон задавали Тимуру вопросы, касательно актуальных сфер бизнеса на основе его исследовательских работ. По результатам нашей плодотворной беседы, решил поделиться с вами практическими лайфхаками от Тимура Айсаутова.
1. Если вы хотите эффективно управлять своими активами (актуально для средних и крупных бизнесменов), то я советую вам:
- 70% вложить в бизнес, где маржа хоть и маленькая, но с высокой вероятностью успешного исхода (недвижимость, золото, ценные бумаги категории ААА);
- 20% вложить в бизнес, где риски средние (услуги и сервис);
- 10% вложить в бизнес, где риски высокие (IPO, стартапы, IT);
2. В бизнесе важно не просто зарабатывать, а сохранить и приумножить.
3. У нас многие предприниматели относятся к своим сотрудникам как к сырью, это неправильно! Сильная команда - это есть суть успешного бизнеса.
4. В 2006 году в результате масштабных исследований, мы выявили из более 500 производств ОКЭД 10-15 видов производств, которые будут актуальными в Казахстане в ближайшие 20-30 лет, среди которых: производство мясо-молочных продуктов, мучные кондитерские изделия, макароны, плодоовощные консервированные продукты, кожевенное производство, переработка шерсти, металлопрокат и др.
5, Производство бывает условно двух видов: транспортабельное (зависит мировых факторов) и нетранспортабельное (зависит от локальных факторов). Я рекомендую нашим предпринимателям, которые не хотят ограничиваться внутренним рынком, заниматься транспортабельными видами производства.
Казахстан является страной с развивающейся экономикой, и наша национальная валюта всегда находится под риском девальвации, что ставит под угрозу не экспортоориентированные виды бизнеса. Если ваш бизнес покупает и продает за счет внутреннего рынка, то при девальвации вы будете падать ровно на столько насколько и наша валюта. В условиях долгосрочной нестабильности нацвалюты отдавайте приоритет в пользу производств где высока доля "казсодержания", и продукт легко транспортабелен до отдаленных внешних рынков (т.е. легко экспортировать, не портится, и т.д.).
Забудьте о легких доходах и доступных деньгах которые были лет 10 назад. Нефть уже никогда не будет стоить 120-140 долларов. Недвижимость и строительство никогда не будут такими доходными, как в начале 2000-х.
Я рекомендую заниматься экспортоориентированным бизнесом, где девальвация сыграет на руку, т.к. экспортеры в условиях нашей растущей экономики тратят в тенге,
а зарабатывают в долларах.
Друзья, надеюсь вышеприведенные практические советы будут полезными для вашей деятельности!