Украинцы в Казахстане
1. Депортация украинцев в Казахстан
Украинцы в Казахстане – одна из этнических общин на территории Казахстана. Численность Казахстанских украинцев составляет 301346 человек (1,76% население страны) – это четвертая по численности этническая группа Казахстана.Многие украинцы обрусели, ассемилировались в русской среде. С учетом этих граждан Казахстана, имеющих украинское происхождение, включая носителей исконно украинских фамилий, это число значительно превышает официальные данные, достигая более 1млн. человек.
Первыми украинцами на казахской земле считаются высланное в Казахстан участники подавленного в 1768 г. гайдамацкого движения, известного в истории под названием «Колиивщина». Сюда же была выслана и часть запорожских казаков после ликвидации в 1775 году «Запорожской Сечи» российской императрицей Екатериной ІІ. Эти первые массовые переселения, относящиеся ко второй половине XVIII века, имели депортационный характер.
В 1920-1940 –е годы авторитарная власть Советского Союза стала осуществлять насильственные выселения неугодных ей народов с обжитых, обустроенных земель. Их выселяли из родных мест, которые затем заселялись другими поселенцами. В 1928–1936 годах в Казахстан из Украины и Белоруси было выселено 360 тысяч человек. После 1939 года из Галиции, Волыни и Северной Буковины было переселено в СССР 100310 человек, большая часть из которых была расселена в Казахстане, в основном в Карагандинской и Костанайской областях. В 1948 –1952 гг. списки спецпереселенцев пополнились украинцами, освобожденными из КарЛАГа и СтепЛАГа. Помимо трудпереселенцев и спецпереселенцев, на территории Карагандинской области находились ссыльные и адмиистративно-высланные украинцы. Самая большая по численности иммиграция в республику была обусловлена освоением целинных и залежных земель, которое шло одновременно с крупным промышленным строительством, премущественно в северных регионах республики, в т.ч. Павлодарской области.
Процесс количественного уменьшеия представителей украинского этноса на территории независимого Казахстана, очевидно, следует увязывать в первую очередь с двумя факторами– миграционными и ассимилятивными процессами.Вместе с тем, наряду с уменьшением количества проживающих в Казахстане украинцев, в республике возникают украинские этнокультурные организации, усиливается интерес к украинскому языку, культуре, традициям.
В независимом Казахстане происходит активный процесс национально-культурного возрождение представителей украинского этноса. Многочисленные общественные организации и национально-культурные центры при поддержке властей способствуют объедению украинской диаспоры, припятствуют размытью украинской самоидентификации и процессам ассимиляции среди этнических русских, утере украинской культуры, истории, традиций, языка и других важнейших национальных атрибутов, таких как: украинская кухня, народные танцы, литература, музыкальное творчество, песенное творцество на украинском языке.
Украинцы широко представлены и активно участвуют в общественно-политической, культурной, спортивной жизни страны, экономической сфере, как и в исторические периоды прошлого вносят вклад в развитие независимого Казахстана. В современном Казахстане самая большая украинская диаспора проживает в Федровском районе Костанайской области, 26%.
В казахстане официально зарегистрированы и действуют 2 республиканских общественных объединения: «Рада украинцев Казахстана» и Ассоциация «Украинцы Казахстана», а также множество нацинально-культурных центров, украинских воскресных школ и факультативов, творческих объединений. Крупнейшим национально-культурным центром является «Мариям» в г. Екибастузе. 20 мая 2001 года освящен храм Украинской греко-католической церкви в г. Павлодаре, работая в Павлодаре о. Ириней регулярно посещает организованные им две греко-католические общины в с. Шидерты и с. Березовка. В Казахстане действует 5 приходов Украинской греко-католической церкви, в том числе в Павлодаре и Шидерты.
Тарас Шевченко оставил заметный след не полько в украинской, но и в казахской культуре. На казахской земле украинский поэт провел 10 лет, находясь в ссылке по царскому указу. Эти годы были наиболее трудными в его биографии, но в то же время и очень плодотворными. В Казахстане он смог не только реализоваться как творческая личность, но также ярко запечатлел жизнь местного населения.
Местное население уважало поэта, называя его « ақын-Тарази». Общаясь с местным казахским населением, Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов. В формировании украинского этноса участвовали многие тюрские племена: касоги, хазары, шеркеши, черные клобуки, берендеи и другие. Его творчества стало неотъемлемой частью истории и культуры, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Казахский писатель Габиден Мустафин выразился лаконично: « В Тарасе Шевченко мы видим одного из первых пишущих поэтов казахской земли. Он был одним из первых художников нашего народа. Не только Украина, но Казахстан воспитал в нем пламенного борца за свободу. Не зря наш народ назвал его «ақын Тарази»– «поэт Справедливости».
В названном в честь украинского поэта казахском городе Форт-Шевченко создан уникальный и самый крупный за пределами Украины музей Тараса Шевченко, которой много лет своей жизни провел в Казахстане, исследовал Аральское море и проходил службу в военном укреплении Новопетровское, пребывая в ссылке. Более сотни лет форт-шевченковцы берегли как самую дорогую реликвию священное дерево, называвшееся в народе «Тарасовой вербой». Сохранился также колодец, вырытый Тарасом Шевченко в период лютой засухи,- он спас от смерти целый аул, расположенный неподалеку от крепости. Сегодня колодец сохранился почти в неизменном виде.
Для многих поколений украинцев и казахов Т.Шевченко стал учителем, его по праву считают сыном двух народов. Он стал первым, кто своими стихами и живописью проложил мост дружбы между Казахстаном и Украиной.
Помимо города Форт-Шевченко, имя украинского поэта носят улицы многих городов Казахстана, кроме того в его честь воздвигнуты памятники в городах Алматы, Актау, Форт-Шевченко.
24.08.2017 г. Украина отметила 26-ую годовщину независимости. Аннексия Россией Крыма, война и разруха в Восточной Украине болью отзываются в сердцах представителей украинской диаспоры.
2. Тамырство
Рассказ долгожительницы Бекбаевой Бадеш, с. Жамбыл.
Украинцы– первые европейцы, переселившиеся в Актогайский район. Украинцы переселились к нам после Столыпинской реформы. Появились новые населенные пункты: Киевка, Полтавка, Сычевка, Ивановка, Алексеевка, Харьковка, Красный Кут, Кубань, Жанатаныс. В селе Алексеевка 1907 году была построена церковь. Между казахами и украинцами установились дружеские отношения, мы называли друг друга «тамыр». У нас был свой тамыр, его звали Шодыр (Федор), жену его звали Мәриям (Мария), сына – Бәңке (Иван). Шодыр приглашал нас в гости, на дастархан ставили самую различную вкуснятину. Украинцы привезли в наш край семена овощей, ягод и плодовых деревьев. Они были хорошими огородниками и садоводами. Мы тоже резали скатину, приграшали к себе гости украинских тамыров, устаивали праздник. В те времена в казахской степи законы не действовали. Нарушившие закон просто изгонялись из аула. В нашем ауле жил украинский изгой Қарабала. За что его изгнали мы не интересовались. В ауле он прижился, научился разговаривать по-казахски. Из нашего аула за вступление в близкородственный брак был изгнан Сейсенбай. Он переехал к украинцам, нашел с ними общий язык. Конфликтов между переселенцами и местными казахами не было.
Сачко Александра, с. Жанатаныс.
Мы с киргизами (казахами) жили дружно, друг друга называли «тамыр». При встрече делились новостями, обменивались опытом ведения хозяйства. Весной на скотине ставили метку и выгоняли на пастбище, осенью пригоняли. Иногда скот смешивался или поподал в чужое стадо. Каждый хозяин по метке распознавал свой скот и забирал. Расходились мирно, без скандалов. Обмен скота и товаров между украинцами и киргизами было обычным явлением. По Иртышу плавали пароходы, делали остановку в Красном Куте. Красный Кут киргизы называли Тұзүйген, причал назывался Ветловая Гора. Красный Кут в переводе с украинского языка означает красивый уголок, кроме того есть такой город на Украине. Некотрое переселенцы и местные киргизы на волах возили соль из озер Тайконур и Бестуз и сдавали ее на пароход. Моя сестра вышла замуж за киргиза. Тогда это было редкое явление. У них было двое детей. Зять ушел на войну и не вернулся.
3. Зоя апай.
Мой отец, Ельтинов Каирбай, вернулся из войны израненным, но полным энтузиазма, с глубокой верой в коммунизм, с партбилетом в кармане. Работал в украинском колхозе им. Куйбышева(с. Харьковка) зав. красным уголком, секретарем партийной организации, заведующим фермой, бригадиром. Наверное, поэтому у него были самые близкие отношения с украинцами. Вместе с ним работали такие руководители колхоза (потом совхоза) Безуглый Иван Иванович, Скиба Иван Логовинович. Все в колхозе «балакали» между собой на украинском языке. Казахов в с. Харьковка было всего 5-6 семей. Первые мои слова были на украинском. Меня называли «хлопец», «хлопчик». Мы с друзьями играли в «ховалки», отца своего на украинский манер называл «тато». Когда наша семья переехала в Краснокутск, соседями вновь оказались украинцы Беловы Михаил и Зоя, Хижняки, Скиба, Гиричи. Нагорная (Белова) Зоя Ивановна работала детской патронажной медсестрой. В 60-ые годы в Краснокутсе было много многодетных семей, особенно среди казахов. Поэтому Зоя Ивановна неплохо знала казахский язык. Маленькая, хрупкая украинская девушка Зоя с утра до позднего вечера обходила всех своих пациентов. Ее знали все: и взрослые, и дети. Дети ее любовно называли «Зоя апай», зная что от нее зависит их исцеление. Зоя апай умела находить общий язык с маленькими детьми. Все медицинские процедуры выполняла быстро, четко, ласково приговаривая и успакаивая детишек. Дети даже не замечали как они проглотили пилюлю или получили болезненный укол. Взрослые доверительно спрашивали у Зои Ивановны советы, средства излечения от самых различных недугов. Оставались довольными полученным советом: кому-то предложит пойти на прием к узкому специалисту, кому-то порекомендует соответствующие лекарства и средства, предложит диету.
В нашей семье было восемь детей. Наверное, поэтому наши семьи крепко сдружились. В нашем доме она была своим человеком. Очередное ее посещение квартиры мои братья и сестры встречали с радостным возгласом «Зоя апай идет», «Зоя апай идет». Все казахи приглашали Зоя Ивановну на свои дни рождения, свадьбы и другие торжества. На приглашение отвечала: «Приду, только не спаивайте моего мужа, тормоза у него держит плохо. Перепьет, болеет, может на следующий день на работу не выйти». Зоя апай ни чем не брезговала: ела конину, пила чай. Беловы были хорошими огородниками, часто со своих грядок угощали нас свежими овощами и ягодами. Приносила нам в гостинцы такую редкость для казахов как жаренные или соленые грибы. Одна из моих сестер была очень болезненна. Бывало, во время болезненных кризисов, отец стучится в полночь в дверь к Зое Ивановне. И Зоя Ивановна приходила, оказывала девочке необходимую первую медицинскую помощь. Моя сестра и ныне здравствует, часто вспоминает Зою апай и слова матери: «Если бы не Зоя апай, ты бы не выжила».
Мои родители вели разговор с Зоей Ивановной на самые различные житейские темы. Помню, однажды моя мать спросила: «Зоя, как ты выбирала своего мужа?» «Идеальные парни встречаются только в сказках. Самое главное, чтобы муж был трудолюбив, уважал свою жену»,– ответила Зоя Ивановна. И добавила: « Мой Михаил умеет делать всю домашную работу, никогда не делит работу на мужскую или женскую. Уважает и ценит меня, знает что я весь день на ногах. Бывает, иногда выпьет, такое случается со всеми. Надо уметь прощать». Будучи отцом, эти ценные мысли я пересказывал своим дочерям, а теперь рассказываю внучкам. В канун 80- летия образования Актогайского района, на вопрос: «Кто из краснокутцев наиболее остался в вашей памяти?» Я, как и многие мои равесники, не задумываясь отвечаю: «Нагорная Зоя Ивановна, которая всю свою сознательную жизнь посвятила служению людям».
Дочь Зои Ивановны, Белова Галина Михайловна, пошла по стопам матери, работает врачом-терапевтом, заведующей Жалаулинсой врачебной амбулатории.
4.Интересные факты
1. Президент Казахстана Н. Назарбаев свою первоначальную профессию получил в Украине.
2. Чемпион олимписких игр по вольной борьбе, выступавший за команду Казахстана Ю. Мельниченко уроженец Украины.
3. Братья Кличко Владимир – олимпиский чемпион мира по боксу и Кличко Виталий –мэр г. Киева уроженцы Казахстана.
4. Герой Советского Союза Серикбай Муткенов, уроженец Актогайского района Павлодарской области, совершил свой подвиг и погиб на украинской земле. Похоронен в с. Ризино Звенигородского района Черкасской области.
5.Потомки украинских переселенцев на Актогайской земле
Являсь второй по численности этнической группой населения Актогайского района, украинцы принимали самое активное участие в партийно –хозяйственной, обшественно-политической, трудовой жизни района. Некоторые из имен можно перечислить.
1. Чайко Владимир Евгеньевич– председатель Краснокутского райисполкома, председатель областного совета профсоюзов.
2.Еременко Николай Ильич– зам. заведующего ОблОНО.
3. Торбенко Сергей Ефимович– первый секретарь райкома партии.
4.Лебедь Любовь Евгеньевна– директор школы.
5. Алистратенко Александр Федорович– директор школы.
6.Алестратенко Николай Семенович – директор школы.
7. Грицун Василий Максимович – зав. отделом райкома партии.
8. Лазоренко Иван Васильевич– начальник ПТО ПМК.
9.Борилюк Виктор Васильевич – начальник АТК.
10. Глушенко Андрей Федорович– председатель колхоза «Пламя».
11. Безуглый Иван Иванович– председатель колхоза им. Куйбышева.
12. Скиба Иван Логовинович– директор совхоза «Харьковский».
13.Горботюк Раиса Максимовна– директор совхоза «Харьковский».
14. Улезко Вячеслав Иванович – директор совхоза им. Жданова
15. Афанасенко Владимир Кузьмич– директор совхоза «Краснокутский».
16. Мулявко Николай Акимович – начальник райсельхозуправление.
17. Мулявко Владимир Акимович– завуч Н- Тройцкой СШ.
18. Ермоленко Сергей Владимирович – аким Жолболдинского сельского округа, гл. специалист отдела предпринимательства и сельского хозяйства.
19. Дубовой Павел Ефимович– старший лейтенант, с. Кубань, погиб на войне смертью храбрых.
Некоторые потомки украинцев обрусели, потеряли связь с корнями. Все они трудятся в различных сферах, вносят свою лепту в развитие района. Перечислим некоторые не названные фамилии. Абросимовы, Бойко, Башта, Бессараб, Василенко, Валивач, Веремчук, Верлоко, Вишняк, Гирько, Гирич, Горбенко, Голубенко, Денисенко, Довальченко, Жебрик, Жовна, Загуменый, Исько, Ильинский, Козинец, Канонец, Коробкины, Киселевы, Кузнецовы, Касьян,Коваленко, Красноносов, Кравчук,Кравченко, Коваленко, Коптюк, Кудилько, Куриленко, Курилко, Кривченко, Литвиненко, Лукашенко, Ломако, Мартьяненко, Москаленко, Мысник, Марченко, Нагорные, Недовинченые, Невтринос, Подлесные, Прелюбенко, Потапенко, Перько, Павлюченко, Панасюк, Прокопенко, Рева, Сапешко, Савчук, Сытник, Сиренко, Сачко, Скацская, Слинько, Тарасюк, Хмарун, Христенко, Хижняк, Чембура, Чупрун, Шелудько ,Шевченко, Шкиря, Щербак, Щепко, Ямчуки и многие другие. Прошу прощения, если чьи-то фамилии не названы или названы неправильно.
Я посчитал своим долгом в канун празднования юбилея образования Актогайского района, поделиться своими воспоминаниями и знаниями об истории переселения украинцев в Казахстан, в том числе и в наш район, о тех людях, кто своим трудом способствовал развитию и процветанию Актогайского района.
�s�Q0�u'�6��.