kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
2

Угроза из Афганистана

Срыв политического урегулирования ситуации в Афганистане по тем или иным причинам (включая вмешательство стран дальнего зарубежья) может привести к дальнейшему нарастанию конфликта, вплоть до превращения в полномасштабную гражданскую войну в стране. По имеющимся данным, США, ранее активно проводившие свою политику в регионе, в таком случае покинут Афганистан и снимут с себя ответственность за дальнейшее развитие событий. К сожалению, подобный сценарий может привести к краху существующего политического режима, а усугубление военного кризиса – разрушить саму легальную политическую систему.

Россия и страны Центральной Азии попытаются не допустить подобного кризиса, но готовить меры необходимо и на данный случай. В случае неудачи политических механизмов Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, намерена обеспечивать региональную безопасность с использованием военно-политических средств. По состоянию на начало 2017 года в рамках двусторонних программ военного сотрудничества страны СНГ смогли поднять боеготовность до уровня, гарантирующего купирование трансграничных атак боевиков, – как минимум, на начальном этапе. В случае масштабного вторжения со стороны Афганистана ВКС и ВДВ РФ могут оказать поддержку региональным союзникам – в пределах 23 часов. Развертывание контингентов КСОР ОДКБ потребует не более 4 – 5 суток.

В настоящий момент усилия Организации сосредоточены на обеспечении безопасности таджикско-афганского участка границы. Сотрудничество с Узбекистаном и Туркменистаном ведется, однако ограничено политическими факторами. Наибольшую тревогу вызывает «закрытая» позиция Ашхабада, которая затрудняет объективную оценку ситуации на туркмено-афганском участке границы и возможные меры по ее улучшению.

При этом ОДКБ стремится минимизировать риск боевых действий на территории региона и ищет пути ликвидации угроз еще в Афганистане. В частности, РФ будет бороться с «повышением градуса» конфликта в стране, причем в случае отказа США и НАТО от взятых на себя обязательств возможно использование ВКС по «сирийскому сценарию» для недопущения создания полномасштабных армий вооруженной оппозиции. Ввод наземных войск в страну исключен. В случае провала политического диалога ОДКБ будет ориентироваться на сотрудничество со светскими прогрессивными силами, которые могли бы обеспечить безопасность севера страны. В случае кризиса вероятно возрождение в той или иной форме «Северного Альянса» и иных групп, которое противостояли Талибану в 2001 году, под руководством некоторых из действующих политиков, имеющих поддержку региональных общин. Хотя, безусловно, лучшим вариантом в любых условиях был бы диалог с легитимно избранной властью Афганистана.

В случае «негативного сценария» основной целью ОДКБ будет создание полосы безопасности вдоль границы СНГ от Герата до афганского Бадахшана, охватывающей равнинную местность и предгорья. Вероятно, что в случае кризисной ситуации к поддержке антиталибских сил также подключатся Китай и Иран.

Совместные усилия стран-участниц даже при наихудшем развитии ситуации могут позволить сократить прямые угрозы для стран Центральной Азии. В том числе вероятен вопрос о создании базы ВКС РФ в Афганистане. Однако необходимо подчеркнуть, что описанный выше «негативный сценарий» рассматривается все же как менее вероятный, и на самый крайний случай.