kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
1

Уголовный кодекс предусматривает смертную казнь за 17 составов преступления

Смертная казнь как вид уголовного наказания в Казахстане законодательно не отменена. Правозащитное сообщество настаивает, республика в рамках международных стандартов и на конституционном уровне должна реализовать политику полной отмены смертной казни.

Начиная с 1994 года, придерживаясь общепризнанного международного курса, Республика Казахстан проводит политику поэтапной отмены смертной казни.

На первом этапе правовой реформы в результате принятия в 1997 году нового Уголовного кодекса в законодательстве было практически вдвое сокращено количество преступлений, за совершение которых предусматривалась такая мера наказания как смертная казнь.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период 2010-2020 гг. указывается на продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни.

17 декабря 2003 года Указом Президента Республики Казахстан был введен бессрочный мораторий на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене. В качестве альтернативы смертной казни c 1 января 2004 года в Казахстане введено пожизненное лишение свободы.

В статье 49 УК РК закреплено, что «Смертная казнь - расстрел как исключительная мера наказания устанавливается за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании».

При этом согласно части 2 этой статьи «смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста».

Казахстан также поддержал резолюцию 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мораторий на высшую меру наказания с дальнейшим рассмотрением возможности отмены смертной казни», одобренную 18 декабря 2007 года.

28 ноября 2005 года Республикой Казахстан ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП).

Последний приговор о смертной казни был приведен в исполнение до объявления моратория на применение смертной казни в отношении 12 человек в 2003 году.

В законодательстве Казахстана отсутствует закрепление правового статуса лиц, осужденных к смертной казни и подпавших под действие моратория на исполнение таких приговоров. Лица, которым смертная казнь была заменена на пожизненное лишение свободы фактически обречены на смерть в местах лишения свободы, поскольку эта категория осужденных не имеет права на условно-досрочное освобождение.

Несмотря на имеющиеся намерения о поэтапной отмене смертной казни в Казахстане, наблюдается постепенное увеличение количества статей в Уголовном кодексе, предусматривающих наказание в виде смертной казни и пожизненного лишения свободы.

Например, в 2010 году УК РК был дополнен статьей 166-1, предусматривающей наказание в виде смертной казни за «Посягательство на жизнь Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации».

Смертная казнь в Уголовном кодексе Республики Казахстан предусмотрена в 17 составах преступления, в большинстве из которых не ведется речи о гибели человека.

НЕОБХОДИМО:

1. Ускорить присоединение и ратификацию Республикой Казахстан Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.

2. Внести поправку в Конституцию Республики Казахстан, исключающую применение смертной казни.

3. Заменить мораторий на исполнение наказания в виде смертной казни мораторием на вынесение приговоров к смертной казни путем приостановления в установленном порядке действия соответствующих положений тех статей Уголовного кодекса РК, которые предусматривают назначение смертной казни как высшей меры наказания.

4. Следуя общепризнанному международному курсу о поэтапной отмене смертной казни, не вносить изменения и дополнения в действующее законодательство Республики Казахстан расширяющие возможность назначения наказания в виде смертной казни.

5. Закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан положение о правовом статусе лиц, приговоренных к смертной казни и находящихся под действием моратория на исполнение таких приговоров.

6. Исключить из законодательства Республики Казахстан нормы, запрещающие условно-досрочное освобождение лиц, которым наказание в виде смертной казни было заменено на пожизненное лишение свободы.

7. При реализации положений этой статьи МПГПП подходить к толкованию права на жизнь как можно шире, в том числе, в соответствии с Общим замечанием №6 Комитета по правам человека, учитывать вопросы снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни, борьбы с бедностью и болезнями и т.д. и отражать эти вопросы в докладах Комитету.

Мировое сообщество действительно признает акты терроризма как серьезную угрозу международному правопорядку и интересам всего человечества. Тем не менее, ни в одном из принятых по этому поводу решений Совета Безопасности ООН, конвенций ООН и других международных документах, которые направлены на борьбу с терроризмом, нет даже упоминания о возможности применения смертной казни за террористические преступления.

Ж.Турмагамбетова, исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека»

Источник: ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2009-2012 гг. (Раздел: Право на жизнь (применение смертной казни))

Обзор подготовлен в рамках проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека, инициированный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Центром исследования правовой политики LPRC и Международным центром журналистики MediaNet. Проект поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане.