kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
0

Туркменистан теряет Иран

«Туркмения прекратила поставки природного газа в северные регионы Ирана, невзирая на ранее достигнутые договоренности», - сообщает ИА REGNUM.

По версии туркменских властей, Иран должен выплатить задолженность в размере $2 млрд. за поставки природного газа, накопившиеся с момента введения США и Евросоюзом анти иранских санкций в 2012 году. Споры идут, и власти двух стран все еще не могут договориться по вопросу о размере долга иранской стороны за туркменское «голубое топливо». Иранская сторона долг признает, но при этом озвучивает иные его размеры - от $600 млн. до $1,5 млрд., а также отмечает, что более точная сумма задолженности может быть названа только после официальных переговоров между представителями газотранспортных компаний двух стран. В Иране с заявленной суммой не согласны и называют прекращение газоснабжения «откровенным нарушением договора».

Однако власти Туркменистана требуют немедленно выплатить весь долг, объясняя прекращение поставок природного газа в Иран тем, что государственный концерн «Туркменгаз» работает на принципах самоокупаемости и самофинансирования, а потому задолженность иранской стороны может привести к остановке туркменских газовых скважин, компрессорных станций и иного оборудования. Впрочем, в бедственном положении находится вся страна, где сегодня буквально все в дефиците.

Туркменский МИД в своем заявлении по данной проблеме подчеркивает, что «в течение 2016 года иранская сторона в официальном порядке была неоднократно информирована о складывающейся неблагоприятной ситуации в сфере газовых поставок и о возможном ограничении поставок туркменского природного газа. Однако отсутствие позитивной реакции, пассивность в поиске вариантов взаимоприемлемого решения привели к вынужденному ограничению поставок туркменского природного газа в Иран. Любые попытки политизации этого вопроса, от кого бы они ни исходили, будут расцениваться как недружественные по отношению к Туркменистану действия».

Но как ни крути, а политическая подоплека здесь явно присутствует. Иран после снятия санкций активно увеличивает добычу газа и ищет возможности его экспорта. В этом плане Тегеран в силу своего географического положения и неисчерпаемых запасов углеводородов может перечеркнуть надежды Ашхабада на диверсификацию экспорта газа в западном направлении. Пока что основной объем туркменского газа поставляется в Китай, который активно инвестировал в развитие туркменской газовой отрасли, а сегодня получает природное топливо в счет этих самых инвестиций, т.е. Туркменистан по сути не получает ничего. Таким образом, восточное направление пока что не сулит каких-либо дивидендов. С Россией, а точнее с «Газпромом», дела не ладятся и северное направление туманно. Остается западное направление - поставки в Европу через Кавказ и Турцию. Но...

В мае прошлого года Азербайджан и Туркменистан возобновили переговоры по поставке газа в Европу. На повестке дня были два проекта: реализация Транскаспийского газопровода или связать платформы в Каспийском море посредством подводных трубопроводов. Туркменистан заявляет, что может транспортировать через Азербайджан до 30 млрд. кубометров газа в год. Однако попытки договориться о строительстве Транскаспийского газопровода пока что не дают результатов. Тут сказывается геополитическое значение данного проекта. В Европе его рассматривали как одну из значимых газовых артерий для полноценного формирования т.н. «Южного газового коридора», который должен был поставлять газ на европейские рынки в обход России. Предполагалось, что основным проектом станет система газопроводов Nabucco. Попыток договориться с Ашхабадом были не раз, но пока никакого результата это не принесло. Все натыкается на нерешенность т.н. «каспийской проблемы», которую инициирует влиятельный «северный сосед»...

А пока Иран объявил, что намерен подать в суд на Туркменистан за прекращение подачи газа. Затеяв спор с исконным соседом, Туркменистан рискует потерять доверие одного из главных своих торгово-экономических партнеров, наряду с Китаем и Турцией. Это в свою очередь, может отрицательно сказаться на существующих и проектируемых проектах на южном направлении, роль и значение которых для Ашхабада, трудно переоценить.