kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
0

Туризм, объединяющий народы и страны

По данным доклада «Международный туризм-2015» UNWTO, в 2015 г. туризм обеспечивал 10% мирового ВВП. Международный туризм дает 7% от общего объема мирового экспорта и 30% от экспорта услуг. Эти цифры были озвучены в ходе заседания экспертного клуба на тему «Культурно-туристская дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество», организованного фондом «Мир Евразии».

Эксперты, принявшие участие в мероприятии, попытались взглянуть на туризм с несколько необычной стороны – не с точки зрения экономики, а как на феномен, способствующий социально-культурной интеграции стран и народов. Согласитесь, что для стран, входящих в ЕАЭС это вопрос немаловажный.

Действительно, туризм – это сфера, в которой отношения между странами достигают наибольшего консенсуса при наименьших разногласиях. По мере того, как экономические выгоды от туризма становятся все более очевидными, появляются предложения о необходимости построения в туризме единого Евразийского  пространства на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей. Авторитет стран Евразии определяется не только их экономическими ресурсами, но и культурным достоянием наций, когда  дипломатия в туризме способна работать на укрепление международного авторитета любой страны, служить свидетельством ее  привлекательности в туризме. Туризм помогает добиваться результатов там, где их трудно достичь общепринятыми способами. Страны, осуществляющие широкий туристический обмен легче других конструктивно решают возникающие между ними проблемы.

Несмотря на имеющийся потенциал для развития внутреннего и въездного туризма, доход от него в странах Евразийского пространства невелик.

Почему так происходит и как исправить ситуацию? Какие меры необходимо принять для расширения сотрудничества стран Евразийского пространства в сфере туризма? Ответы экспертов на эти и другие вопросы предлагаем вниманию наших читателей.Картинки по запросу еаэс

Картинки по запросу еаэс

О том, что необходимо сделать

Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии».

«Идут разговоры о возможности создания Евразийского туристического пространства. В том числе благодаря самым желанным и любимым туристам из Китая, которые зарекомендовали себя за последние 2-3 года. У нас нынешний год – год туризма Китая в Казахстане. С августа 2016 г. организовываются групповые поездки. Надо признать, что туристы из Китая, желающие поиграть в казино, купить дорогие брендовые вещи,  привлекательны для турбизнеса. В среднем за один день они тратят больше чем турист из развитых европейских стран. Поэтому перспективы на данном направлении существенные.

Стоит возродить некоторые советские туристические маршруты, которые сейчас подзабыты,  так называемые номерные, всесоюзные маршруты. В рамках актуальной сегодня темы Нового Шелкового пути раньше можно было сесть на поезд в Алматы и выйти в Ташкенте. Сейчас такие маршруты можно возродить, потому что для большинства иностранных туристов Казахстан – страна далекая.  Многие из туристов, посещающих наш регион, хотят побывать как минимум сразу в двух странах. Например, одна из основных достопримечательностей Казахстана – Чарынский каньон находится дальше от Алматы, чем столица соседней республики Бишкек. Несколько лет назад были публично озвучены планы о том, что намерены запустить скоростной поезд от Алматы до Ташкента».

Картинки по запросу групповые поездки

Похожее изображение

Жумат Марденов, экс-заведующий зарубежным отделом БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ, почетный работник туризма Казахстана.
«В советское время активно работали поезда дружбы. Они ходили по всему Советскому Союзу вплоть до Прибалтики и Дальнего Востока. Самый популярный маршрут был Алма-Ата – Ташкент – Бухара – Самарканд. Эти поезда фрахтовались в период летних каникул.

Сегодня мы можем объединить усилия Казахстана, России, Киргизии, Узбекистана. Алматы можно сделать транзитным городом.

Предполагается, что в период Универсиады мы примем 30 тысяч туристов. Но  практически нет никакой рекламы на внешнем рынке. Туристы ничего не знают о Казахстане. Информации нет. Я предлагал перед Азиадой организовать тур для мэров Осло, Копенгагена, Хельсинки, Стокгольма. В этих странах развиты зимние виды спорта. Гостиницы готовы были принимать, МЧС готовы были организовать полеты на вертолетах. Предлагал договориться с Узбекистаном, организовать для них тур из Алматы в Самарканд и Бухару. Представляете, какой поток информации о Казахстане был бы».

Картинки по запросу универсиада

Картинки по запросу поезда дружбы

Жумат Марденов

«В Казахстане можно было бы сделать дискомфортный экстремальный туризм. Предлагал пробный тур Боровое - Баянаул на верблюдах, лошадях. Чтобы медики и охрана были. По дороге делать зеленые стоянки, готовить еду. Чтобы турист понял кочевой образ жизни, прочувствовал.

В 2006 году предлагал в рамках ШОС объединить усилия по Шелковому пути. Некому заниматься. Вроде в этом году Алматинское управление туризма начали какую-то деятельность, организовали аул кочевников, принимали там венгров.

Алматы мог бы быть транзитом между Иссык-Кулем и Россией. Россия – это те же деньги, а «западник» к нам нескоро придет. Можно было бы поработать совместно с районами Восточного Урала, Западной Сибири. Создать совместные фирмы, холдинг, консорциум. Чтобы приезжали в Алматы и отсюда разъезжались.

Узбекистан будет участвовать в ЭКСПО, и они хорошую идею предлагали раньше: чтобы турист вылетал из Алматы в Самарканд и вечером возвращался тем же самолетом. А теперь предлагают, чтобы люди, приехавшие на ЭКСПО, могли вылететь в Ташкент, Бухару и Самарканд чартерным рейсом на день-два.

Недавно читал в новостях, что наш Комитет по туризму предлагает организовать Каспийский круиз. Эта идея звучала ещё в 2005 году. Астрахань – Актау – Красноводск – Тебриз – Дербент – Баку. Но пока это все только разговоры».

Картинки по запросу боровое

Картинки по запросу экспо

Замир Каражанов, политолог, главный редактор Информационно-аналитического центра Caspian Bridge.

«Российские автолюбители начали чаще пересекать границу с Казахстаном. Россияне, например, любят кататься по Мангышлаку. Конечно, автотуризм – это не та сфера, где могли бы заработать турагентства. Но с другой стороны, надо понимать, что если нельзя противиться бунту, то лучше его возглавить. Надо присоединиться к этому тренду автотуризма, дикого туризма. Надо использовать его и на этой волне очень хорошо можно поднять местный туризм. Именно эта группа туристов может сформировать хорошую рекламу для Казахстана в интернете.

Отечественный турпродукт дорогой?  Автотуризм здорово компенсирует этот негатив. Есть машина, есть относительно открытые границы – можно двинуться в путь за приключениями и ощущениями.

С нашей стороны мы могли бы разрабатывать маршруты для автотуризма, строить дороги, кемпинги и прочую сервисную инфраструктуру, бороться с произволом полицейских на дорогах».

Картинки по запросу мангышлак

Картинки по запросу автотуризм

Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане

«На мой взгляд, мы должны работать не с дальним зарубежьем, а именно с соседями. Надо перестать быть высокомерными и ждать жителей Нью-Йорка и Парижа. К нам никто не рвётся смотреть нашу «непревзойденную» архитектуру. Надо быть реалистами».

 

Андрей Михайлов, географ, журналист, фотограф, редактор, путешественник-исследователь, действительный член Русского географического общества.

«Как географ, я считаю, что в Казахстане может быть лишь очень специфичный туризм, не массовый. Больших дивидендов от него быть не может. У нас очень немного достопримечательностей. Они все рассеяны на огромном расстоянии. Этот посыл развивать туризм звучит давно, но турист так и не идет. И с какой стати?

Хотя страна красивая, но здесь должен быть очень дифференцированный, очень специальный туризм. Для штучных туристов, которые знают, чего именно они хотят».

Олег Белов, обозреватель и автор республиканских изданий «Аргументы и Факты - Казахстан», «Ветер странствий», «Мир путешествий», режиссер, участник Валихановской экспедиции.

«У нас не хватает манифестов, туристических брендов, креативного  подхода. Казахстан – это страна контрастов в хорошем смысле. И впадина Карагие, и пик Хан-Тенгри, и жара, и холод. Мы эти контрасты можем преподносить в выгодном свете.

Казахстан – это самая большая страна, не имеющая выхода к морю. Астана – это самая удаленная столица от моря. И там самый удаленный океанариум. Иртыш – самый длинный приток в мире. И это можно преподносить как бренды, чтобы люди понимали, что они едут не просто в какую-то страну.

И если говорить о брендах и изюминках, которые мог бы преподнести Казахстан, то я думаю что это Байконур. Только Казахстан может предложить взглянуть на запуск ракеты с уникального космодрома. Для Алматы можно было бы раскрутить места, связанные с Виктором Цоем.

Продавать нужно не природные ресурсы, а возможность ими любоваться».Картинки по запросу байконур

Картинки по запросу цой алматы

Антон Морозов, кандидат политических наук, политолог.

«Что касается вопроса о руководстве туристической отраслью и создании отдельного министерства, то мне кажется это необязательным условием, поскольку специфика государственного управления в Казахстане такова, что этот государственный орган сосредоточится на вопросах лицензирования и контроля, а не на стратегическом развитии отрасли.

На мой взгляд, лучше создать организацию по типу Ростуризма и Azerbaijan Convention Bureau. Что-то вроде Национального офиса по туризму. В международной практике такие организации называются Destination Management Organization. Они выполняют такие функции как информирование туристов, поддержка продавцов  услуг, содействие туристическому бизнесу в поиске потенциальных клиентов и продвижении услуг, и сами участвуют в создании полного цикла туристических услуг.  Национальная палата предпринимателей «Атамекен» озвучила похожее предложение».Картинки по запросу ростуризм

О научных исследованиях и статистике

Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии».

«Несколько лет назад, в 2006-2010 гг. одна из исследовательских компаний, которая занимается туристической аналитикой, изучала туристическую привлекательность Казахстана за рубежом. Стоит отметить, что были проанализированы интересы туристов из Европы и Азии. Что получилось? Основным сегментом европейских предпочтений оказался пляжный туризм – 32%, комбинированные туры на втором месте  – 20%, на третьем - городской туризм – 14%. Предпочтения азиатского туриста разительно отличаются: лидируют комбинированные туры  – 50%, городской туризм предпочтителен для 18%, пляжный - только для 15%».Картинки по запросу пляжный туризм

Юрий Тлеумуратов, директор Палаты предпринимателей г. Алматы НПП РК «Атамекен».

«На сферу туризма приходится 7% мировых инвестиций и 11% мирового совокупного дохода. Получается, что туризм все-таки очень высокодоходный вид бизнеса.

Есть рейтинг конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий. В 2015 г. в нем оценивалась 141 страна по 14 параметрам. Казахстан занял 44 место. Вроде бы неплохо. Но есть такие показатели: по приоритетности туризма 84 место. По международной открытости Казахстана 124 место, по туристической инфраструктуре 81 место, по природным ресурсам 111 место, по культурным ресурсам и инфраструктуре для делового туризма – 101 место».

Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане.

«К нам в среднем приезжает 55 тысяч туристов в год. Не тех, кого на пограничном контроле записали туристами, а тех, кто приехал именно с туристическими целями. В прошлом году у нас было 70 тысяч. Рост в основном за счет того, что у россиян нет денег, введены ограничения на некоторые маршруты. И вот они поехали на Алаколь и Балхаш».

Картинки по запросу алаколь

О китайских туристах

Юрий Тлеумуратов

«Дорожную карту, план действий по туризму сделали, разбили на несколько блоков. Выяснили, что особо показывать-то и нечего. Представлено неинтересно. Полтора миллиарда населения Китая могли бы заполонить нас. Что им интересно? Казино, шоп-туры, исторические места с артефактами коммунистической эпохи. Но к этому нужно что-то добавить, а не просто азартных китайцев привезти в казино. Почему-то наши консульства и посольства за рубежом не выдают визы без личного присутствия заявителя».

 

Адиль Каукенов, политолог, L.L.M., генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества CHINA CENTER.

«Сейчас тренд – говорить о китайском туризме. Согласен с тем, что в Казахстане множество привлекательных мест. И вот мы говорим о холодной погоде в Астане до -50градусов. В пример приведу китайский Харбин, где тоже морозы минус 45-48градусов зимой. Именно в этот период в Харбин наблюдается особый наплыв туристов зимой. Почему? Потому что китайцы используют свои особенности очень успешно, умело. Устраиваются  ледовые шоу. Людям, которые никогда не знали, что такое мороз, это все диковинка.

Китайцы – народ азартный. Именно поэтому в Китае есть только одно место, где можно поиграть – Макао. Там очень дорого. Это тоже сдерживающий фактор. Граничащие с нами провинции готовы ехать в Казахстан, потому что Макао для них далеко и дорого».

Об ЭКСПО 2017

Марат Шибутов

«Как член совета ЭКСПО должен сказать, что в сентябре завозили 100 зарубежных туроператоров, 200 наших. Сделали им пять инфо-туров: Золотое Семиречье, Западное кольцо Казахстана, Восточный и Северный Казахстан, Шелковый путь, Оазисы степей Казахстана.

В рамках ЭКСПО ожидается большой толчок в сфере туризма. Сделаны покупки групповых туров. Даётся реклама в National Geographic, ТАСС. С  Google и The New York Times работа ведется. Отдельно работа идет с НПП отрабатываются все вопросы, вплоть до пунктов зарядки сотовых телефонов.

Разработаны 73 туристических маршрута по уникальным местам Казахстана. 
Цена туров определена. Эконом пакет от 40 тысяч на 3 дня: трансфер, хостел, питание, услуги гида, входные билеты на выставочный комплекс. Специальная миссия ЭКСПО проехала по 14 регионам России.

По последним данным, 55 заявок на 677 тысяч билетов уже поступило на посещение ЭКСПО. Миллион посещений мы наберем. Хотим, конечно же, пять миллионов. Из них мы постараемся получить 300 тысяч иностранных туристов в Казахстан».

Картинки по запросу экспо

О  Каспии

Лидия Тимофеева-Пархомчик, старший эксперт Евразийского научно-исследовательского института.

«У Казахстана море есть. Но проблема в том, как его использовать. Насколько возможно развить отдых на Каспии, круизный отдых, в частности? В 2005 г. данная тема поднималась на межгосударственном уровне. Даже был выделен российской стороной теплоход, который вмещал в себе потенциально 600 пассажиров. Был пробный тур. На этом все благополучно закончилось. Теплоход заржавел. В августе этого года опять Россия объявила о том, что запускается строительство судна на 350 пассажиров, которое заменит утраченный теплоход. Строительство будет завершено в 2019 г.

Банально, но нет судна, которое бы возило людей, нет инфраструктуры, которую представляешь, когда слышишь «морской круиз». Не каждый порт способен принять судно подобного тоннажа. Есть вероятность, что порт Актау не сможет его принять.

Что касается вообще туризма на Каспии, то у нас даже есть отели, но отзывы о них низкие. Побережье Актау, кроме зоны «Кендерли», не приспособлено для отдыха туристов. Атырау даже не рассматривается. А до «Кендерли» нужно ещё как-то добраться. Маршрутных автобусов туда нет. Нужно прибегать к услугам частников. Ну и большие претензии по уровню сервиса».

Картинки по запросу каспий

О негативных последствиях развития туризма

 

Андрей Михайлов, географ, журналист, фотограф, редактор, путешественник-исследователь, действительный член Русского географического общества.

«Туризм с одной стороны дает деньги, а с другой стороны имеет разрушительный потенциал. Природа разрушается, как только становится объектом туризма. Вот пример: упадок острова Пхи-Пхи начался, после того, как вышел фильм с Ди Каприо. Туроператоры ищут места, которые могут привлечь своей нехоженностью. Через два года это место начинает разрушаться от экологического давления. Это один момент.

Второй – разрушительная сила туризма для культуры любой страны. Мы не говорим об этом. А во всех туристических странах Азии появляется яркий заметный слой детей-попрошаек. Еще один момент: как только объекты культа становятся туристическими объектами, они перестают нести вот эту свою глубинную функцию центров силы, центров поклонения.

Нельзя туризм воспринимать однозначно положительно. Как только страна садится на иглу туризма, она оказывается на коротком поводке у мировых лидеров, становится очень послушной. Пример – Турция и Египет. При современных технологиях очень просто испортить имидж страны и автоматически лишить ее доходов от туризма, к которым она привыкла».

Картинки по запросу +-

Антон  Паравозов