«Мы с тобою отныне бескрылые птицы
А птенца далеко унесли в камыши…»
За железной решеткой, в стужу и холод, зной и пыль, под прицелом дула автомата конвоиров, под собачий вой в неволе работали женщины с немым вопросом в глазах «За что?», с мыслями о доме, о детях, с беспокойством о том, что ждет в будущем, с глазами обреченных и потерянных.
АЛЖИР — Акмолинский лагерь жен изменников Родины — крупнейший женский лагерь на территории СССР в эпоху тоталитаризма. Не совершив никакого преступления, женщины должны были отбывать наказание за то, что были матерями, женами, сестрами, дочерьми тех, кого обвинили в измене родине.
Сегодня на том месте находится музейно-мемориальный комплекс АЛЖИР. Открывается мемориал «Аркой Скорби». Она символизирует встречу двух миров — живых и мертвых. Проходя под аркой, нужно склонить голову в знак почтения. В непогоду в конструкциях арки слышатся вздохи и шум ветра — словно голос времени, голос истории.
Основная экспозиция музея состоит из двух разделов. Первый раздел — экспозиция «Алаш», посвященная политической истории Казахстана XIX—XX вв.
В центре зала композиция — «Цветок жизни». Цветок пробивается сквозь камень, говоря о том, что, несмотря на многие ужасы и беды, жизнь продолжается.
Подняв голову, Вы увидите композицию «Свобода и неволя». Композиция представляет собой силки, внутри которых 15 голубей бьются крыльями в надежде взлететь.
Второй раздел полностью посвящен истории Акмолинского лагеря жен изменников Родины. Экспозиция в большой части состоит из фотографий, документов, воспоминаний, личных вещей узниц АЛЖИРа и их детей. Здесь представлены: инсталляция «Оковы» с подлинной дверью следственного изолятора 30-х годов, диорама «АЛЖИР», повествующая о трудовых буднях узниц лагеря, реконструкции фрагментов лагерной швейной фабрики, кабинета следователя и барака.
6 января 1938 года в Акмолинский лагерь прибыла первая партия женщин с детьми в возрасте от одного до трех лет. Лагерь состоял из нескольких саманных бараков, четырех вышек и колючей проволоки. В течение двух месяцев заключенные прибывали непрерывно. Женщин привозили в АЛЖИР со всех концов страны: из Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Средней Азии. Мест для женщин-заключенных не хватало. И вновь прибывшие сами строили себе бараки в пургу и метель, жару и дождь, устанавливали в них нары. Вместо матрацев бросали на деревянный настил солому.
Среди узниц АЛЖИРа были широко известные в Союзе певица Лидия Русланова, актрисы Татьяна Окуневская и Наталья Сац, Рахиля Плисецкая, известная писательница Галина Серебрякова, жены поэтов и писателей, жены государственных деятелей Азиза Рыскулова, Гулжамал Майлина, Гуляндам Ходжанова, Зуфнун Нурмакова, Аиш Кулумбетова, Фатима Дивеева, Елизавета Садвокасова и другие. Известные или неизвестные — они все пострадали безвинно и заслуживают того, чтобы о них помнили.
Рахиль Плисецская с детьми
Об одном дне жизни АЛЖИРа дает полное представление масштабная диорама музея. Фигурки узниц, вооруженный конвой, лающие собаки, вокруг бескрайняя степь с блюдцами озер, а над всем этим голубое небо Казахстана.
Нет в мире горя страшнее, чем горе матери, которую лишают своих детей. Практически все «АЛЖИРки» прошли через это. У арестованных женщин отбирали детей и направляли младенцев в ясли и детдома Наркомздрава, детей от 3 до 15 лет — в детские дома Наркомпроса, а подростков с 15 лет признавали «социально-опасными» и подвергали репрессиям или помещали в спецучреждения. В экспозиции музея представлены фотодокументы, письма детей — пронзительные свидетельства страшных лет.
Дети АЛЖИРа
Письма детей
Вины за собой мы не знаем,
Нам каяться было не грех…
Но все же беду нашу злую
Расскажет же кто-то для всех…
Прошло уже не одно десятилетие, как исчезли с лица земли деревянные бараки и конвоирские вышки, обнесенные колючей проволокой, а село обрело новую жизнь и новое имя — Ақмол — ни чем не напоминающее о тех страшных годах. Но о них, «женах», здесь не забыли. Память о жертвах трагедии сохранили для потомков. Для потомков и тех, кому довелось пройти через все ужасы тюрьмы и ада лагерных этапов.
Стена памяти жертв политических репрессий
Алена Демченко