kk
Default banner
Аналитика 
541 постов366 подписчиков
Анализируем обо всем понемногу.
0

США в Центральной Азии: вижу цель, не вижу преград.

Несмотря на то, что регион Центральной Азии рассматривается многими экспертами как периферия мировой политики и экономики, тем не менее, в последние годы к региону благодаря его богатым природным ресурсам, стратегическому расположению, экономическим, транспортным и логистическим возможностям для развития, устремлены взоры многих мировых и региональных держав. В результате активизации внешних игроков вокруг Центральной Азии формируется новая геополитическая конъюнктура.

Естественно, что у каждой из них присутствует свой интерес. Так, для России регион представляет собой часть ближнего зарубежья и постсоветского пространства, в котором она пытается восстановить свое влияние. А для США регион дает возможность для продвижением концепции «Большая Центральная Азия», гдеАфганистан рассматривается как часть региона. Китай, в свою очередь, предпочитал выстраивать отношения на двусторонней основе, не проявляя до недавнего времени особого интереса к выработке регионального подхода. В результате отсутствия региональной структуры, объединяющей центральноазиатскую пятерку, на этом географическом пространстве образовалась целая мозаика различных интеграционных и диалоговых платформ типа «Центральная Азия +…» и прочих.

Несмотря на то, что в перид с 2004 по нынешнее время были созданы различные форматы взаимодействия сильных стран мира сего со странами Центральной Азии (Япония, Республика Корея, Россия, США и Китай), принципы сотрудничества кардинально отличаются. Внешне дизайны этих форматов одинаковые, но их содержание и модальность кардинально отличаются друг от друга. И это во многом связано, так сказать, с «перетягиванием каната» в рамках пресловутого геополитического треугольника США-РФ-КНР, где для США «5+1=5», для России «5+1=6», для Китая «5+1=x».

Если на это все посмотреть с точки зрения географии, то мы видим, что США территориально сложнее всего поддерживать взаимодействие с регионом. Исходя из этого Вашингтон вынужден прикладывать значительные усилия в свою работу, иногда прибегая к нестандартным, а порой и к нечестным методам. Пример этому попытки (хоть и теневые) США провести «кровавый январь» в Казахстане в начале 2022 года.

Кроме того, история говорит о том, что Вашингтон никогда не останавливается под давлением внешних факторов, и уж тем более, когда его пытается кто-либо остановить. А формат ведения дел у «звездно-полосатых» едва ли способен выдерживать критику. Поэтому если Штаты нацелены на форматизацию Центральной Азии по-своему, они на многое готовы ради достижения цели. И это очередной повод для напряженности в итак не самом спокойном регионе.