kk
4

Сплит: по-настоящему богатый внутренний мир

Автор и режиссер фильма «Сплит» М. Найт Шьямалан уже подарил кинематографу такие шедевры как «Шестое чувство» и «Неуязвимый», «Знаки» и «Таинственный лес». Зритель был вправе ожидать от него новой прекрасной картины и, похоже, Шьямалан не подвел, хотя и заявил, что это были самые трудные съемки в его жизни.

Герой «Сплит», Кевин, страдает от диссоциативного расстройства личности и вмещает в своем сознании 23 личности. Средь бела дня он похищает на улице трех девушек, которым предстоит томиться в подвале в ожидании прихода 24-ой личности– очевидно, самой неприятной.

Тема раздвоения личности, и ее логическое продолжение – множественное расщепление личности, для кинематографа далеко не нова и уже изрядно заезжена. Здесь можно вспомнить ряд успешных работ («Бойцовский клуб» как минимум), но было еще и множество проходных. Множественность личностей встречалась реже, поскольку для авторов оказывалась несколько сложной. Шьямалан отдает должное предшественникам. Например, в комнате психиатра Кевина есть книга «Sybil» - так назывался фильм 1976-го года про девушку со множеством личностей (один из самых ранних по теме). Один из самых известных реальных случаев диссоциативного расстройства личности – история Билли Миллигана - была описана в книге Дэниела Киза. Билла даже оправдали в ограблениях и изнасилованиях, признав, что злодеяния были совершены не той личностью, которую судят – это был первый подобный прецедент. Кстати, герой фильма имеет 24 личности, также как и Миллиган.

Но Шьямалан все-таки нашел оригинальный ход даже в такой избитой завязке. Он добавил новую деталь о том, что разные личности не только обладают разными психотипами, но и меняют физиологию организма. Т.е. человек в разных появлениях сознания изменяется телесно. Например, одна личность может страдать диабетом или даже не иметь зрения, в то время как другие чувствуют себя совершенно нормально. Сознание, таким образом, оказывается способно влиять на организм, перестраивать его работу, и открывать скрытые способности. Уже начинает отдавать супергеройской темой? Действительно тема разных личностей, меняющих физиологию человека, уже давно осваивается миром комиксов. FX в сериале «Легион» как раз сейчас экранизировал одну из таких историй.

Из под пера Шьямалана в данном случае вышла совсем не комиксная история, полная драматизма и, качественного сюжетного развития. Очень в частности порадовал и второстепенный сюжет о детстве одной из похищенных девушек – автор очень аккуратно рассказал эту историю, оставляя множество недосказанности и намеков и органично вплетая ее в главный сюжет (наблюдать за тем как Шьямалан работает с подтекстом одно удовольствие). Да и взаимодействие личностей Кевина  и их раскрытие тоже выглядит очень интересно – все таки это оригинальная история, а не экранизация и автор поработал с ней на славу. Драматическая часть повествования вообще подана органично, без надрыва и плаксивости. Однако, все равно, быстро понимаешь, что на волне ажиотажа по героям комиксов, Шьямалан решил вспомнить славные деньки «Неуязвимого», и такие подтексты как «суперспособности» и «супергерой», потихоньку пробиваются в историю и сдержать их невозможно. Маленький Кевин даже фигурировал в фильме «Неуязвимый» - Брюс Уиллис тогда прошел мимо Кевина и его матери в сцене у стадиона и почувствовал суперчутьем жестокое обращение с детьми (прямо перед встречей с торговцами наркотиками). В «Неуязвимом» Шьямалан далеко опередил тренд и показал, что он может делать качественное кино даже в супергеройском жанре, и по сей день это вероятно один из самых лучших фильмов тематики и при этом абсолютно оригинальный.

Один из недостатков сюжета очень характерен для автора: некоторое провисание интенсивности и уровня напряжения в середине картины. Шьямалан создает прекрасные завязки, и уже доказал свою собственность неожиданно выворачивать историю в последних сценах. «Сплит» в этом плане не стал исключением. Однако в какой-то момент посередине между яркими эпизодами зрителю, возможно, захочется прикорнуть. Но, тот кто уже знаком с работами Шьямалана, наверняка, этому затягиванию не удивится. Хотя на первый взгляд автор все делает верно: история движется, в ней есть хорошие ходы, но некоторое время это больше не выглядит ново и интригующе. Потом правда будет эффектный конец, и все пойдут домой с хорошим впечатлением (наверняка).

Джеймс МакЭвой попал на главную роль, потому что создатели фильма не смогли заключить контракт Хоакином Фениксом, изначальным кандидатом. Хоакин действительно выглядел очень перспективным исполнителем роли Кевина. В целом МакЭвой смотрится неплохо и создает хороший неординарный характер. Лишь иногда, кажется, что некоторые из личностей получаются не слишком убедительными. На удивление неплохо смотрелась Аня Тейлор-Джой. Кстати, возможно, некоторые заметили и самого Шьямалана в эпизодической роли охранника любителя нездоровой пищи.

Хочется отметить интересную операторскую работу Майка Гиулакиса, которого Шьямалан присмотрел после фильма «Оно». Хотя фильм не содержит значительных триллерных элементов и монстров, атмосфера создана нагнетающая и легко уводит зрителя в пугающий мир Кевина.

В итоге можно сказать, что М. Найт Шьямалан вновь создал хорошую примечательную картину, которая станет достойным пополнением его фильмографии (он на самом деле далеко не всегда справляется с работой так хорошо). Завязка на продолжение тоже оказалась крайне неожиданной и многообещающей. Придется с нетерпением ждать нового фильма.