kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
6

Спасите культуру от Министерства культуры

Ну что же, продолжу свои исследования и перейду от, в общем-то, субъективных оценок, к объективным, а именно к цифрам.

Как и во всех прочих случаях, искать информацию о бюджете «Казахфильма» оказалось занятием бесполезным и это мне особенно непонятно, поскольку он существует в организационно-правовой форме акционерного общества со стопроцентным участием государства, а это значит, что у него есть Совет директоров, в состав которого должны входить как представители Комитета государственного имущества Минфина, так и представители МКС.

Кроме того, принципы корпоративного управления подразумевают прозрачность и публикацию аудированной финансовой отчетности акционерного общества в средствах массовой информации. Об этом гласит не только Закон «Об акционерных обществах», но и Устав АО «Казахфильм» подпункт 51 пункта 14 которого гласит: «Общество публикует годовую финансовую отчетность (за исключением пояснительной записки) и аудиторский отчет в средствах массовой информации, тираж которых превышает 30 тысяч экземпляров не позднее 30 календарных дней после ее утверждения Общим собранием акционеров». Кому интересно, почитайте Устав «АО «Казахфильм» здесь: https://kazakhfilmstudios.kz/company/corporate_governance/pdf_corporate_governance/Charter.pdf

Возможно, что в «средствах массовой информации, тираж которых превышает 30 тыс. экземпляров», финансовая отчетность Казахфильма и опубликована, однако почему она не размещена на официальном сайте акционерного общества? Почему ее нет на портале e-gov или на сайте KASE, например?

Этот вопрос я адресую председателю Совета директоров общества – вице-министру культуры Дауешову Нуркисе Муратовичу и члену СД Тойбаеву Амангельды Сагынбаевтчу – руководителю управления по работе с негосударственными юридическими лицами с госучастием КГИП МФ, поскольку именно они больше чем кто-либо другой должны радеть за государственные интересы и требовать от правления соблюдения норм законодательства.

Кроме Дауешова Н.М. и Тойбаева А.С. в состав совета директоров АО «Казахфильм» входят Сеитова К.К. – директор департамента юридической службы МКС РК, Косубаев Е.М., Шукенов Б.К., ну и, разумеется, Асенов А.Т.

Таким образом, констатирую факт отсутствия на официальном сайте АО «Казахфильм» отчетов о его финансовой деятельности и расходах на текущий год.

Жаль, конечно, ибо было бы намного проще оперировать цифрами бюджета, но, как и всегда, на выручку приходит портал государственных закупок, который традиционно проливает свет на некоторые расходы АО «Казахфильм».

Не буду отвлекаться на «мелочи», не хватит никакого времени исследовать все, размещенные на портале ГЗ конкурсы Казахфильма, остановлюсь на тех из них, которые показались мне, мягко говоря, интересными.

Во-первых, конкурс на приобретение дизельного топлива для котельной Казахфильма. Да, у Казахфильма имеется собственная котельная, которая отапливает весь комплекс зданий и сооружений, находящихся на его балансе.

21 декабря 2018 года АО «Казахфильм» в лице некой Климовой Л.И. заключает договор № 523-2018 о приобретении 167 790 литров солярки для отопительного сезона 2018-2019 года. Закупка была осуществлена с применением способа из одного источника по несостоявшимся закупкам.

Трудно судить о том, по какой причине мог быть объявлен несостоявшимся предыдущий конкурс, также трудно удержаться и от мысли типа: «Не было ли в этом корыстного умысла?» Однако, имеем что имеем: купили из одного источника и у некоего ТОО «PETROMOBIL INVEST» в лице г-на Шумик Юрия Андреевича. Откровенно сказать, мысль о том, что закупку «вели» к одному источнику намерено возникла у меня после того, как я, изучив портал государственных закупок, обнаружила объявление о закупке зимнего дизельного топлива учебно-образовательным центром «Бобек», который в декабре 2018 года приобрел его у того же самого поставщика по цене 215 тенге за литр, тогда как АО «Казахфильм» заключило договор по цене 253 тенге за 1 литр. К слову, общая сумма договора - 42 450 333 тенге.

Если умножить разницу в цене закупки литра топлива в 38 тенге (253-215=38) на 167 790 литров, которые приобрел Казахфильм, получаем 6 376 020 тенге разницы.

Мне довольно трудно понять и цель, с которой Казахфильм приобретает дорогостоящее зимнее дизельное топливо для отопления помещений. Например, Отдел земельных отношений Талгарского района в том же декабре 2018 года приобретает для этих же целей межсезонный дизель стоимостью 185 тенге за литр, Айтекебийский районный центр занятости и социальных программ также приобретает межсезонное дизтопливо на отопительный сезон по цене 175,8 тенге за литр, а КГУ «Управление обеспечения мобподготовки и территориальной обороны» аппарата акима Алматинской области для целей отопления административных зданий покупает летнюю солярку по цене 197,9 тенге за литр.

Тут уж, как говорится, почувствуйте разницу, а она исчисляется суммой порядка 10 млн.тенге.

Кроме того, что меня удивила цена одного литра дизельного топлива, меня поразило его количество. Я много времени провела на портале государственных закупок прежде, чем нашла сопоставимые по объему с казахфильмовскими государственные закупки и это оказались закупки Государственного национального природного парка «Бурабай» УД Президента РК, который в декабре 2018 года приобрел 170 799 литров дизтоплива. Согласитесь, никак нельзя сравнивать потребность в топливе целого природного парка и АО «Казахфильм».

Я подозреваю, что Казахфильм серьезно завысил объем закупаемого топлива и убеждена: каждый здравомыслящий человек, усомнится в том, что киностудия действительно расходует на отопление своих площадей 23 970 литра дизтоплива на сумму 6 064 410 тенге ежемесячно или 791,4 литра на сумму 200 240 тенге ежедневно.

Помимо расходов на приобретение солярки нужно обратить внимание и на договор, подразумевавший прокладку газопровода на сумму 15 505 060 тенге.

Согласно договора № 471-2018, заключенного между АО «Казахфильм» и ТОО «Даму Констракшн» в октябре 2018 года работы должны были быть завершены 31.12.2018 года. Я не специалист по прокладке газопроводов и не могу судить о том насколько реально построить газопровод за два месяца, однако такие обязательства ТОО «Даму Констракшн» на себя взяло и, судя по размещенной на портале ГЗ информации, в установленный срок не выполнило.

Так, согласно данных портала, датой фактического исполнения договора значится 11.02.2019 года, между тем, согласно акту выполненных работ от 20.12.2018 г. работы по «строительству газопровода для газификации «Казахфильм» выполнены в полном объеме. От заказчика акт подписала Л.И. Климова, от подрядчика – Шиналиев К.Ж.

То есть получается, что в декабре 2018 года Казахфильм в лице Л.И.Климовой подписал «липовый» акт выполненных работ?

Кроме того, в соответствии с законодательством о государственных закупках поставщик, не исполнивший свои обязательства в срок, должен быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков, как минимум Казахфильм должен был подать такой иск. Судя по информации портала ГЗ, на сегодняшний день ТОО «Даму Констракшн» в Реестре недобросовестных поставщиков не состоит.

Был ли подан иск мне неведомо, также, как неведомы мне причины того, почему, заплатив за строительство газопровода 15 млн.тенге, АО «Казахфильм» продолжает отапливать свои помещения дизельным топливом на сумму 42 млн.тенге в год?

Вероятно из-за такого отношения к государственным деньгам, они и улетают в трубу.

«Отопительные чудеса Казахфильма» не единственные странности, которые я обнаружила на портале ГЗ. Такими же «чудесными» мне показались договоры на автотранспортное обслуживание.

В мае и июле 2019 года АО «Казахфильм» заключило сразу два договора на аренду автомобилей, общая сумма двух договоров – 13 805 120 тенге. Договорами предусмотрена аренда нескольких автомобилей, в том числе автомобилей бизнес-класса, а также автомобилей класса А и С в городах Алматы и Астана.

Данные договоры показались мне, мягко скажу, странными потому, что, исходя из информации, размещенной на портале ГЗ, можно сделать вывод о том, что у Казахфильма имеется собственный парк автомобилей.

Так, летом 2018 года АО «Казахфильм» заключило договор на сумму 6 млн.тенге, которым предусматривалось техническое обслуживание нескольких автомобилей, например, Mersedes BenzS500 2006 года выпуска, госномер 048 AY02, Toyota Land Cruiser Prado) 2007 года выпуска, госномер А 438 RA, трех микроавтобусов Mitsubishi Delica 1995 года выпуска и других.

Возникает вполне закономерный вопрос: зачем имея парк автомобилей арендовать авто в 2019 году?

Насколько я знаю, автопарк «Казахфильма» довольно давно находится в состоянии металлолома, отчего же он до сих пор не списан? Зачем держать на балансе вышедшую из рабочего состояния технику? Зачем было заключать договор на его обслуживание в 2018 году? Согласитесь, 6 млн.тенге деньги немалые и при желании на них можно было бы купить новый автомобиль.

И эти вопросы я адресую председателю Совета директоров АО «Казахфильм» г-ну Дауешову Н.М.

Есть еще два, довольно занятных договора о государственных закупках, которые в мае текущего года АО «Казахфильм» заключило с Министерством культуры и спорта. Предмет первого договора – проведение дней казахстанского кино в Казахстане за рубежом, сумма договора - 7 947 000 тенге, предмет второго договора – обеспечение участия казахстанских фильмов в программах международных кинофестивалей класса «А», сумма договора - 4 069 000 тенге.

Совершенно непонятно, к чему проводить дни казахстанского кино в Казахстане, однако не только это показалось мне занятным в вышеуказанном договоре.

Я уже шутила по этому поводу, однако масштаб «бедствия» свидетельствует о том, что шутки тут неуместны, ибо практически все, просмотренные мной Технические задания к конкурсным документам сформулированы Министерством культуры и спорта таким образом, что потенциальный поставщик должен самостоятельно объяснить и «актуальность» и цель мероприятия, на проведение которого объявлен конкурс.

Судите сами: «Потенциальный Поставщик при подготовке проекта концепции проведения «Дней казахстанского кино» (далее – Дни кино) должен отразить: актуальность проведения мероприятия, цели и задачи, общую характеристику, видение, ожидаемые результаты, место проведения с учетом всех необходимых подготовительных мероприятий, период отчетности и конкретные сроки их реализации, ответственных лиц.

И: «Потенциальный Поставщик при подготовке проекта концепции участия казахстанских фильмов в программах международных фестивалях класса «А» должен отразить актуальность участия казахстанских фильмов в программах международных кинофестивалей класса «А», цели и задачи, общую характеристику, видение, ожидаемые результаты, учитывать все подготовительные мероприятия, сроки представления отчетов, конкретные сроки реализации, ответственных лиц».

Обратите внимание, два этих «задания» абсолютно идентичны, изменилось только название мероприятия.

Получается такое: «Пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что», за которое Министерство культуры и спорта платит совсем не маленькие бюджетные деньги.

Относительно дней казахстанского кино скажу, что прогуглив, обнаружила информацию о проведении таковых в Монголии, Великобритании, Франции и в России. Однако в каждом из случаев мероприятие было проведено «Казахфильмом» совместно с Посольствами Казахстана в странах проведения. Какую часть нагрузки, в том числе финансовой, брали на себя Посольства? И какую часть расходов покрывал «Казахфильм»? Вопросы риторические.

А что касается участия казахстанских фильмов в фестивалях класса «А» все совсем интересно. Дело в том, что с условиями участия в кинофестивалях может ознакомиться любой желающий, соответственно подать заявку тоже можно без помощи посредника в лице "Казахфильма". Стоит ли городить такой огород и платить за него бюджетные деньги?

Кроме того, мне очень хотелось бы знать, какие фильмы и на какие фестивали заявлял «Казахфильм» в 2019 году?

Еще очень интересно было бы ознакомиться с критериями, по которым «Казахфильм» проводил отбор картин.

И, наконец, считаю, что совсем нелишним будет разобраться в том, стал ли «Казахфильм» надежным проводником казахстанских режиссеров, актеров и сценаристов в мировое кино или превратился в очередную преграду, которую без знакомств с «нужными» людьми не обойти?

Продолжение следует…

Иллюстрация из открытых источников