Всем доброго дня!
Пришла пора поделиться своими мыслями об обратной стороне социальных танцев! И вот эта часть может вызвать у кого-то из читающих противоречивые эмоции...
Часть моего опыта в этих пунктах описана со стороны преподавателя, а часть со стороны танцора. Честно говоря, поэтому и писалось долго, что сторон много, мнений много, опыта разного много... Много разных ситуаций, и не один из пунктов нельзя рассматривать с точки зрения ИСТИНЫ! Ни в коем случае, все всегда индивидуально. То, что я описал и написал - только то, с чем я лично встречался на своем танцевальном пути. Уверен, что есть люди, которые не сталкивались с подобным. На то это и есть личный опыт.
Друзья, не парьтесь сильно, если с чем-то не согласны, не беситесь, если что-то покажется вам "очень неправдой". У всех же она эта правда своя, и появляется через призму собственных переживаний. Я с удовольствием прочту ваши комментарии, если вы ими поделитесь, если поделитесь своими переживаниями, своим опытом... Это будет очень ценно для меня и для тех, кто тоже это будет читать!
Сразу оговорюсь о фотографиях, которые я тут использовал: они здесь только потому, что они красивые и не несут смысловой нагрузки (кроме фото с поддержкой). И люди на фотографиях не имеют никакого отношения к вопросам, которые тут поднимаются. Как это говорится... Любые совпадения в сюжете случайны!👀
Спасибо, Карине Аманбековой за такие крутые фотографии, которые хочется вставлять в посты, чтобы больше людей увидело такую красоту! И еще одна фотография от хорошего фотографа из Москвы Ольги Карповой. Оля, спасибо🙏
Итак, в первой части были освещены некоторое положительные моменты, а сейчас без долгой прелюдии переходим к "узким" местам. Пишу о тех же самых моментах, которые были со знаком + в первой части. Потому как говорят, что нет недостатков, есть достоинства, которых слишком много:) Ну, поехали...
1. ВОЗРАСТ.
К сожалению, в сравнении с западными странами у нас все еще немного жив стереотип, что танцы для молодых. Это выражается в следующих моментах:
- люди сами боятся подступаться к танцам. Например, часто можно услышать вопрос: "А мне не поздно танцевать? Мне уже 30!".
- В группах часто бывает так, что большинство учеников моложе 30, и если в эту группу попадают те, кому к 40, то, к сожалению большая вероятность, что более старшие уйдут, "проиграв" более молодым. Тут несколько моментов: собственные страхи ("куда мне до них!?", "блин, я на фоне молодых вообще деревяшка!", "кажется, я самый медленный в группе...", "из-за того, что мне нужно больше времени на освоение материала, группа тормозится и ребята на меня злятся..."). Иногда эти мысли являются преувеличением, а иногда имеют под собой определенные основания. Тут еще стоит заметить, что в некоторых школах ориентируются на более молодых и задорных танцоров, не учитывая некоторые особенности разных возрастных групп. Например, дают сложные поддержки, которые сопряжены с определенными физическими нагрузками, которые людям под 40 и выше уже сложно делать (растяжки, прыжки и т.д.). Или проходят на уроках сложные технические фигуры, и идут "галопом по Европам", вместо того, чтобы какое-то время уделить повторению материала, чтобы максимальное количество людей смогло сделать эти фигуры.
- на вечеринках часто можно увидеть картину, когда более возрастные танцоры простаивают: партнеры простаивают, т.к. боятся приглашать молоденьких девушек, боясь показаться неумелым, а девушки могут простаивать, т.к. мужчины часто предпочитают танцевать с теми, кто помоложе/покрасивше....
Мой опыт. Я тоже был полон подобных стереотипов, пока не увидел в Лондоне, как очень крупная женщина с дредами лет за 50 всю ночь пляшет на вечеринке. Хотя при встрече я подумал: "Зачем она здесь? Кто с ней будет танцевать???". Стереотипы упали не сразу, понадобилось еще какое-то время и танцевальные путешествия, во время которых чуть ли не на каждом шагу мне встречались моменты, которые продолжали ломать мои стереотипы.
Что делать вам? Конечно, здесь много всяких нюансов, но так или иначе встает вопрос, который могут задать те, кому за 30: "Что же делать нам? Неужели не ходить на танцы?". Мой ответ: "Обязательно ходите!" Дело в том, что за последние годы значительно сменилась возрастная картинка: если 3 года назад в танцевальных группах 70% было студенты, то сейчас студентов все меньше и меньше и все больше людей, которые уже давно работают, которые состоялись в карьере и теперь ищут для себя новых красок. В скором будущем, мы станем очень близки к тому, что происходит на мировых танцполах. А тем, кто все же сомневается, я хочу посоветовать попробовать для себя разные танцы: сальса, танго, кизомба. Все эти танцы разные и по энергетике, и по энергозатратам. Если сальса сложна, то попробуйте танго или кизомбу. Если все же сальса сложна, но вам все же хочется, то просто настройтесь на то, что вам нужно будет затратить усилия, и все будет круто!!!
А еще хочу посоветовать говорить со своими преподавателями о тех эмоциях, которые у вас есть. Часто нам преподавателям кажется, что у наших учеников вроде все получается, а потом оказывается, что у людей какие-то сложности, но они молчат об этом. Еще хуже, когда люди молча уходят, используя зачастую такие причины: "на работе загруз" и прочее... А просто в душе стресс, но вы промолчали. Постарайтесь поделиться и мы вам с радостью поможем: словом и делом....
2. ФИЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.
Ограничений по физическим данным нет, скорее есть моменты, что люди , приходящие на танцы, сами переживают и комплексуют по поводу веса, роста и т.п. И в этот момент важна поддержка преподавателей и окружения. И вот тут, к сожалению не всегда бывает все хорошо. Преподавателям не всегда хватает такта, понимания и желания помочь. Окружающим может хотеться выглядеть хорошо, и в случае, например, с крупным мужчиной/женщиной им становится дискомфортно, т.к. желание выглядеть красивым перевешивает желание помочь...
А еще бывает, когда у человека есть определенные сложности или травмы, а он об этом молчит, и вот тогда процесс обучения может быть деструктивен по отношению к телу человека. К примеру, у человека выворотные стопы, а его просят поставить стопы прямо. Он ставит, конечно и загоняет тем самым свой организм в стресс, причем стресс дичайший, когда ногам не просто неудобно, ногам больно!!! Или разучивают поддержки, а у вас в спине грыжа или протрузия. А еще бывает, что нужно делать какие-то вещи ногами, а у человека колени больные и он терпит.
Мой опыт. Лично знаю людей, которые забили на мнение окружающих и танцуют. Не переживают они за свой вес, рост и прочее. И танцуют, не просто ноги передвигают, а ТАНЦУЮТ!
По поводу вывороченных стоп у меня был опыт, и хорошо, что я заметил гримасу боли у человека. Я спросил: "Что с тобой?", а мне в ответ: "Ноги жутко болят!!!". Человек терпел усиленно, думая, что преподаватель (я) лучше знаю, как ему со своим телом обращаться... Вообще, у меня у самого стопы немного выворотные, и я научился с ними жить в танцах (не так уж это и сложно), но у меня никогда не доходило до боли, да и вообще дискомфорта не было. А тут ноги болят и человек молчит...
Что делать вам? Такие моменты всплывают не каждый день и не с каждым человеком. Это просто то, что может произойти, а может и не произойти. Так что это не повод отказываться от танцев. Важно не замыкаться в себе, поговорить с преподавателем и высказать ему свои тревоги, если он сам не замечает их. А если замечает, то будьте уверены, что он вам поможет... А вообще, еще можно забить на всех и вся, и наслаждаться процессом. Не позволяйте чужому мнению влиять на ваше желание танцевать.
Ваше здоровье превыше всего! Если у вас есть травма или какая-то особенность в организме, которая мешает вам выполнять тот или иной элемент, то обязательно скажите преподавателю об этом. Он может придумать, как вам минимизировать влияние травмы на ваше танцевание и уж точно будет держать в уме ваши особенности в процессе обучения, чтобы сохранить вам здоровье!
3. НОВЫЕ ЗНАКОМСТВА
Новые знакомства и общение - очень круто! Однако зачастую круг знакомств у людей заканчивается на ребятах из своей танцевальной школы. Этому виной пресловутая "конкуренция", которая существует между школами. Бывает так, что люди танцуют на одном танцполе и даже не знают имен друг друга, и не танцевали друг с другом ни разу. А потом встречаются на улице и в их глазах сомнение то ли здороваться, то ли нет, ведь мы то ли знакомы, то ли нет. "Конкуренция" между школами ведет к тому, что люди запираются в своих школах, танцуют только "со своими" и многие часто строят свое мнение о других школах через призму мнения своих преподавателей. Преподавателей, которые тоже люди, у которых тоже есть свое эго, у которых есть свои амбиции и т.д.
Мой опыт. Когда я начинал танцевать в 2009 году, в городе было 2 школы на слуху. Так мы все и танцевали только со "своими", более того на форумах шли "баталии", где круче и чей препод круче. Сейчас в городе школ больше, людей больше, но многие моменты похожи на то, что было в 2009. На вечеринке в TRADER VIC's могло собираться по 200 человек, но часто можно было наблюдать, как многие танцуют исключительно со своими. Но и эта картина меняется, людей "аполитичных" становится больше. Эти люди счастливые, т.к. для них нет "своих", нет "чужих", они спокойно ходят на праздники во все школы и это не может не радовать. Похожая ситуация и на фестивалях: чем чаще ты знакомишься, тем тебе легче ездить на фестивали. Есть же разница: никого не знать в Лондоне в 2010 или уже в 2014 в Берлине часть первой вечеринки потратить на приветствие старых друзей изо всех уголков мира?:)
Что делать вам? Оставайтесь выше этого. Вас разборки преподов не касаются. Составляйте свое мнение о людях и школах исключительно на своем опыте. Избегайте судить целые коллективы по одному человеку. Знакомьтесь и танцуйте со всеми, не вешая ярлыков. Это поможет вам сделать вашу танцевальную жизнь разнообразнее и более долгой, т.к. зачастую именно на разнообразии эмоций строится длительность увлечения танцами. Одной из самых частых причин оставления танцев можно назвать фразу: "Чего-то мне стало скучно". Конечно, станет скучно, если танцевать два года с одними и теми же танцорами, фигуры которых вы выучили на всю жизнь и даже, если вас разбудить, то вы перечислите все последовательности, которые есть в танце того или иного партнера (это больше к девочкам). Мужчинам же лучше танцевать с разными партнершами, т.к. это наша сила - сила ведения, которая, как мышца, мышца, которую нужно прокачивать. Танцевать с одной и той же партнершей, все равно, что работать в тренажерке с одним и тем же весом. Рано или поздно мышца привыкает и останавливается развитие. Да, и партнерши, как уже сказано выше, уже выучили все, что вы танцуете. Станцевав танец с незнакомым человеком, найдите возможность спросить его имя, с какой он школы, давно ли он танцует. Подобные вопросы позволят вам значительно быстрее сделать для себя танцпол "родным". При первой же возможности выезжайте на фестивали, участвуйте в семинарах (поверьте, ни один преподаватель не научит всему одинаково хорошо), и снова знакомьтесь, танцуйте. Мой старый знакомый сказал мне как-то: "Макс, танцы - инструмент для общения". Помните об этом.. Оставляйте свои мир широко открытым новым людям, новым эмоция, новым открытиям!
4. МОЖНО БЫТЬ, КЕМ УГОДНО
По этому пункту особо и сказать нечего. Тут все просто. Мы идем развлекаться и имеем право быть в этом тем, кем хотим. Нам не нужно рассказывать о работе, о себе, и прочем. Кто-то ведь за этим и идет. Неприятность может быть тогда, когда человек окажется не тем, кем казался...
Сами танцы очень сильно сокращают дистанцию между людьми. Если подумать, то какой шанс у незнакомого человека подойти к нам на улице впритык, обнять нас и поговорить с нами? Думаю, что большинство людей ответят, что шансов 0 (ноль). А вот в танцах процент значительно выше - где 99,9%, а то и все 100%.
На танцах наша система всех присутствующих распознает в качестве своих хотя бы с точки зрения танцев. И уже на первом занятии люди в вашей группе становятся с вами в пару, что абсолютно не плохо! Это даже круто, ведь так быстрее завязываются знакомства и это помогает быстрее освоится в обществе. Но важно помнить, что все мы разные, с разной энергетикой и со своими масками. Не нужно думать, что на танцах собираются только солнечные люди. Люди тут разные, просто хобби у нас солнечное.
Тут можно встретить и энергетических вампиров, и подавляющих личность, и хамов, и "базарных" людей и т.д. Сложность включается, когда нужно решить как вести себя с этими людьми... Послать на... , забить на них... Это, конечно можно, если вы с разных групп, с разных школ, но что делать, если вы с человеком в одной группе, а значит вам с ним вставать в пару регулярно?
Мой опыт. В моей преподавательской практике был такой случай, и решил я эту ситуацию следующим образом. Я посадил людей и мы поговорили. Перед этим я собрал информацию от других участников группы. Выявилось, что человек "ядовитый" и имеет скрытые конфликты со многими. При этом он считал себя 100% правым. Я попросил его покинуть школу, т.к. эту ситуация могла выйти вообще за рамки, когда люди перестали бы приходить, не желая сталкиваться с ядовитым человеком. Это самое радикальное решение, которое я принимал. Большинство ситуаций решалось через диалоги. А бывало такое, что люди уходили, испытывая дискомфорт из-за определенных ситуаций.
Что делать вам? В случае возникновения конфликта или непонятной ситуации в общении с танцорами в вашей группе/школе, постарайтесь его решить спокойным и мирным путем. Если же не получается, то обратитесь за помощью к преподавателю. Вы пришли получать удовольствие, а не терпеть грубость, хамство и прочие негативные эмоции. Избавьтесь от ожиданий, что все вокруг "душки", в танцах все то же самое, что и в реальной жизни, просто обертка здесь яркая. Законы жизни и общения те же самые, просто первичные барьеры уже пройдены. В танцах много улыбок, но это не снимает с нас ответственности за построение и развитие отношений. Придя в танцы, вы не обязаны стать для всех другом, совсем нет... Но вы может стать другом для многих и многие могут стать для вас друзьями.
5.ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Тут есть один аспект - для того, чтобы социальные танцы танцевать, спецподготовка не нужна. Но для того, чтобы танцевать их хорошо, нужно работать над своим разумом и телом. Социальные танцы означают, что их могут все могут танцевать. И если вначале многих это воодушевляет, то потом расслабляет. Приставка "социальные" для многих со временем становится серьезным поводом не напрягаться и не работать над собой. Люди перестают ценить свои возможности и начинают говорить: "Я это не МОГУ". Социальные танцы - это танцы на вечеринках, а не на занятиях. И вот, чтобы на вечеринках танцевать хорошо, получая удовольствия от себя и собственного тела, нужно работать над своими физическими данными.
Мой опыт. Я не фанат сильной нагрузки на тело во время занятий. У меня нет цели сделать своих учеников аналогами из фильма "300 спартанцев". Однако, хорошо, когда ты развиваешь свою, к примеру, выносливость. И можешь танцевать не в формате 10 минут танца-20 минут отдыха, а спокойно танцуешь по несколько часов и наслаждаешься процессом. А еще бывает, что люди говорят, что "не могут", а потом ты им рассказываешь историю про турецкую девушку, танцующую сальсу на протезе, и людям становятся не по себе и они молча делают то, что 5 минут назад не могли. Мы можем все и чаще всего физические данные не могут нас ограничить (в мире полно доказательств этому), только мы сами... Я тоже находил у себя такие ограничения и знаю, что с ними не всегда просто разобраться, но ведь все же возможно...
Что делать? Друзья, если уж люди с ограниченными способностями могут, то и вы тоже. Продолжайте работать над собой, ведь видя, как круто танцуют другие, мы говорим себе: "Я хочу танцевать не хуже!". Важно помнить об этом и когда лень-матушка вас накроет. Умеете делать один поворот, пора научиться делать два. Два сложно? Значит нужно разобраться почему ваше тело спотыкается на двойных поворотах, и все же сделать этот элемент. Проблемы с переносом веса в кизомбе, хватит ругать себя и свое тело: оно идеально. Попробуйте разобраться, что нужно сделать, чтобы ваше тело вас слушалось. Смотрите чаще на сильных танцоров и вдохновляйтесь ими, чтобы была энергия работать над собой дальше. Конечно, Вы не обязаны это делать... Удовольствие можно получить и, танцуя условную сальсу под условный Бамболео, но для этого разве нужно ходить на занятия?
6. М и Ж.
Это правда, что женского и мужского в танцах много. И зачастую бывает, что этого через чур много. Как это выглядит? Вот примеры:
- Зачастую партнеры, которые ходят на танцы, начав более или менее сносно танцевать, понимают, что этого достаточно, чтобы впечатлять начинающих девочек. И понеслась... Такие быстро перестают расти, зато их можно увидеть на каждом новом наборе, как охотников выбирающих новых жертв, их часто можно увидеть на вечеринках, где они охотно вытанцовывают начинающих партнерш или "объясняют азы" танцевания совсем немеющим девушкам, которые на них смотрят, как на звезд. Это не плохо и не хорошо, просто так есть. Преподов такой расклад чаще всего напрягает, ибо потом зачастую приходится исправлять последствия таких обучений, но в то же время такие "недозвёзды" помогают вытанцовывать девочек и привлекать новых партнерш в наши танцы. И тут дело выбора, каждому свое... У таких людей не видно цели круто танцевать, они "впечатлители" неопытных партнерш. Ибо им сложно впечатлить хорошо танцующую партнершу.
- Бывает и так, что как только в танцевальном мире случились романтические отношения, то влюбленные/молодожены уходят из танцев. И это тоже печально... Или перестают разрешать друг другу ходить на танцы... Или начинают танцевать только друг с другом. В Алма-Ате не так уж и много пар, состоящих в личных отношениях, и при этом продолжающих вариться в тусовке. И это тоже просто так есть... Для нас преподавателей это немножечко грустно. Хочется, чтобы люди продолжали танцевать в любом статусе, тем более, когда им это нравится. Как часто говорят ребята: "Мой парень/муж/девушка/жена против". При этом эти самые парни/девушки не хотят танцевать... А ведь люди хотят продолжать танцевать, ведь это так круто! Однако приоритеты диктуют свое. И опять-таки мы пришли к тому, что это вопрос выбора.
- Для некоторых танцы носят сугубо сексуальный подтекст. Люди ищут кого бы "склеить", "запикапить", к кому бы подкатить... И зачастую это носит форму каких-то странных телодвижений на танцполе, когда хочется попросить пойти уже уединиться где-нибудь в тихом месте. Просто на это неприятно даже смотреть, и видя это многие отказываются попробовать танцевать со словами: "Я к такому даже прикасаться не буду, что за порнуха??!!"... Грустно, но и такое бывает. Я не говорю, что сексуального подтекста нет, конечно он есть, есть флирт... Но даже сексуальный подтекст может быть высокого уровня: недосказанность в танце, незаконченное движение, загадочный взгляд, легкое прикосновение... Думаю, что это тот минимум моментов, которые могут сделать танец "между мужчиной и женщиной", и не обязательно при этом опускать все ниже пояса...
- И еще одна из форм современного общения - эмансипация. Я абсолютно ЗА сильных женщин, меня беспокоит Женщина, которая хочет быть сильнее мужчины в танце. Уверен, что в некоторых жизненных ситуациях это необходим, но зачем это в танцах? Мужчин очень напрягает, когда женщины говорят, что им нужно делать за мужчину. Женщина говорит мужчине, как быть мужчиной в танце. Однозначно согласен с фактом, что женщина лучше знает, как бы ей хотелось, чтобы к ней относились, но даже эту информацию нужно уметь доносить до партнеров. Например, фраза: "Вот тут ты делаешь не очень..." не несет в себе какой-либо полезной информации. Зато фраза: "Делая в этом моменте вот так (показать, как именно партнер делает), ты делаешь мне больно". Вот это партнеры точно поймут, а если не захотят понимать и будут гнуть свою линию, то вам не обязательно продолжать с ним танцевать... Можно и нужно подсказывать, но диктовать КАК делать...
Мой опыт. Так уж получилось, что танцы (походы в ночные клубы) сами по себе я даже в студенческие годы воспринимал, как танец, который больше для души и своего тела, нежели для того, чтобы кадрить девочек. То же самое у меня перенеслось в танцы социальные, и хотя социальные парные танцы показали, что танец может быть для двоих. Но при этом суть для меня не поменялась - не способ кадрить девочек, это способ разговора о нас с ними, но при этом не ниже пояса. В 2011 году кизомба стала для меня танцем про ЭТО! И какое-то время я даже преподавал ее так. Именно так воспринимал мой мозг этот танец до тех пор, пока мой учитель не сказал мне, что это вообще изначально семейный танец, который танцевал членами одной и той же семьи и прямого намека на СЕКС в кизомбе нет... Тогда у меня был стресс, но я с ним справился и сейчас все по другому. Я думаю, что нужно говорить людям, что танец может быть с высокими вибрациями, если бы мне сказали раньше, что кизомба другая, может быть я бы раньше сместил свои акценты. С другой стороны, все приходит в нужное время. Сейчас я всегда говорю ребятам, которые занимаются у меня, что танец - прежде всего уважение друг к другу, четкое осознание, что здесь и сейчас мы танцуем друг с другом...
Что делать вам? Для начала нужно понимать, что танцы - форма общения. И выбирать форму общения нужно сообща, договариваясь об этом на танцполе, и какую бы мы форму не выбрали, в ней нужно оставлять места для уважения друг друга. Танцы не "равно" пошлость и вульгарность. Многие получают такую картинку из фильмов....
А еще нужно понимать, что танцы не обязательно мешают личной жизни. Так бывает, что если у человека отобрать танцы и дать взамен личную жизнь, то есть вероятность, что человек потеряет больше, чем приобретет. Ведь это всегда звучит странно, когда тебе говорят, что любят и при этом запрещают заниматься любимым делом, от которого у тебя душа болит. И я не раз был свидетелем того, как люди радовались возможности вернуться на танцы после разрыва отношений.
В танцах важно, когда у всех свои роли. Мужчины ведут, женщины следуют. Так мы можем создавать неповторимый и уникальный танец, в котором будет сочетаться мужская сила, женская красота, обоюдная внимательность и желание услышать друг друга...
7. ДРУГОЙ МИР
Танцы - другой мир! Мир ярких красок, казалось бы интересных людей и событий... Однако, это может стать опасным увлечением. Опасность кроется в том, что мы этот мир меняем на мир реальный. И наше хобби превращается в наш образ жизни. Знаете как это выглядит? Через какое-то время вы обнаруживаете, что ходите в кино, походы, кафе и рестораны, театры только в компании танцоров, ваши друзья (нетанцующие) уже забыли, как вы выглядите и уже перестали вас звать на совместные посиделки, все ваши поездки - поездки по фестивалям и семинарам, вам уже не особо интересно общаться с нетанцорами... Вы 6 дней на танцах, а воскресенье снова встречаетесь с танцорами. Казалось бы, что в этом плохого? В принципе, ничего. Вот только, когда вы вынырнете из танцев хотя бы на месяц, вы обнаружите, что вокруг вас пустота, что вам уже не звонят ваши друзья танцоры (с вами же не сходишь на вечеринку, да и на занятиях вас давно не видно), вас уже не зовут участвовать в шоу-номерах и вам уже перестали высылать приглашения на вечеринки в соц.сетях. Как поется в фильм про Д'Артаньяна "... И вот среди друзей, я как в пустыне...". Оказывается, вы уже разучились знакомиться с людьми и говорить не о танцах. Печальная картина, но эта картина накрывала многих танцоров: от учеников до преподавателей. Наевшись танцами, люди выбираются из них и заново открывают для себя тот разнообразный мир, который есть вокруг нас. Снова начинают слушать что-то кроме сальсы/бачаты/кизомбы. Снова начинают ходить на встречи с нетанцующими друзьями (как же сложно/неудобно/стыдно написать/позвонить им после длительной разлуки), снова начинают ходить на выставки и прочее. Это не всегда так и не с каждым, среди нас много тех, кто умело сохраняет баланс в разных сферах и хобби, и продолжает гармонично пребывать везде....
Мой опыт. В какой-то момент обнаружил, что стал не особо интересен сам себе: перестал заниматься теми интересами, которые у меня есть (вокал, психология, собственное образование, менеджмент, маркетинг), почти не осталось в окружении не танцующих людей, как-то и танцы стали приносить мало радости (превратились в работу). 7 дней в неделю в танцах... Даже разговоры были все на тему танцев. Для меня это много, особенно, когда все вечера заняты, и ты пропускаешь все возможные концерты, футбольные матчи, интересные выступления и т.д. Подобный кризис застал меня врасплох, и был одной из причин моего 9-месячного перерыва с августа 2014. Знаю прилично примеров, когда люди уходили из танцев, "наевшись" ими. А ведь это хобби...
Что делать? Постарайтесь не терять голову от этих ярких красок. Это всего лишь хобби, которое не является поводом рвать отношения с "нетанцующим" миром. Если ваши друзья не танцуют, то это не повод перестать с ними встречаться. Хобби может приносить радость, а может стать зависимостью, которая может больно по вам ударить, как и любая другая зависимость. Есть такой термин экологичность жизни. Так вот хорошо бы, чтобы танцы были экологичными и обогащали вашу жизнь, а не делали вас беднее. Танцы полны поверхностных отношений, и все же в них есть место дружбе и любви. В них есть место красивым, волшебным и изумительным людям, их просто нужно найти в этом водовороте. Танцы могут быть одной из вишенок на нашем жизненном торте. Вишенок вкусных, ярких, но не заменяющих собой сам торт! Наш танцевальный мир сверху кажется райским, но и в нем можно немного потеряться. Ведь тут все легче, чем в мире реальном, но это только кажется...Все, как в жизни...
8. FUN
Удовольствие в танцах его много... И fun бывает разного уровня: можно просто двигаться под какую-то латиноамериканскую музыку и быть счастливым. Можно освоить несколько фигур и двигаться под сальсу и тоже быть счастливым. Можно уметь владеть своим телом и наслаждаться танцем, умея сливаться с музыкой и партнером. И тут тоже нет минусов: каждый сам выбирает форму своего наслаждения. Тут желательно понять для чего танцуем, каких результатов хотите добиться и т.д. И еще можно подумать о том, чтобы быть честным: я реально хочу этого (к примеру, танцевать абы-кабы) или мне просто лень приложить усилия. Очень много зависит от школ и преподавателей, если в школу-тусовку приходит человек-результат, то он там ненадолго задержится и наоборот, если в школу, работающую на результат, приходит человек просто потусить по фану, этот союз тоже недолговечен.
Само обучение может стать fun'ом. И это еще один путь в болото. До поры до времени будет весело, будет все устраивать, а потом опппааааа.... и оказывается, ты уже год ходишь на танцы, но как-то все еще чувствуешь себя "не оченьским" танцором. Зато было весело весь год. Это тоже одна из ловушек нынешних танцев: за fun'ом теряется та причина, по которой вы пришли в танцевальную школу: научиться танцевать! В какой-то момент вы не заметите, как танцы заменились общением. Как на занятиях пошел уклон в тусовку. Как фигуры из одного занятия в другое повторяются, но ведь вам весело, а значит это не страшно. Вы уже и забыли где вы начали и не понимаете, какой у вас уровень сейчас, но ведь и это не страшно, ведь весело же.... И не страшно, что уже прошли 1000 и 1 фигуру, а вы помните всего лишь 10 (давали их бессистемно, вот и не запомнили ничего), зато ведь весело было... Только, как мне кажется, основной fun мы танцоры должны получать на вечеринках, когда мы танцуем. Когда своим танцем мы можем рисовать музыку. Когда мы чувствуем счастье от того, что еще вчера мы не умели танцевать. Счастье - когда мы получаем кайф от самого себя, от того, что мы достигли чего-то в танцах, от того, что мы освоили основные навыки танца...
Мой опыт. До поры, до времени меня устраивал fun (и как танцора, и как преподавателя). Но около года назад я понял, что уперся и уперся основательно. Я хотел результата и хотел видеть результаты своей преподавательской деятельности. Пришлось многое поменять, чтобы получилось выстроить систему результатов не только для себя, но и для тех людей, которых мы обучаем. Многие люди часто теряют мотивацию сначала заниматься, а потом и танцевать. Причин много, но если убрать причины, к танцам не относящиеся (женитьба, переезды, здоровье и т.д.), то чаще всего можно услышать следующую причину: "СКУЧНО!". И это в сальсе, и это в кизомбе, в направлениях, где годами можно получать новые знания!?! Честно говоря, я пеняю на систему преподавания, вернее на ее отсутствие в большинстве танцевальных школ не только Алма-Аты, но и Казахстана, России, Украины, и других стран СНГ, а может и мира. Мой скромный опыт показал, что лучше всего танцуют ученики тех школ, где есть система обучения, в которой есть логика, структура и понимание как передавать знания тем людям, которые хотят научиться танцевать.
Я более, чем уверен, что в скором времени начнутся перемены и преподаватели многих наших школ возьмут за основу результат. Ведь, если взять количество людей, которые занимаются в школах и сравнить его с количеством людей, танцующих на вечеринках, а потом попробовать оценить качество знаний и технику, то цифры будут очень отличаться....
Можно задать вопрос: "Сколько людей прошло через вашу школу?". Вам могут выдать большие цифры (100, 500, 1000), и вы спросите "А скольких вы научили танцевать?". Что-то мне подсказывает, что ответ уже не будет столь однозначным, ведь есть разница между "пришло аж 40 человек на новый набор" и "Через год от этого набора остался 1 человек"... Но ведь 40 человек же прошло!;) Если
Что делать вам? Хороший уровень танцевания предполагает работу над собой, ведь это только выглядит так легко и просто. И прежде, чем останавливать свой выбор на какой-то из школ, поймите для себя, чего хотите Вы и, что из себя представляют школы в вашем городе. Важно, чтобы ваше намерение совпало с целями школы. Пройдитесь по всем школам, посмотрите на занятия, спросите у преподавателей чему они учат, сколько уровней, какие сроки? Сегодня Я сторонник того, чтобы люди в четкие сроки обучались танцам (получали знания и навыки) и всю жизнь ходили танцевать (наслаждались полученными знаниями и навыками), нежели всю жизнь ходили на уроки танцев и почти не ходить на вечеринки...
Свой рост нужно оценивать по своим успехам в танце. Успехами я называю не грамоты и дипломы, а поступательный рост. Например, через 3 месяца я умею делать вот такой объем техник, а через полгода я уже делаю больше ПЛЮС немного разобрался в стилях музыки, через год я умею делать еще больше, уверенно чувствую себя в определении музыкального стиля, умею немного расставлять акценты в своем танцевании и т.д. И при этом важно помнить, что нас в танце трое: мужчина, женщина и музыка. И каждому из участников нужно внимание. И в каждом векторе внимания лежит бесконечная возможность для развития! Мы можем развивать свое отношение с самим собой, можем развивать наше отношение с партнершей внутри танца, можем развивать наше отношение с музыкой...
9. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Есть определенные различия между длительностью пребывания в тусовке и длительностью хождения на занятия. Этот пункт перекликается с предыдущим пунктом... Существует большая категория людей, которая ходит на занятия уже несколько лет, но в их уровне нет никакого прогресса, ибо там все одно и тоже. А есть категория людей, которая походила немного на занятия и уже вовсю отрывается на вечеринках, находясь на очень низком уровне.
Обе категории две крайности: одни переварились в школах, а другие недоварились. И там, и там уровень не высок. Однако, людям это, видимо и нормально. К сожалению, подобные вещи делают танцпол значительно слабее... Но ведь мы сейчас не о танцполе говорим, верно?
Мы говорим, что можно быть в серой массе, а можно сверкать на танцполе, имея собственный уникальный танец. И уже в который раз мы приходим к необходимости выбора кем тебе быть. Я придерживаюсь мнения, что лучше позаниматься в одной школе 1-1,5 года, а потом либо сменить школу, либо начать более или менее регулярно посещать семинары, которые проводятся в вашем городе либо в соседних городах, а также выезжать на фестивали в другие страны. Тем самым вы сможете создать себе достаточно хороший и постоянный рост (при условии, конечно, что вам это надо). И это позволит вам прожить с танцем всю жизнь. Это встроится в вашу жизнь надолго и принесет вам много эмоций и радости. Вы уже женитесь/выйдете замуж и все еще танцевать будете, у вас пойдут дети, и вы все еще танцуете, уже внуки пошли, а вы все еще ходите на вечеринки. Заметьте, я говорю про вечеринки, а не про занятия...
Мой опыт. Мне повезло, уже через 6 месяцев после начала занятий, я поехал на свой первый фест. И сейчас я езжу по ним часто: езжу преподавать и езжу просто потанцевать. Какой бы повод ни был, я стараюсь попасть на классы других преподавателей, чтобы пополнить свой танцевальный и преподавательский багаж.
Что я сделал, как преподаватель? Я создал программу обучения, которая имеет уровни и сроки обучения. Это поможет людям быть в тонусе, они будут знать, что они узнают на каждом уровне, и сколько времени у них будет уходить. Такой подход требует определенных усилий от учеников, ибо теперь нет возможности сутки напролет находиться в студии и там отрабатывать, необходимо ходить туда, где играет музыка (на вечеринки) и там уже вытанцовывать себя. Плюс, занятия построены таким образом, что всегда остаются моменты, которые нужно "доходить" самому, анализировать свой танец, искать новые варианты построения рисунка танца. Да, сложнее, чем годами ходить на занятия в школу, но и результат лучше. И эффективность выше, и посещаемость круче (почти 100%). Осознанное танцевание - отличный способ узнать свое тело и подружиться с ним.
Ребята закончив курс по кизомбе, будут знать определенные техники, которые будут выступать фундаментом их танца. С этого фундамента они и начнут свое развитие, а если у них будут пробелы, то они точно будут знать где этот пробел, и смогут вернуться на занятия именно к этому пробелу. Ведь программа уже известна, и все техники расписаны.
Что делать вам? Ставьте танец в приоритет! Не занятия, не нахождение в школе, а именно танец (если, конечно вы за ним пришли). Перестаньте ждать от преподавателей, что они научат вас всему - это паразитический образ мышления. Преподаватели не могут знать все - это просто невозможно.
На занятиях получайте крепкую базу и начинайте свои собственные поиски: youtube (с ним нужно быть осторожным), семинары, интенсивы, фестивали. В сальсе, бачате и кизомбе и многих других танцах есть структура и логика, поняв которую вы сможете уже пробовать находить свои варианты продолжения танца. Ищите варианты выхода после классической сетенты (кубинская сальса), после копы (линейная сальса), после саиды (кизомба). Помните фразу Стива Джобса: "Оставайтесь безрассудными и голодными". К танцам это так же применимо!
Если чувствуете, что вам мало знаний, обязательно идите снова на занятия, повторите базу и отработайте то, с чем сложности вылезают. Вообще, на танцах важно знание азов. Чаще всего спотыкаться на сложных вещах начинаем именно тогда, когда пробелы в базе. Поэтому не стесняйтесь возвращаться в группы базового уровня, и если уж вернулись, то обнаружив новый материал, примите его в себя, ведь за этим вы и вернулись - сделать себя сильнее. Так часто бывает, что вы отходили 1 год, потом перестали ходить на занятия, а преподаватели за это время нарыли новую информацию... Чтобы следовать динамике развития танца, нужно периодически возвращаться к истокам.
10. ОДЕЖДА
Социальные танцы - свобода во всем, в том числе и в одежде. Шорты, джинсы, рубашки, футболки, комбинезоны и прочее, все это на нас во время танцев.
Свобода в одежде идет из тех стран, где эти танцы придумывались. Куба - в это стране полно клубов, где танцуют сальсу и танцуют в свободной одежде. И это круто... Но мы же не на Кубе, мы в наших странах, где встречают по одежке. Если мы танцуем на улице, то вообще нет вопросов. Но когда мы делаем вечеринки в ресторанах и клубах, то тут нужно подумать. Владельцы ресторанов и клубов чаще всего болеют за то, чтобы в их заведения люди приходили одетые "нормально", чаще всего это касается шлепок, треников, сандалий, шорт, похожих на купальные. И мне кажется, что есть в этом определенный смысл. Хорошо, когда есть разница. Разница между пойти за хлебом и пойти на вечеринку. Все одинаково доступно, но подход разный. И тут не нужно обязательно одевать платья для латиноамериканских танцев (такие с блестками) или штиблеты. Можно одеться просто и со вкусом, но это все еще будет классно выглядеть. Есть люди, которые для вечеринок покупают вещи, и делают это регулярно, но у нас у всех разные возможности: не все готовы тратить столько денег на одежду для вечеринок. Да, и не нужно это... Достаточно одеться в чистую одежду, опрятно выглядеть, вкусно пахнуть (!!!).
С девочками все же проще - их чаще можно увидеть "вкусно" одетыми. А вот с партнерами все сложнее... Мы привыкли не париться. А зря... Как-то раз мне сказали: "Макс, я не хочу с ним танцевать. Не хочу потому, что он подошел ко мне пахнущий сигаретами, неопрятно одетый, от него плохо пахнет, он помятый... Почему я должна хотеть с ним танцевать?!". Резонный вопрос, однако. Девушки наряжаются, и мне кажется, что им приятно видеть рядом с собой приятно одетого мужчину, танцевать со вкусно пахнущим партнером. Важно нам, мужчинам об этом помнить. Это про дорогую одежду, но это про опрятность, вкусный запах, внимательное отношение.
Мой опыт. В детстве я не любил выглядеть ярко (в то время со всеобщим вниманием у меня были проблемы), да и возможностей таких не было. Даже во взрослом возрасте я все еще предпочитал спокойные темные тона в одежде. С танцами все изменилось: у меня теперь в гардеробе столько ярких вещей! Когда объявляется дресс-код, и у меня есть возможность купить что-то особенное, то я беру, если возможности нет, то комбинирую наряд из тех вещей, которые есть. Поездив на фестивали и увидев, как там люди одеваются на вечеринки, а потом испытав это на себе, понимаешь, что то, как мы танцуем, влияет на наш танец. Если на тебе одеты галстук/бабочка, то это можно обыграть в танцы. Если на тебе крутая обувь, то можно это обыграть в танце... Да, и ощущения от себя самого меняются: танцевать в джинсах и танцевать в смокинге - разные ощущения! Да, и потом танцы - праздник, а в праздник хочется выглядеть хоть чуточку по-праздничному.
Есть одно наблюдение - когда мы работали в ALV, то все преподы всегда соблюдали дресс-код вечеринок - мы об этом договорились между собой. И мы стаи замечать, что подавляющее большинство ребят, которые занимались в ALV, приходили на вечеринки одетые в соответствии с тематикой вечеринки. Да, и на вечеринки без тематики приходили классно одетые. И еще раз повторюсь, дело не в брендах... Похоже, даже этот момент начинается с преподавателей.
Что делать вам? Решайте сами! Тут все просто... Вы сами решите, что для вас вечеринки. Только помните, что приятно пахнуть и быть в чистой одежде - важно! Это минимальный порог необходимого, чтобы мы все получили удовольствие от танца!
Ну, вот и все, друзья! Писалось долго... Дольше, чем я планировал. Вопросы не простые, и слишком много оттенков у каждого из них. Здесь нет истины, здесь есть рассуждения.
Что делать вам? Танцуйте и танцуйте, ибо это офигенно! Несмотря на все эти подводные камни, танцы - нереально круто! Это хобби, которое приносит много радости и положительных эмоций. Об этих "ловушках" просто надо помнить и проходить мимо них. И тогда вы будете значительно счастливее с каждым занятием, с каждой вечеринкой, с каждым новым знакомством, с каждым фестивалем, которые будут вас сопровождать в вашей танцевальной жизни! И будьте чуточку осознаннее и у вас все будет не просто хорошо, будет КРУТО!
Следующий пост будет посвящен "конкуренции" между школами... Спасибо Донату Иванову за то, что напомнил, что я уже давно хотел об этом написать. И даже картинка есть подходящая...😉