kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
2

Салафизм в Казахстане: откуда растут ноги у проблемы?

Религиозное течение салафизм, признанное во многих странах экстремистским, прочно завоевывает популярность у населения Казахстана. Законодательно оно не запрещено, однако вот уже второй десяток лет идет непримиримая борьба между салафитами и Духовным управлением мусульман Казахстана при поддержке правоохранительных органов. Даже в такой неравной борьбе салафизм не только умудряется выживать, но и широко распространяться.

Последователи течения «Салафия» в Казахстане появились в начале 90-х годов, что было обусловлено принятием закона «О свободе вероисповеданий и религиозных объединений». В те годы как грибы после дождя стали появляться клерикальные центры, строиться мечети и молельни, молодежь устремилась в зарубежные религиозные образовательные учреждения. Властей республики, занятых формированием имиджа независимого Казахстана, не особо волновало духовное воспитание населения. Канула в лету коммунистическая идеология, а в образовавшемся идеологическом вакууме прочно засели чуждые казахской культуре идеи.

Свою нишу здесь успели занять и сторонники салафизма, которые своей основной задачей считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, примесей. Они отвергают различные нововведения, призывая жить по канонам того ислама, который был во времена пророка Мухаммада (с.а.в.) и его сподвижников. Они запрещают паломничество к могилам святых, рассматривая это как поклонение мертвым. Взывание к пророку они рассматривают как одно из проявлений ширка (многобожия). Существует еще ряд принципиальных отличий салафизма от ханафитского, умеренного течения ислама.

Как признал в 2011 году пресс-секретарь Духовного управления мусульман Казахстана Онгар гажы Омирбек, распространению деятельности салафитов в Казахстане способствовали слабости казахстанского законодательства в сфере религии, а также активная пропаганда, проводимая миссионерами из арабских стран.

Вполне понятно, что пустыми призывами вступить в их ряды салафиты ничего бы не добились. Не обладая административно-контрольными рычагами, они начали применять более изощренные агитационно-пропагандистские методы работы. Стали привлекать в свои ряды религиозных деятелей на местах, чтобы те постепенно приобщали многочисленных верующих к идеям салафизма. Находили сторонников среди богатых бизнесменов, чтобы на их средства и возможности продвигать инакомыслие. Устраивали жертвоприношения, раздаривая затем мясо бедным и нуждающимся слоям населения. Одним словом, под видом семян добра сеяли смуту среди мусульман.

И вся эта работа начала постепенно приносить плоды. Число сторонников салафизма стало увеличиваться, а регионы его распространения расширяться. В настоящее время тысячи мусульман Мангистауской, Атырауской, Актюбинской областей Казахстана являются верными сподвижниками идей садафизма. Как показывает практика, за последние годы в этот список стала активно включаться и Южно-Казахстанская область, большинство населения которой проживает в тяжелых социально-экономических условиях. По имеющимся данным, очагами распространения салафизма являются город Шымкент и Сарыагашский район ЮКО.

В частности, в Аль-Фарабийском районе города Шымкент расположена небольшая мечеть Сайрам, имам и некоторые прихожане которой являются салафитами. Здесь каждую неделю исправно совершают пятничный намаз примерно 250 человек. Сторонники ханафитского толка ислама обращают внимание на то, что примерно 30-40 верующих совершают пятничные обряды нетрадиционным путем. Так, во время молитвы, они принимают позу, выпрямив спину с высоко поднятой головой, а сразу же после чтения «фарз» пятничного намаза встают и демонстративно покидают мечеть.

Отдельного внимания заслуживает имам этой мечети - 30-летний Иса- домла, который является выпускником мечети «Сарыагаш» (бывшая «Убайн ибн Кааб»). В его пятничных проповедях фигурирует много наставлений и призывов, идейно близких к салафизму. Его взгляды на жизнь и события толкуются с точки зрения раннего ислама, которого не коснулась современная цивилизация и развитие общества. Кроме того, Иса домла поддерживает активные связи с руководителями медресе «Сарыагаш» братьями Смановыми, которые занимаются отправкой казахстанской молодежи в клерикальные учебные заведения арабских стран.

Мечети «Мухаммад Кози Аль- Исламия» и «Шейх Халифа Бин Заид» в городе Шымкент также являются «логовом» салафитов. По свидетельству очевидцев, 60-70 процентов прихожан совершают намаз нетрадиционным путем и завершают молитву, не читая «сунну». При этом остальные верующие совершающие традиционные молитвы подвергаются резкой критике со стороны бородачей.

Религиозные настроения, которые царят в казахстанской глубинке, свидетельствует о том, что салафизм продолжает набирать популярность среди широких масс. А это ставит вопрос обеспечения национальной безопасности Казахстана в новую плоскость. Исходя из практики других стран, можно сделать вывод, что салафиты вряд ли ограничатся «тихой популярностью» среди бедных слоев населения. Для них цель - выйти на государственный уровень и дать своим идеям политическую подоплеку. Для этого они будут стремиться устроиться на работу в органы власти и управления, правоохранительные органы, политические партии. С этой точки зрения Казахстан ждут новые испытания, если власти не предпримут более решительных мер борьбы с салафизмом.