kk
Default banner
Разное
426 298 постов48 подписчиков
Всяко-разно
2

Сакральные тайны буквы «ё». О последней премьере юбилейного сезона

Режиссер Ерёмин и актриса Тёмкина – самый удивительный дуэт, который только может существовать в казахстанском театре.

Москвич (но когда-то игравший в труппе лермонтовского театра) Владимир Ерёмин подготовил уже свой третий спектакль для зрителей русского театра драмы в Алматы. «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта оказался самой мистической трактовкой драматурга из всех, что я успела увидеть.

 

Ерёмин и «лермонтовцы»

Предыдущие две работы режиссера в театре до сих пор в списке самых популярных спектаклей. «Пожар в сумасшедшем доме во время наводнения» (2009) и «Чудики» (2011) – постановки разные, почти полярные. Ерёмину удалось найти и третий «полюс» - его новая работа ни в чем не похожа на уже идущие в театре.

Общее все же есть – актриса Анастасия Тёмкина. Самая яркая героиня всех трех постановок. Хулиганка Ника в «Пожаре», пронзительная Вера, немая девочка из «Чудиков» и новая роль – Клара в «Визите дамы». Персонаж, вышедший, кажется, из самой преисподней.

Анастасия Тёмкина в «Пожаре в сумасшедшем доме во время наводнения»...

... в «Чудиках»...

... и в «Визите дамы»

Я склоняюсь к тому, что дуэт у Ерёмина и Тёмкиной настолько удачен оттого, что их роднит буква «ё» в фамилии. Буква практически ушедшая из письменной речи, буква редкая настолько, насколько редким бывает настоящий талант. Такой, как у актрисы и режиссера.

Мне удалось подсмотреть на репетиции, как Ерёмин работает с актерами. Он беспощаден – и к молодежи, и к звездам. Он суров, у него не может быть компромиссов, он хочет видеть свою работу идеальной. Мне шепнули, что режиссер не оставлял актеров практически круглые сутки на протяжении всего периода подготовки спектакля (он, кстати, был очень краткосрочным), но, скажу я вам, оно того стоило. Ничего, равного по эмоциональному напряжению «Визиту дамы», в репертуаре «лермонтовки» сейчас нет.

Владимир Ерёмин за работой

 

Ерёмин и Дюрренматт

Немецкий драматург Фридрих Дюрренматт написал пьесу «Визит старой дамы» больше полувека назад. У произведения вышла славная судьба – одних только экранизаций, в кино и на телевидении, можно насчитать не меньше десятка. Среди самых известных – фильмы «Визит» (1964) Бернхарда Викки с Ингрид Бергман, «Визит дамы» (1989) Михаила Козакова с Екатериной Васильевой и «Визит старой дамы» (2008) Николауса Лейтнера с Кристианой Хёрбигер (снова «ё»!).

Клэр Цаханассьян (слева направо) - Ингрид Бергман, Екатерина Васильева, Кристиана Хёрбигер

Так вот, «Визит дамы» Владимира Ерёмина имеет мало общего с перечисленными фильмами. Причем не только по настроению, но и сюжетно. Больше того – режиссер отошел от Дюрренматта и в том, что касается основного развития событий (об этом чуть позже).

Основное отличие спектакля от многих других трактовок пьесы – в выборе актеров. Исполнители главных ролей Анастасия Тёмкина (Клара) и Дмитрий Скирта (Илл) на тридцать лет моложе своих персонажей, и это отнюдь не от дефицита в театре возрастных актеров (на самом деле, я так и не успела уточнить у режиссера причину его выбора, но, похоже, что это просто из любви к упомянутым актерам).

К слову, молодых Клару и Илла зрителю уже показывали – в постановке театра Ленком. Там главные роли исполняют Мария Миронова и Александр Лазарев, и российская театральная критика не слишком доброжелательно приняла такой выбор режиссера Александра Морфова, писали даже, что его «Визит дамы» - тот редкий случай, когда молодость актрисы не украшает спектакль.

Мария Миронова (Клара) и Александр Лазарев (Илл)

Анастасия Тёмкина (Клара) и Дмитрий Скирта (Илл)

Только вот в отличие от Морфова, который осовременил действие и омолодил героев Дюрренматта, Ерёмин поступил по-другому: он состарил актеров. Точнее, полностью лишил их всяких признаков возраста, и о том, что персонажам далеко за шестьдесят, можно понять только по тексту.

 

Илл у Клары украл…

Завидую сама себе от того факта, что еще до премьеры (премьера, кстати, сегодня, 26 мая) смогла посмотреть ерёминский «Визит дамы» сразу в двух актерских составах. И очень рада за вас, если вы успели купить билеты на показы спектакля сегодня или будущую пятницу – вас ждет чудесный вечер. Если нет, торопитесь – пропустить это будет чудовищной ошибкой, и билетов уже и на июнь с каждым днем все меньше.

К действию. Оно по пьесе начинается с того, что в провинциальный город Гюллен приезжает его бывшая жительница Клара Вешер, она же Клэр Цаханассьян, богатая вдова миллиардера. Горожане встречают ее с большими надеждами на то, что их бывшая соотечественница вложит в развитие разоренного города крупную сумму денег, и Клара готова это сделать, однако выдвигает собственные условия.

Как я уже говорила, главную роль, роль Клары, исполняет Анастасия Тёмкина. Актриса проживает вместе со своей героиней великое множество воплощений – чудаковатой богачки, дряхлой агрессивной старухи, несчастной женщины, внутри которой все еще жива маленькая напуганная девочка… И уже хватило бы в спектакле одной Тёмкиной, чтобы считать его удавшимся.

Другие актеры в постановке, как и другие персонажи в пьесе – дополняют главную героиню. Ее партнер по сцене Дмитрий Скирта (Альфред Илл, бывший жених Клары Вешер) – на моей памяти впервые сыграл старика. Я люблю Скирту в первую очередь как комика, и, буду честной, слегка потеряла веру в его трагическое амплуа, особенно в свете перехода в новый театр. Только Ерёмин открывает нового Скирту: трогательного, вызывающего жалость и презрение одновременно, надрывного, словом – неожиданного.

Камилла Ермекова и Дмитрий Скирта

Возможно, я это себе придумала, но мне все же показалось, что режиссер заигрывает с самим собой. Ерёмин переписал Дюрренматта и добавил в постановку новую сюжетную линию, которая развивается между Иллом и бургомистром (его, а точнее – сюрприз! – ее играет Ирина Лебсак). Случайно или нет, но мне вспомнился треугольник из «Пожара в сумасшедшем доме во время наводнения», где в довольно интимной ситуации оказываются герои все тех же актеров – Скирты, Лебсак и Тёмкиной. Было ли это задумано изначально или нет, но аллюзия все же проглядывается. Тем более что Дмитрий Скирта и Ирина Лебсак так часто на сцене лермонтовского перевоплощаются в супругов (кроме «Пожара», также в «Ищу партнера…», «Доме», «Тартюфе»), что действие априори кажется странно знакомым.

Дмитрий Скирта и Ирина Лебсак в «Пожаре...»...
... и в «Визите дамы»

Насколько мне удалось подсчитать, в «Визите дамы» режиссер задействовал более сорока человек. Соответственно, выделять игру каждого актера становится непросто, но о некоторых умолчать просто нельзя. Например, взять такого персонажа, как учитель. В разных составах его играют Виталий Гришко и Владимир Толоконников, и если в случае с первым зритель увидит именно героя, то со вторым – получается почти моноспектакль. Не секрет, что есть достаточно крупный пласт зрителя, который идет в Лермонтова конкретно на Толоконникова. Владимир Алексеевич – звезда признанная, актер любимый, и похоже, что Ерёмин решил его «отпустить», дать свободы. То, что показывает Толоконников в одном крошечном монологе – словами не описать. За несколько минут актер перетягивает на себя все внимание, причем так, что до конца постановки, несмотря на все развитие действия, это остается в памяти. Даже на прогоне, в присутствии пары десятков зрителей из «своих», заслуженного артиста приветствовали стоя. В конце концов, Владимира Толоконникова в последнее время не столь часто можно увидеть на сцене.

Виталий Гришко

Радостным для меня было появление в спектакле Виталия Давыдова, приглашенного актера. Театралы его помнят по главной роли в комедии «Слишком женатый таксист», которую несколько лет назад в качестве режиссера ставил на сцене русского ТЮЗа Дмитрий Скирта. Давыдов играет комиссара в паре с Анатолием Креженчуковым.

Отдельным персонажем в спектакле можно считать сам город, а точнее горожан. Владимир Ерёмин пригласил в качестве художника-постановщика молодого сценографа из Москвы Валентину Останькович. И знаете, это не тот случай, когда зарубежные специалисты приезжают в Казахстан как на «халтуру». У «лермонтовских» постановщиков – Владимира Кужеля и Сергея Мельцера – есть собственный узнаваемый почерк, у каждого свой, а Валентина Останькович привнесла в театр нечто новое, примечательное, нестандартное. В ее декорациях Гюллен и его жители меняются на глазах – могут быть и радужными, и зловещими.

И снова немного о настроении. «Визит дамы» Ерёмин не закончил там, где это сделал Дюрренматт, а добавил еще немного действия в конце. А помимо действия – чего-то инфернального. От финала спектакля зритель приходит к (я бы сказала – оргазму, но текст все же о театре, поэтому…) совершенному катарсису. Потому что смесь чувств, к которым взывает трактовка режиссера, описанию не поддается. То, что оказывается на поверхности, обозначить можно, скорее всего, как паническую атаку.

Мне уже приходилось говорить, что я настороженно отношусь к приглашению российских режиссеров в казахстанские театры – печальный опыт был не раз. Так вот, Владимир Ерёмин – это совсем другое дело, он ведь почти свой, и то, что он делает на сцене театра Лермонтова – поразительно, удивительно, свежо, захватывающе. И в первый раз в отзыве о постановке я скажу вот что: возьмите с собой на спектакль цветов. Не ошибетесь.

 

Посмотреть, есть ли на ближайшие показы свободные места, можно здесь.

И большое спасибо за фотографии со спектакля Кариму Кадырбаеву (который тоже в восторге от постановки и обещает вскорости высказать в блогах собственное мнение).