С легкой руки знаменитых юмористов выражение "опиум для народа" знает и стар, и млад. Считается, что эти строки об определении религии принадлежат Карлу Марксу. Однако при более тщательном анализе трудов основоположника марксизма мы увидим, что классик имел в виду нечто другое. Во введении к своей работе «Критика гегелевской философии права» Маркс писал, что «религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Надо помнить, что в те времена восприятие слова «опиум» весьма отличалось от нынешнего. Тогда имелось в виду прежде всего лекарство, обезболивающее средство, приносящее пациенту пусть временное, но облегчение. Впрочем, вернемся в настоящее, где «опиум» считается запрещенным наркотиком, а определение «религия-опиум для народа» приобрело негативный характер, так как изображает религию наркотическим дурманом, с которым нужно бороться. Исходя из изложенных размышлений, что же все такое «религия»?
Религия, в моем понимание это- исключительно сложное явление общественной жизни и по содержанию, и по способу жизнедеятельности. Это единственное явление общественной жизни, которая утверждает и пытается обосновать существование сверх природное: богов, духов, чудес. Религия вплетена в структуру социальной жизни, проникает во все эпохи человеческого существования. Она касается жизни, интересов, слоев и групп людей. Религия возникла на базе мифологического миропонимания. Можно дать определение религии как своеобразного переламывания в сознании человека бытия, в основе которого лежит сокровенная Божественная Сущность. Для мировых религий Божественная Сущность разная. У христиан- Иисус, мусульман-Аллах, буддистов-Будда. Цель одинакова во всех религиях — возлюбить Бога. Я обычно говорю о Боге больше философски — такой подход объединяет всех людей. Т.е. моя жизнь, мой опыт, путь познания, творчество — все это должно осуществляться как связь с Богом. Тогда все становится совершенным. Однако, религия может меняться. В настоящее время она все больше превращается в политический инструмент удержания власти, как орудие понуждающее народ к покорности. Забываются истоки возникновения религии, появляются новые веяния. Например - секты, которые нередко несут в себе «неправильную религию». В связи с последними политическими событиями, религия становится спусковым крючком для розжига прений и вражды.
Я проживаю в Казахстане, где сходятся множество религий. Одна из основных это-религия ислам. Ислам самая молодая после христианства мировая религия. На фоне проповедования ислама наблюдается и другая тенденция, которая дестабилизирует социальную обстановку,- распространение радикальных и фундаменталистских течений ислама, принявших на сегодня форму религиозного экстремизма. Трагические события в Актюбинской, Атырауской, Мангистауской областях демонстрируют нам, что глобализация деятельности различных экстремистских организаций наблюдается и имеется риск угрозы для государства.
Основные идеологии, которые вобрал в себя религиозный экстремизм, звучат под лозунгами таких фундаменталистских течений, как «ваххабизм», «салафизм», таких радикальных группировок, как «Хизбут-Тахрир», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Аль-Каида», «Курдский народный конгресс», «Асбат-аль-Ансар», «Братья мусульмане», движения «Талибан», «Джамаат моджахедов Центральной Азии». В Казахстане строго запрещены деятельность данных организаций. Каждое из этих движений имеет своё отличие друг от друга, но цели в принципе одни и те же — это нетерпимость к произволу местной власти и социальной несправедливости. По сути дела, экстремисты используют ислам только как своё идеологическое оружие. Для образованных людей ясно, что религия, особенно мировая, не будет нести в себе идеологию зла, которая бы призывала людей уничтожать друг друга ради каких-либо целей и намерений.
Запретной и актуальной темой стало ношение хиджабов, паранджи и никаба в учебных заведениях, скорее их запрет. Министерством Образования уже рассматривается дополнения в Закон о «Религиозной деятельности» о запрете ношения религиозных одежд в общественные и учебные места. Т.к. Казахстан светское государство, ношение религиозной одежды не должно противоречить тому, чем именует себя Республика Казахстан. По моему мнению, в учебном заведение, в частности школах ученики должны быть равны. Если же ребенка принуждают носить хиджаб я предлагаю открыть религиозные школы, где ношение одежды будет приемлемым для их школьного устава. Так же в связи с последними террористическими актами в мире, в людях чаще всего играют инстинкты. Женщины или ребенок, облаченный хиджаб и длинное платье не несущие опасность, все равно вызовут недоверие у окружающих. По крайне мере в аэропорту их будут проверять намного дольше нежели других.
Позиция нашего государства в плане экстремизма и терроризма отрицательна. Ужесточаются законы и проверки. Все чаще по новостям показывают рейды по поимке «бородачей».
Хорошим средством для сокращения деятельности «бородачей» я считаю заявление главы Чечни Рамзана Кадырова: «Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы республики без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом. Это должны знать все, прежде чем направить оружие на сотрудника полиции или другого человека. Я никому не позволю проливать здесь кровь!». Чеченский лидер подчеркнул, что подобные жесткие действия продиктованы необходимостью предотвратить гибель ни в чем не повинных людей. Я, так же хочу подчеркнуть то, что с терроризмом нужно бороться сильными «животными» средствами. Нелюди, которые совершают террористические акты не достойны амнистии, как их семьи. Субъекты, которые считают, что «террор» это- очищение и хотят вступить на дорожку «бородачей», надеюсь в них сыграет психологический факт, того, что даже если они подорвут себя, их семьи не будут достойны амнистии и будут депортированы без право голоса. Возможно такие радикально-животные меры остановят субъектов, которые хотят вступить в «правильную религию».
Хочу подытожить все вышенаписанное такие выводом: «Религия может быть, чем угодно разных руках». Одни, оперируя ею наживают себе состояние и власть; другие, страстно постятся и проклинают при этом посты, приходят в храм и в награду за то, что постились, просят у всевышнего отомстить соседке; другие подрывают других людей, думая об очищение мира, а есть те, кто просто верят и эта вера развивает их силу духа. В идеале религия существует для поддержания веры в человеке, а как источник - для развития внутреннего сознания. Если она такова, то ни о каком опиуме речь идти не может. Истинная вера предполагает мудрость и отрицает любой фанатизм. А любая панацея есть тот-же фанатизм. Только фанатики могут, не понимая следовать какой-либо обрядности или позволять с помощью религии собой управлять. Исходя из этого, религия - не опиум для народа, низкое сознание - опиум.