В фильме нет никакого психоанализа — его содержание точно соответствует названию: не «становление», но «восхождение» — именно в том смысле, как описано в одном из эпиграфов. На экране мы видим сначала Лектера в юности — пока ещё обыкновенного ребёнка: обожающего сестрёнку Мику (этот вариант перевода её имени мне кажется более правильным), привязанного к своим родителям. Следующий Лектер в фильме — это сразу хорошо знакомый нам «Ганнибал-каннибал»: пока ещё молодой и неопытный, но полный решимости рвать и резать убийц сестрёнки. Переходного момента нет — в фильме он нарочно упущен. Сомнения Ганнибала, его становление людоедом и убийцей — всё это скрыто в непроницаемой тьме за титрами. В фильме специально подчеркивается, что другие герои — инспектор Поппиль, леди Мурасаки — тоже потеряли родных во время войны, и страдают не меньше Ганнибала. Но никто из них не выбрал путь мести и крови, хотя Лектера они хорошо понимают и ему сочувствуют. А Ганнибал на протяжении всего фильма как бы расцветает — превращаясь из приютского заморыша со злой искоркой в глазах в аристократичного красавца с зачесанными назад волосами. Волосы и одежда — внешнее отображение этого расцвета, а что касается внутреннего, то «восхождение» Лектера связано с преодолением страха. Первое убийство он совершает «на расстоянии» — с помощью приготовленной ловушки, на второе вооружается самурайским мечом. Но чем дальше, тем меньше вооружения демонстрирует Ганнибал своим жертвам: с каждой следующей он все более расслаблен и ироничен — словно кот, играющий с мышкой. Последнему убитому в фильме Лектер вообще открыто сообщает: «Я пришел за вашей головой». Абсолютное бесстрашие и презрение к физической боли — неотъемлемая черта личности окончательно «взошедшего» Ганнибала. Символично, что первую треть фильма Ганнибал молчит — ну просто кот в мешке, а не знаток искусств и будущий доктор медицины! Когда же он, наконец, заговаривает, это сразу же — наш старый знакомый доктор Лектер, красноречивый и язвительный: - «Её аромат вытеснил из памяти невыносимую вонь приюта»… Какой образ! Вы по ночам не пишете стихи, инспектор? Не прячете под подушку? В синопсисе было обещано, что «Восхождение Ганнибала» охватит и начало психиатрической практики доктора, но ничего подобного. История остра, как лезвие, — это рассказ лишь о мести Ганнибала Лектера, о его войне с группой съевших Мику литовских коллаборационистов, уцелевших после победы. Сердцевина сюжета — причина и следствие: преступление и отмщение. С этой точки зрения центральное место действия в картине — лес невдалеке от фамильного замка Лектеров, а центральный эпизод — убийство Лектером первого найденного им несостоявшегося литовца-эсэсовца под бодрую патриотическую песенку, которую любили нацисты. И — катарсис — фамильные драгоценности на закованной в латы одетой в перчатку руке: возвращение к руинам памяти. Фильм заканчивается внезапно — словно обрывается. При этом в нём нет недосказанности, и история полностью завершена. Внезапный конец здесь не только не разочаровывает, но даже радует. Я долго размышлял, в чем же причина этого, и в конце концов понял. Своей структурой фильм про юность Лектера похож (исключительно по формальным признакам) на первый фильм трилогии «Властелин колец» — «Братство Кольца». И его «обрывочный финал» воодушевляет, потому что ясно дает понять: «Восхождение Ганнибала» — не замкнутое, самодостаточное произведение, а начало новой великой трилогии. |
2
11:16, 06 июля 2012
Рецензия на фильм "Ганнибал: Восхождение
2